Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление товарными потоками (Основные этапы развития Византийской культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш".

Затем приходили немцы и хвалили закон свой.

За ними пришли евреи, те тоже хвалили свой закон.

После же всех пришли греки, восхваляя свой закон, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в другом законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете?"

И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине всё разузнать, то пошли своих мужей, узнавай, у кого какая служба и кто как служит Богу".

Князю понравилась речь их; Люди избрали мужей славных и умных, около 10, и сказали им: " Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к болгарам, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою.

Сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них всё, а оттуда идите на Греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил: "Зачем пришли?" Они рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий день послал к патриарху, говоря ему: "Пришли русские узнать о вере нашей, приготовь церковь и сам оденься в святительские одежды, чтобы видели они славу Бога нашего". Услышав об этом, патриарх сотворил по обычаю праздничную службу. Пошёл с русскими в церковь, поставил их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу, рассказал им о служении Богу. Они были в восхищении, дивились и хвалили их службу. Призвали их цари Василий и Константин, сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. Созвал Князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними, – обратился к послам: – Говорите перед дружиною".

Они же всё сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.

И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.

Пришли мы на Греческую землю, и ввели нас туда, где служат Богу, не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, – знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать".


Сказали бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?" Они сказали: "Где тебе любо". (см. Приложение, рис.22)

2.2 Принятие христианства

Испокон веков понятия «Россия и православие» едины и неразделимы, идут нога в ногу друг с другом. Православие не просто религия - это образ жизни, духовность, святыни. Решение о принятие христианства на Руси - это событие, определившее её целостность, историю и место в сокровищнице культуры и цивилизации. Трудно переоценить значение православия не только для государственной истории, но и мировой истории. (см. Приложение, рис.23)

Историки подмечают, что князь Владимир, при выборе государственной религии также, рассматривал ислам и иудаизм. Иудаизм отпал сам собой, так как его исповедовал вечный недруг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался, поэтому отпал тоже. А христианство с его величественной обрядностью было наиболее близко к духовному коллективизму. Главную роль также сыграли связи с Византией. В летописи тех времен отмечалось, что русское княжество, оказавшееся в храме Царьграда, были потрясены великолепием. Судя по их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

К концу 10 столетия христианское вероисповедание было уже сильно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами.

Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства.

28 июля 988 года по воле князя Владимира всё население Киева собрали на берегу Днепра и крестили. Обряд проводили специально приглашенные византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она положила начало процессу распространения христианства. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много преград пришлось преодолеть прежде чем новая вера воспримется народом и полностью утвердится как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание придерживающихся старой веры людей во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 году — в Новгороде, и только к концу 11 века принял крещение Ростов, Муром продержался до 12 века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью культуры народа. (см. Приложение, рис.24)


Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основе полагающей роли. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороны, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.

2.3 Связь культуры Византии с культурой Древней Руси

Культура Киевской Руси взяла идеалом культуру восточных славян, которые в свою очередь составили ядро государства. Она испытывала несомненное влияние народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.

В 988 году при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство было распространено на Руси издревле. В начале нашей эры Андрей Первозванный, ученик Христа – старший брат апостола Петра – отправился в Скиф. Как описывает «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и сказал, что Киев будет «матерью городов русских», тау оно и вышло. Дальнейший путь его лежал через Новгород, где, по его словам, на него произвела впечатление русская баня. Рассказы о следующих крещениях отдельных группах населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.

Принятие христианства имело большое значение для развития Руси в дальнейшем. Христианство с его идеей вечности жизни человека, в свою очередь утверждала равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому, так и простому люду, в зависимости от честного исполнения своих обязанностей на земле.

Государь был и справедливым судьей во внутренних делах государства, так и доблестным защитником границ отчизны. Принятие христианства укрепляло государственную власть и единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнувшая язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно улучшились и возросли в спросе. А также принятие христианства сыграло огромную роль в развитии русской культуры, которая испытала на себе влияние византийской, а через неё и античной культуры.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был воспринят церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.


Глава 3. Обобщение темы

3.1 Византия – прообраз культурного мира

Средневековый период имеет особое место в истории культуры русской. Эпоха Средних веков в России продолжалась гораздо дольше, чем в других странах Европы, и её «отзвуки» культура Руси ощущала практически до начала 19 века.

Началом новой эпохи стало положено считать период с самого принятия христианства, когда русские княжества приняли один из наиболее развитых на тот момент в мире видов культуры. Выбор, который был сделан князем Владимиром имел серьезную основу для этого, он предопределил всю историю культуры русской. Мастера из Византии построили на Руси первые каменные храмы, которые были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя во многие города Руси были привезены самые первые образцы живописи Византии.

На данный момент христианство обитает на Руси чуть более тысячи лет и точно такие же древние корни имеет иконописное искусство. Икона возникла до рождения древнерусской культуры, и получило огромное распространение во многих, можно даже сказать во всех православных странах. Иконы появились на Руси в результате доминирующей деятельности церкви Византии на тот период. Особенно важно то, что явилось для церковного русского искусства сильным пробуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в период эпохи её расцвета. В этот период в Европе искусство церкви нигде не было так развито, нежели в Византии. В это время Русь получила непревзойденный шедевр церковного искусства – икону Богоматери, которую далее наименовали Владимирской.

Через изобразительное искусство гармония античности, чувство меры стали основным достоянием русского искусства церкви. Для быстрого освоения наследия Византии на Руси был определенный фундамент.

На Руси была высокоразвитая художественная культура. Всё это стало причиной того, что сотрудничество русских мастеров с византийскими являлось плодотворным.

Ещё с древности слово «икона» употреблялось не для многих изображений, как правило, для тех изображений, что были написаны на доске. Дерево служило на Руси основным материалом для строительства. Большинство русских церквей были деревянными, поэтому мозаик и фресок не было в Древней Руси.


Иконы, написанные на досках отличались своей декоративностью, удобством размещения в церквях, яркостью и прочностью своих красок, они самым наилучшим образом подходили для убранства русских деревянных церквей.

На Древней Руси икона явилась классической формой изобразительного искусства, как и мозаика в Византии. Древнерусская живопись - как её ещё называют живопись христианской Руси - играла в жизни общества огромную роль и этой ролью был определён её характер. В основе древнерусской живописи лежит великое «слово» христианское. Что же входит в это «слово»? Это: Священное Писание, Библия - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

После завершения строительства главного храма на Руси - Софии Киевской было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, это слово имело целью утвердить основы нового миросозерцания христианства. В конце 10 века территории Киевской Руси вошли в идеал христианского мира, попавшего под влияние идеалов Византии.

Главным достижением культуры Византии были писания святых отцов церкви. Высокий уровень учителей - ставил сложные задачи для Руси Киевской. Но русское искусство княжеств 10 века отличалось от Византийского. Особенности первых произведений, которые были созданы греками - явились: масштаб, демонстрация государства молодого и княжеской власти.

Существует огромное количество представления о взаимодействии христианства и языческих вероисповеданий в Древней Руси.

Народная культура, особенно в дальних участках от Киева, долгое время принимала языческие верования, а впоследствии – объяснения христианства и суеверий. Однако наши представления о народной культуре во многом строятся на неоправданных данных и предположениях. Культура духовной и светской элиты известна нам по памятникам тех времен, которые не дают оснований для выводов о вторжении язычества в религиозные представления Древней Руси.

С принятием христианства княжества Древней Руси были приобщены к культуре основанной на книгах. Развитие письменности на Древней Руси также было связано с христианством – письменность в русских землях получила широкое распространение в лице развитой традиции культуры восточного христианства. Для раннего периода характерно развитие: проповедей, жития святых, описания военных походов; тогда же берет начало русское летописание.

Став частью мира христианского, княжества Руси приобрели широкие возможности для развития связей не только с Византией, но и с другими европейскими странами. Уже в конце 11 века становится заметно влияние романской архитектуры. Храмы не идентичны романским постройкам - они представляют собой своеобразный образ византийского типа крестово-купольного храма и романской техники белокаменного строительства, а также украшения. Данное смешение греческих и западноевропейских культур стало возможным только на Руси, его результатом стал знаменитый шедевр владимирской архитектуры - церковь.