Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление товарными потоками (Основные этапы развития Византийской культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема моей курсовой является: «Византия как прообраз православной культуры». Обращение к истории мировой духовности стало главной тенденцией культуры современности, которая распознала важность проблемы русского самосознания.

Огромное значение приобретает общее представление о культуре традиций Византии в русском народе на различных этапах истории, раскрытие смысла актуальности византийско-русских проблем в настоящее время. Византийские традиции стали одним из важных факторов, которые дают отечественной культуре своеобразие и неповторимость.

В своей курсовой я буду изучать историю Византии, своеобразие византийского христианства, связь Византии с Русью.

Целью моего курсового проекта является историко-культурологический анализ роли византийской культуры на развитие русского православия.

Основные задачи:

  • Получить знания в области истории Византии, русского православия, жизни Руси;
  • Изучить зарождение православия на Руси;
  • Понять почему Византию называют прообразом многих культур.

Глава 1. Искусство Византии

1.1 Основные этапы развития Византийской культуры

Византия – это самобытная целостность культуры, это первая империя, принявшая христианство. Византия располагалась на соединение трёх континентов: Азии, Африки и Европы. Её территория включала в себя: Балканский полуостров, Сирию, Малую Азию, Египет, Палестину, некоторую часть Армении и Месопотамии, острова Кипр и Крит, основные владения в Крыму и на Кавказе, малые области Аравии. Средиземное море было озером находящимся внутри территорий Византии.

Наибольших размеров по количеству территории Византии удалось достигнуть во времена «Золотого века». А конкретно во время правления Юстиниана Великого, который стремился вернуть старую славу Древнего Рима, но в следующие века территории Византии становилась лишь меньше. Земли Византии в основной части представляют собой – горы и холмистые равнины, а также малые долины. (см. Приложение, рис.1)


Этапы основных ступеней развития культуры Византии:

1) 4 – середина 7 века – протовизантийский период. В это время в стране был кризис, однако несмотря на него античное общество, в Византии сохраняет его основные составляющие. Для этого периода характерно: становление христианства, выработка художественных христианских идеалов в искусстве. С именем Константина Великого связан переворот в политике религий, перенос столицы из Рима в Константинополь. Прозвание «Великий» Константин приобрел в связи возведения эпохи христианства в степень государственной религии. С конца 4 века в Византии стали возникать монастыри. Церковь превратилась в довольно богатую организацию, которая обладала большим количеством земных владений. В результате борьбы разных течений в христианстве главенствующим в Византии стало православие. В «Золотой век» Юстиниана Великого империя приобрела огромные размеры в количестве территорий.

2) Середина 7 – середина 9 веков – наблюдается культурный спад, связанный с экономическим спадом, потерей восточных территорий и крупных центров в Византии. В 8 – первой половине 9 веков в Византии началось – иконоборчество.

3) середина 9 – 12 веков – наблюдался культурный подъем, который в свою очередь характеризовался становлением традиций античности, сохранением наследия культуры, переходом от формального использования к усвоению античного наследия. Огромную часть занимало влияние церкви на всё и всех. Византийская церковь, обычно покоряющаяся императору, стала отстаивать права равных прав духовной и светской власти, призывала к осуществлению христианства с помощью античности, в соседних народах с помощью церковных задач и условий; кроме Византии православие также пытались ввести в Моравии, используя задачу Кирилла и Мефодия.

4) 13 – середина 15 веков – период, которые стал обусловлен политическим и экономическим спадом великой Византии. В 1453 году состоялся захват Константинополя, и Византия оказалась изолирована от общества. В стране происходит падение мощи государства при возрождении богословских, литературных, художественных сил.

1.2 Византийская живопись 5-7 веков

Период первого расцвета византийского искусства принято считать со времени правления императора Юстиниана (527 - 565). Наряду с Константинополем большую роль играли центры провинций Византийской империи.


Ни один город не сохранил такого количества памятников 5 – 6 веков, как расположенная на севере Италии, Равенна. (см. Приложение, рис.2)

Мавзолей Галлы Плацидии - крестовокупольное сооружение, расположено рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне.

Мавзолей построен приблизительно во второй четверти 5 века и украшен самыми ранними ровенскими мозаиками. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения.

Равенна. Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. 5 век. Христос - добрый пастырь. (см. Приложение, рис.3)

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. 5 век. Христос - добрый пастырь. (см. Приложение, рис.4)

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. 6 в. (см. Приложение, рис.5-6)

Церковь Сан Витале (св. Виталия). 540 – 547 гг. Равенна. Центрально купольная на восьмигранном основании постройка. (см. Приложение, рис.7)

Юный Христос на сфере. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в. (см. Приложение, рис.8-9)

Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в. (см. Приложение, рис.10)

Феодора со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в. (см. Приложение, рис.11)

1.3 Монументальная живопись Византии

9 – 10 века - период правления династии Македонского. В это время границы Византии вновь стали расширенными. Наступил расцвет культуры и искусства, который был назван «Македонским возрождением».

Во внешней политике всё большее значение приобретает Киевское государство, у которого очень сильно взаимосвязаны культурные и торговые контакты с Византией. Крупнейшим городом, который имел огромное значение во всём мире средневековья, остается Константинополь. Карл Маркс говорил об этом городе: «…золотой мост между Востоком и Западом».

Церковное здание было похоже на космос:
- Купол и барабан стали символами неба. Под ними зачастую изображался Христос Пантократор.
- В апсиде помещали фигуру Богоматери – которая стала олицетворением церкви земной, а также заступницей за человечество.
- В парусах были изображены – евангелисты.
- На верхних частях сводов – сюжеты из Евангелия – переход от «Небесного» к «земному».
- В нижней части храма – располагались изображения святых и мучеников.



В период «Македонского Возрождения» в живописи были сильно заметны традиции античных культур. Хорошо они прослеживаются в никейских мозаиках:


Ангел. Фрагмент мозаики «Силы небесные» в церкви Успения в Никее. 9 век. Мозаика погибла в 1922 году. В этом фрагменте сохранена свободная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков. (см. Приложение, рис.12)

Мозаики церкви святой Софии. Лев мудрый перед Христом. 9 век. (см. Приложение, рис.13)

- Из античные традиций хорошо просматриваются – складки на одежде, которые следуют положению фигуры. Однако уже более заметно становится усиление линейного начала.

Лев мудрый перед Христом. Мозаики церкви святой Софии. 9 век. (см. Приложение, рис.14)

В течение 11 – 12 веков, усиливается характер искусства: Фигуры утрачивают былую, телесность. Помещаются вне реальной среды, а конкретно на золотом фоне. Пейзаж и архитектура приобретают характер условностей.
Живопись вытесняется линейными изображениями. Кубики уменьшаются и выкладываются в более правильные ряды с постепенным переходом близких по тону кубиков. Колорит становится условным.

Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью. 
Мозаика церкви святой Софии. 12 век. (см. Приложение, рис.15)

Христос Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. 2 половина 11 века. (см. Приложение, рис.16)

Икона Иоанн Лествичник. 11 век. (см. Приложение, рис. 17)

Богоматерь Владимирская. Икона. 12 век. (см. Приложение, рис.18)

Искусство первой половины 13 века

13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами. Император и его придворные бежали в Никею, где оставались чуть ли не до самого освобождения столицы. В этот период в Константинополе из искусства не создавалось практически ничего, но в провинциях искусство продолжало существовать.
После восстановления империи начались глобальные работы по восстановлению столицы.

Искусство «Палеологовского возрождения»

К более поздним мозаикам в храме Святой Софии относится «Деисус». 2 половина 13 века. Деталь. Христос Пантократор. (см. Приложение, рис.19)

«Деисус». 2 половина 13 века. Деталь. Богоматерь. (см. Приложение, рис.20)

Христос Пантократор. Мозаика Кахриэ-Джами. Начало 14 века Константинополь. (см. Приложение, рис.21)

1.4 Своеобразие византийского искусства. Общие сведения о культуре Византии.

Византия – как её называют, это страна монастырей, содержащая в себе семь соборов Вселенной, а также это страна наиболее почитаемых прародителей и учителей церкви. Византия в своё время прославилась как наставница славянского мира, как его учительница, прародительница, и в тоже время как росток веры христианства против ислама, защитница культуры от варварства и бед. Византийская культура берет своё начало из откровений и летописей евангелистов, ей свойственны храмовые черты, в сою очередь жизнь которых освящены молитвами и тайными действиями в храмах.


Сила и сущность христианского средневековья состоит в том, что жизнь в ней не была разделена на религию и просто жизнь, нет, они шли всё время в одну ногу.

Верность церкви составляла наивысшую честь для византийца, падающую, но всегда помнящую, так думали они о своей духовной Родине.

Знаками символики началась история бытия Византии, началом которой всё же является перенос столицы на берега Босфора, города Византии, который был основан ещё в 660 году до нашей эры.

Распространённая в Византии формула введения гласит: «Византийская империя родилась с Константинополем и умерла вместе с ним же». Дата рождения Византии является – 11 мая 330 года – это как раз день официального провозглашения Константинополя столицей Византии. А 29 мая 1453 года – явилось, как последний день византийской империи, далее свершился распад этой великой империи.

Константинополь – ни с чем не сравнимая, высшая опора православного мира.

Основную часть культуры Византии составляет заключенное в рамки соединения римской императорской мысли, православной веры и греко-римского культурного прошлого. В Византии не было особого разрыва между античностью и средневековьем, именно это сослужило ей большую честь.

Термин «Византия» возник уже задолго после падения империи Рима, в среде людей предложивших деление истории на «новую», «среднюю» и «древнюю» и давших тогда средневековью ничтожное, униженное, никчемное в их глазах название – Византия. Византийцы в своём осознании были римляне.

Во внутренней политической жизни Византии элемент шаткости и нестабильности пронизывает всю её историю. Так, в период с 395 по 1453 года из 107 государей только 34 умерли своей смертью, либо на войне, либо стали жертвами случая, остальные погибли в результате дворцовых интриг и переворотов.

Глава 2. Православие на Древней Руси

2.1 Легенда о выборе веры

Князь Владимир. Его заслуга, что в конце 10 века Русь стала христианской страной, и тем самым страна была спасена от борьбы с язычниками. Крещение было исполненно с уверенностью и жесткостью, крещение избавило народы Руси от более неприятного будущего. Какие бы отношения между Русью и другими странами не складывались, эту страну нельзя было предать полному уничтожению, потому что в результате крещения она встала в один ряд с другими крещеными землями. Выбор Владимиром подходящей религии как раз был связан с политическим самоопределением Руси. В летописи процесс выбора веры показан следующим образом: