Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1647
Скачиваний: 23
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2.Основания для досрочного назначения страховых пенсий по старости.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
2.1. Порядок назначения страховых пенсий по старости
- адекватность пенсионных прав заработной плате гражданина (объему страховых взносов, которые уплачиваются за него, в т.ч. при его непосредственном участии);
- учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
- обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
Тем не менее улучшение системы пенсионного страхования в Российской Федерации невозможно без активного развития негосударственных пенсионных фондов, основывающегося на внедрении следующих положений:
- разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;
- усиление позиций негосударственных пенсионных фондов на фондовом рынке;
- создание надежных механизмов защиты вкладов на основе использования существующего международного опыта, разграничения полномочий различных поставщиков услуг негосударственных пенсионных фондов и доступа к информации об их деятельности (с помощью системы отчетности и раскрытия информации);
- государственное стимулирование развития негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, стоит упомянуть о том, насколько важна прозрачность в деятельности негосударственных пенсионных фондов[8].
По нашему мнению, еще одним из перспективных нововведений в обязательном пенсионном страховании выступает создание и ввод в использование социальных карт[9].
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в 2012 году на всей территории начался процесс выдачи социальных карт гражданам.
Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде посредством универсальной электронной карты, определяет условия и порядок организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт на территории Российской Федерации, а также устанавливает требования к универсальной электронной карте[10].
Многофункциональная электронная пластиковая карта выдается получателям мер социальной поддержки по их желанию и на безвозмездной основе. На счет карты производится зачисление социальных выплат и мер социальной поддержки с последующей возможностью их обналичивания или осуществления безналичного расчета за товары или услуги.
Электронная карта имеет несколько независимо функционирующих электронных приложений, предназначенных для автоматизированного доступа пользователя к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной. Выпуск, выдача и обслуживание универсальных карт осуществляются организацией, уполномоченной субъектом Российской Федерации.
Выдача электронных карт началась с 1 января 2012 года на основании заявлений граждан, а с 1 января 2014 года карты выдаются без заявления. При этом законом закреплено право на отказ от получения универсальной электронной карты. Реализацию проекта "социальная карта" стоит считать логическим продолжением процесса информатизации документооборота среди организаций по социальному обеспечению прав граждан.
Кроме того, для улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации необходимо:
- продолжить всестороннее и качественное реформирование системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан;
- обратить внимание на создание дополнительных условий, которые способствовали бы целостному развитию системы пенсионных накоплений под присмотром негосударственных пенсионных фондов;
- продолжать развивать программу государственного софинансирования пенсионных пособий.
Вместе с тем необходимо повышать правовую грамотность населения, а также обеспечивать доступность информации об особенностях деятельности негосударственных пенсионных фондов, чтобы в равной мере и понятной форме иметь возможность донести ее до участников фонда, как действующих, так и потенциальных, при активной помощи средств массовой информации. Следует уделить внимание созданию специальных условий, направленных на усиление роли негосударственных пенсионных фондов в качестве инвесторов.
Резюмируя, отметим, система пенсионного страхования находится на уровне прогрессивного развития, однако не лишена недостатков, в связи с этим все еще сохраняется необходимость ее совершенствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью системы социальной защиты населения Российской Федерации. От состояния пенсионной системы зависит жизнь огромного числа нетрудоспособных людей, одними из которых являются лица пожилого возраста.
На 2017 год по данным государственной статистики численность пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации по старости, составляет 40 миллионов человек.
Новый виток в реформировании пенсионной системы России начался в 2014 – 2015 году со вступление в силу законов – «О накопительной пенсии» и «О страховой пенсии».
С 2015 года пенсия стала делиться на две составляющие – страховую и накопительную и включать фиксированную выплату к пенсии. Также законодательно введена бальная система исчисления пенсии, то есть пенсионные баллы должны начисляется работникам ежегодно, также ежегодно определяется стоимость одного балла (на январь 2017 года она установлена на уровне 77,3 рубля). Следовательно, с большей долей достоверности можно утверждать, что средний размер будущих пенсий в дальнейшем будет зависеть от доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
В Российской Федерации государственное пенсионное страхование является обязательным для всех граждан. Различают трудовые и социальные пенсии. Если у гражданина в наличие имеется страховой стаж, то у него возникает право на страховую пенсию.
Федеральный закон №400 – ФЗ «О страховых пенсиях» учитывает страховой стаж, когда пенсионер обратился за назначением права на социальную пенсию и ее размер итоговой продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которую начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В определении стажа заложены две категории периодов – периоды работы и (или) иной деятельности, в течении которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6– ФКЗ, от 30.12.2008 № 7– ФКЗ, от 05.02.2014 № 2– ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 14.04.2014.
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166–ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) – Режим доступа www.consultant.ru
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400–ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) – Режим доступа www.consultant.ru
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167– ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) – Режим доступа www.consultant.ru
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 2001. - № 51. - ст.4831; «Российская газета».
- Федеральный закон «О накопительной пенсии». Федеральный закон «О страховых пенсиях». – М.: Рипол Классик, Омега-Л, 2015. – 64 с.2001
- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. От 01.12.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» //Собрание законодательства РФ. - 1996. - №14. - Ст.1401; «Российская газета». – 1996
- Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 39 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года» //Российская газета. - 2015. - № 19; «Собрание законодательства РФ». - 2015. - № 5. - ст.819.
- Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 40 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии» //Российская газета. - 2015. - № 19 «Собрание законодательства РФ». - 2015. - № 5. - ст.820
- Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» // «Российская газета». -2015. - № 6
Литература:
Алексеев И.А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. № 3. С.48
Алексеев И.А. К вопросу об отличиях муниципально-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С.47
Ахметзяноа В.А. Готовимся к пенсии. Осваиваем Интернет / Ахмезянов В.А. – М.: БХВ- петербург, 2015. – 208с.
Белянинова Ю.В., Шашкова О.В., Черешева Е.А., Карташова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СПС КонсультантПлюс. 2016.
Буданова И.В. К вопросу о реформировании законодательства о досрочном пенсионном обеспечении // Социальное и пенсионное право. 2015. № 1. С. 7 - 11.
Ерофеева О.В. Анализ судебной практики по делам, связанным с защитой пенсионных прав граждан // Социальное и пенсионное право. 2017. № 4. С. 10 - 12.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России // Трудовое право в России. 2017. № 5.С.82
Карпунина Н.А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: Автореф. ... канд. юрид. наук. Москва, 2010. С. 46.
Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2016. № 3. С. 123 - 129.
Крикунов А.Н. Право социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2016. С. 274
Курбангалеева О.А.Пенсии по старости после 1 января 2015 года // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2015. № 2. С. 92
Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникава, А.М. Лушников. – М.: Юстицинформ, 2016. 656с.
Обущеноко Т.Н. Реформирование системы социального страхования в России // Науковедение: Интернет-журнал. 2017. № 3. С. 55.
Паламарчук А.В. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан // Законность. 2016. № 3 С.39
Пенсионный фонд Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/reform_issues.
Роик В.Д. Социальное страхование. – М.: Юрайт, 2015. С. 256
Рощепко Н.В. Реформирование института досрочных трудовых пенсий по старости: новации и проблемы // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С.98
-
Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) ↑
-
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Российская газета. № 296. 31.12.2013. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. – 25.12.1993г ↑
-
Федеральный закон от 28. 12. 2013 № 400 ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1.01.2017 ↑
-
Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ↑
-
Роик В.Д. Социальное страхование. – М.: Юрайт, 2015. С. 256 ↑
-
Белянинова Ю.В., Шашкова О.В., Черешева Е.А., Карташова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СПС КонсультантПлюс. 2016. ↑
-
Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. 176 с. ↑
-
Алексеев И.А. К вопросу об отличиях муниципально-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С.47 ↑