Файл: Взаимосвязь модели поведения в конфликтной ситуации и стиля управления коллективом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 489

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверим эмпирически взаимосвязь модели поведения в конфликтной ситуации руководителей и стиля управления коллективом.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ

2.1 Программа исследования и краткая характеристика методик изучения

Целью исследования является выявление взаимосвязи модели поведения руководителей в конфликтной ситуации и стиля управления коллективом.

Объект исследования – руководители в конфликтной ситуации.

Предмет исследования – уровень конфликтности и модель поведения в конфликте. Стиль руководства.

Гипотеза исследования – стиль управления коллективом влияет на модель поведения в конфликте.

Цель и гипотеза исследования определила основные задачи:

1. Подобрать диагностические методики;

2. Определить уровень конфликтности начальников, модель поведения в конфликте и стиль управления.

3. Выявить влияет ли стиль управления коллективом и уровень конфликтности руководителя на модель поведения в конфликте.

Выборка исследования: руководители различных организаций, индивидуальные предприниматели, имеющие в непосредственном подчинении от 3 человек. Всего было опрошено 12 руководителей, 6 женщин и 6 мужчин от 18 до 60 лет.

Ход исследования

Для определения уровня конфликтности руководителей и модели поведения использовались следующие методики:

1. Проективная методика Розенцвейга-Хорста.

Цель: выявление уровня конфликтности начальства.

Методика состоит из 6 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся в фрустрирующей ситуации. Для простоты подсчета и интерпретации результатов введен ключ теста по аналогии с тестом Розенцвейга – Хорста. Исследование проводилось индивидуально.

2. Опросник У. Томаса «Стиль поведения в конфликте».

Цель: Определение ведущего стиля поведения в конфликте.

Методика состоит из 30 пар суждений (высказываний), соответствующих типичному поведению в конфликтных ситуациях.

Результаты теста можно подсчитать, используя ключ. Подсчитав количество совпадений и получить сумму баллов по каждому стилю.


П - противоборство

С - сотрудничество

К - компромисс

И - избегание

У – уступка

Исследование также проводилось индивидуально.

3. Тест "Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки"[16].

Цель: выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства.

Тест состоит из 60 вопросов, обработка ответов которых позволит определить стиль руководства руководителей: авторитарный, либеральный или демократический, и степень их выраженности.

В связи с поставленной целью исследование проводилось в два этапа:

1 этап – в исследовании принимали участие 12 руководителей. Применялась проективная методика Розенцвейга-Хорста «Способы эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях» и Опросник У. Томаса «Стиль поведения в конфликте».

2 этап заключался в определении стиля руководства у опрошенных ранее руководителей. Применялся тест "Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки".

2.2 Результаты исследования и их интерпретация

Исследование проводилось среди руководителей организаций в удобное для них время, в привычной для испытуемых обстановке или удаленно посредством ссылки на тест, индивидуально, что повышает качество обследования.

Анализируя полученные данные, мы выделили начальников с высоким уровнем конфликтности, низким уровнем конфликтности и средним уровнем конфликтности, которые представили на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Уровень конфликтности начальников

Руководители, показавшие высокий уровень конфликтности (33%) от общего числа руководителей часто раздражительны по отношению к подчиненным, обладают крайне низкой эмоциональной устойчивостью, неуравновешенны, для них характерны высокие индексы реактивной и спонтанной агрессивности, в отличие от руководителей с низким уровнем конфликтности (17%), которые практически не проявляют немотивированной раздражительности к подчиненным, общительны, уравновешенны. Начальники, отнесенные к среднему уровню конфликтности (50%), действуют «по ситуации», в ситуациях несущих им большую уверенность они, как правило, достаточно спокойны (не конфликтны), в остальных ситуациях у данных руководителей возрастает конфликтное поведение.

Таким образом, подытоживая вышесказанное можно говорить о нестабильной обстановке в коллективах опрошенных руководителей. Из всех респондентов лишь 17% - 2 человека, способны решать конфликты адекватными способами, сохраняя эмоциональную устойчивость, уравновешенность.


Результаты тестирования руководителей по методике К. Томаса «Стиль поведения в конфликте», распределились следующим образом: Стиль поведения в конфликте «противоборство» было выявлено у 33% опрошенных, стиль поведения «сотрудничество» - 17%. Стиль поведения «компромисс» выявлен лишь у 8% опрошенных, «избегание» - 25%, стиль поведения «уступка» у 17 % опрошенных (таблица 1 и диаграмма 2).

Таблица 1

Результаты стиля поведения руководителей в конфликтной ситуации

№ респондента

Противоборство

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Уступка

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

%

33% (4 чел)

17% (2 чел)

8% (1 чел)

25% (3 чел)

17% (2 чел)

Диаграмма 2

Стиль поведения в конфликте руководителей, в %

Таким образом, стили поведения в конфликтах у руководителей имеют достаточно неоднородную структуру. Стиль противоборство характерен 33% опрошенных, избегание – 25%, по 17% опрошенных предпочитают сотрудничество и стиль уступки, стиль компромисс характерен для 8%.

Рассмотрим теперь взаимосвязь уровня конфликтности руководителя и его стиля поведения в конфликте. На основании данных были выделены три группы руководителей, которые представлены на диаграмме 3, в %:

- Группа 1: с оптимальным уровнем конфликтности;

- Группа 2: с ситуативным уровнем конфликтности;

- Группа 3: с высоким уровнем конфликтности.

Диаграмма 3

Конфликтность руководителей по группам, в %


В первую группу (25%) вошли те руководители, которые по данной методике показали низкий уровень конфликтности и стиль поведения в конфликте «Сотрудничество» и /или «компромисс». В первой группе уровень конфликтности влияет на стиль поведения: низкий уровень конфликтности руководителей предполагает такие стили поведения как «Сотрудничество» и/или «компромисс».

В группу с ситуативным уровнем (42%) попали руководители, показавшие противоречивые данные, мы интерпретировали это как нестабильность отношения к сотрудникам, проявляющееся так же в стиле поведения «Избегание» и\или «Уступка». То есть руководители конфликтуют в одних ситуациях, а в других проявляют терпимость к подчиненным или пытаются избегать излишнего общения. Итак, у руководителей с ситуативной конфликтностью чаще встречаются стили поведения «Избегание» и\или «Уступка».

В группу с высоким уровнем (33%) конфликтности попали руководители со стилем поведения в конфликте «Противоборство». Соответственно высокий уровень конфликтности руководителей предполагает стиль поведения «Противоборство».

Таким образом, мы с достаточной долей уверенности можем утверждать, что высокий уровень конфликтности руководителей предполагает отрицательные стили руководства, а низкий уровень – предполагает положительные стили руководства.

2 этап заключался в определении стиля руководства нашей выборки. Применялся тест "Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки", представленный в приложении 1.

Результаты данной методики представлены нами в приложении 2 и в таблице 2.

Таблица 2

Результаты определения стиля управления

№ респондента

Стили управления и степень выраженности

Авторитарный

Либеральный

Демократический

1

Средняя

Минимальная

Средняя

2

Минимальная

Средняя

Высокая

3

Средняя

Средняя

Высокая

4

Средняя

Минимальная

Средняя

5

Высокая

Минимальная

Минимальная

6

Средняя

Минимальная

Высокая

7

Минимальная

Средняя

Высокая

8

Средняя

Средняя

Средняя

9

Минимальная

Высокая

Высокая

10

Средняя

Минимальная

Средняя

11

Высокая

Минимальная

Средняя

12

Минимальная

Минимальная

Минимальная


Исходя из данной таблицы, получается следующая выраженность стилей управления респондентов:

Авторитарный стиль управления. Средняя выраженность стиля у 6 человек из 12-и (50%), минимальная выраженность стиля у 4 человек (34%), высокая выраженность стиля у 2 человек (16%).

Либеральный стиль. Средняя выраженность у 4 человек (34%), минимальная выраженность у 7 человек (58%), высокая выраженность у 1 человека (8%).

Демократический стиль. Средняя выраженность у 5 человек (42%), минимальная выраженность у 2 человек (16%), высокая выраженность у 5 человек (42%).

Таким образом, получается, что авторитарный стиль наиболее выражен у 50% руководителей, либеральный стиль у большинства респондентов (58%) минимально выражен, а демократический стиль имеет среднюю и высокую выраженность у большинства респондентов поровну (по 42%).

Наиболее приемлемый стиль управления – средняя выраженность авторитарного и демократического стиля вместе. Таблица 1 показала, что такой стиль управления прослеживается всего у 3 респондентов (25%) из 12-и.

Соединив данные первой таблицы и второй, получилось, что гипотеза подтверждается. Действительно, стиль управления руководителя влияет на его стиль поведения в конфликтной ситуации. Наглядно рассмотреть сводные данные можно на диаграмме 4.

Диаграмма 4

Сводные данные стиля руководства и стиля поведения в конфликте, в %

Как видно из диаграммы, 33% руководителей с высокой степенью авторитарного стиля руководства в конфликтной ситуации используют стиль поведения противоборство, 25% руководителей с минимальной степенью авторитарного стиля руководства используют при конфликте стиль избегание. По 17% руководителей со средним авторитарным и высоким демократическим стилем руководства решают конфликт уступкой, а всего 8% опрошенных с оптимальным стилем руководства (средней степенью авторитарного и демократического стиля) в конфликтной ситуации идут на компромисс. Представленные данные доказывают, что стиль управления коллективом влияет на модель поведения в конфликте. Гипотеза доказана.

Выводы по второй главе:

Итак, мы произвели анализ исследования конфликтности руководителей:

  1. Мы охарактеризовали выборку исследования: это мужчины и женщины в количестве 12 человек.
  2. Нами проведена социально-психологическая диагностика уровня конфликтности руководителей.

Мы выявили, что в целом возникновение конфликтной ситуации определяется объективными трудностями и проблемами, с которыми сталкивается человек, и конкретной ситуацией, в которой он оказался, а также некоторыми особенностями его личности.