Файл: Анализ эффективности различных типов организационных структур управления российских компаний (Организационная структура управления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационная деятельность менеджмента
1.1. Организационная структура управления
1.2. Базовые типы организационных структур управления
1.3. Оценка эффективности организационных структур управления
Глава 2. Анализ эффективности организационной структуры управления на примере ООО «Застава Клуб»
2.1. Краткая характеристика компании
2.3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления
Также можно выделить следующие основные пути повышения эффективности хозяйственных организаций, определяющие основные направления совершенствования организационной структуры управления (ее организационную рационализацию или организационное новшество):
Обеспечение гибкости организационной структуры управления, под которой понимается реакция на изменения во внешней среде с минимальными затратами, усилиями и в кратчайшие сроки. Требования гибкости определяют современную структурную композицию:
-
- децентрализация структур управления;
- вертикальная дезинтеграция;
- диверсификация производственной и сбытовой деятельности.
Вертикальная дезинтеграция - от сегментации предприятия с целью создания простых подразделений до выделения юридически независимых дочерних предприятий из действующей компании ("реструктурирование вниз"), выделение сестринских компаний путем создания фирм, специализирующихся в определенных сферах деятельности ("горизонтальное реструктурирование").
Особый интерес вызывают пути перехода к так называемым горизонтальным корпорациям, с развитием которых связываются основные тенденции формирования будущего. Группы (команды) становятся основным «строительным» блоком организации и образуют собой плоскую иерархию, в которой формирование организационной структуры происходит вокруг процесса с минимизацией деятельности внутри него.
Организационное совершенствование, предполагает либо локальные структурные изменения в подсистемах и элементах системы, либо перестройку организационной структуры в целом, должно происходить в виде двух взаимосвязанных процессов: управленческого организационного воздействия и процесса самоорганизации. При этом первый должен обеспечить создание условий для стимулирования целесообразных процессов второго. Эффект организационного совершенствования выражается не только в улучшении показателей эффективности системы, но и в повышении ее потенциальны возможностей для будущего развития.
Совершенствование структуры управления, основанное на направлениях:
1. Совершенствование механических структур за счет внутренних упрощений или изменений, которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления.
2. Создание комплексной структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных отделов, блока развития и т.д.) в существующую механическую. Это так называемые выделенные структуры, функция которых заключается в решении задач, плохо вписывающихся в традиционную линейно-функциональную структуру. Это направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период.
3. Замена структур механического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличия сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.
В соответствии с выбранной стратегией, определяются необходимые качества, которыми должна обладать организационная структура компании ООО «Застава Клуб» после осуществления комплекса преобразований, связанных с освоением новых технологий и рынков сбыта:
структуризация организации по отделениям по одному из критериев:
- по предоставляемым услугам (продуктовая специализация);
- по ориентации на потребителя (потребительская специализация);
- сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением;
- ключевыми фигурами в управлении должны стать менеджеры, возглавляющие продуктовые отделения компании, а не руководители функциональных подразделений;
Выводы по главе 2.
Во второй главе рассмотрена компания «Застава Клуб» которая предоставляет спортивно-развлекательные услуги, а именно игры в лазертаг. Компания существует на рынке 8 лет, и показала себя устойчивой компанией. Компания использует линейно-функциональную структуру управления. И в главе 2.3. даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры.
Заключение
Структура управления организацией - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Выделяют следующие типы организационных структур: линейная, линейно-штабная, дивизионная, органическая, бригадная (кросс - функциональная), проектная, матричная (программно-целевая) и т.д. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими.
Создание и деятельность каждой организации происходит с учетом места, времени и ситуации, определяющих не только вид организации, но и порядок ее функционирования.
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации.
Рассмотрим тип организационной структуры в компании “Застава Клуб”. Структура управления компании «Застава Клуб» является Линейно-функциональной. Основу составляет, так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса. По каждой подсистеме департамента формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Информационный сектор является специализированным подразделением, который не обладает правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, цели и задачи этого подразделения помогать руководителю департамента продаж, проводить стратегическое планирование и анализ.
В компании «Застава Клуб» линейно-функциональная структура управления и менять сейчас, что-то в структуре управления. Существует ряд проблем, решение которых выведет показатели работы отделов на новый уровень.
Для эффективной отдачи и получения максимального результата необходимы дополнительные результаты контроля. Планирование работы менеджера по продажам, позволит руководителю вмешиваться в процесс продажи и помогать менеджеру, остеречь его от возможных ошибок и указать на сильные стороны.
При формировании организационных структур главное внимание, должно отводиться приданию им динамичности с тем, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней и внешней средам, и что, структура управления может развиваться наподобие живого организма.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)//"Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5491.
- Официальный сайт компании: www.cosmozar.ru
- Азар В. Туризм - еще один феномен ХХ века // Туризм: Практика, проблемы, перспективы - 2015.- №11. С.15- 21.
- Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб.пособ. - М.: Аспект Пресс, 2015. 464 с.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие / М.М. Алексеева. - М.: ЮНИТИ, 2017. 214 с.
- Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учеб. для вузов. 2-е изд. Перераб., М.: ИНФРА-М, 2018.408 с.
- Балабанов И.Т. Экономика туризма: учебное пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2015. -176с.
- Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учебное пособие / В.В. Богалдин-Малых. - М.: МПСИ, 2016. - 560 c.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. - М.: Экономистъ, 2016.365 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 214 с.
- Гличев А.В., Основы управления качеством продукции - М., РИА «Стандарты и качество», 2015.212 с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер,2015. - 447с.
- Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. - М.: ИНФРА-М, 2015. 198 с.
- Ивашов Л.А. Простая, быстрая и гибкая // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2015.-№4. С. 22-27.
- Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса): учебно-практическое пособие /Д.К. Исмаев. - М.: СЮО «Книгодел»: МАТГР, 2015. 158 с.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 2015.- 496 с.
- Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: Политика развития: Учеб.пособ.-М.: Советский спорт, 2015. 35 с.
- Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2014. 320 с.
- Коротков Э.М. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2016. 321 с.
- Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник / Пер. с англ. под ред. Р.Б.Ноздревой.- М.: ЮНИТИ, 2015.- 787 с.
- Кривошеин В. Еще раз о сертификации // Туризм: Практика, проблемы, перспективы. - 2016.- №2. С. 10-15.
- Курочкин А.С. Управление предприятием: Учеб. пособ. - К.: МАУП, 2015. 436с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели |
Обозначения |
Варианты ОСУ |
Базовый |
сравнительный |
|
1.Численность работников, чел. в т.ч. работников аппарата управления, чел. |
Ч Чу |
|
2. Фонд заработной платы всего, тыс. руб./год |
ФЗП |
|
3. Фонд заработной платы работников аппарата управления, тыс. руб./год |
ФЗПу |
|
4. Затраты на управление, тыс. руб./год |
Зу |
|
5. Стоимость реализованной продукции, тыс. руб./год |
О |
|
6. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб./год |
С |
|
7. Чистая прибыль, тыс. руб./год |
П |
|
8. Звенность системы управления |
Зв |
Критерий эффективности |
Показатели |
Методика расчета показателей |
варианты ОСУ |
Лучший вариант по критерию |
|
базовый |
сравнительный |
||||
1. Производительность |
1.1. Количество произведенной продукции, приходящейся на одного работника аппарата управления, тыс.руб./ чел в год |
сравнительный |
|||
2. Экономичность |
2.1. Экономическая эффективность управления (отношение прибыли организации к затратам на управление), % 2.2. Затраты на рубль товарной продукции, коп./руб. 2.3. Удельный вес затрат на управление в стоимости продукции, % 2.4. Прибыль, приходящаяся на одного работника аппарата управления, тыс. руб./чел в год 2.5.Удельный вес работников аппарата управления в общей численности, % 2.6. Удельный вес заработной платы работников аппарата управления в общем фонде заработной платы, % |
|
|
|
базовый базовый сравн./баз сравн./баз базовый. сравн./баз |
3.Рациональность |
3.1. Звенность системы управления |
Зв |
сравн./баз |
||
3.2. Коэффициент численности 3.3. Норма управляемости–подчиненности (число работников, приходящихся на одного управленца), чел. |
|
0,25 |
0,15 |
базовый базовый |