Файл: Исследование организации деятельности подразделений ур по раскрытию преступлений совершаемых молодёжными экстремистскими движениями 18.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статистические методы позволили осуществить анализ состояния преступности в сфере молодежных движений экстремисткой направленности. Социологические методы позволили выявить типичные способы совершения и личностные характеристики в результате опроса практических сотрудников.
Сравнительно-правовые методы использовались при исследовании нормативной-правовой базы и материалов судебной и следственной практики. Метод моделирования позволил сформировать криминалистическую модель преступления, совершенного лицами из числа участников молодежных движений экстремистской направленности. В работе также применялись иные обще- и частнонаучные методы. Одной из причин роста преступности среди подростков является распространение экстремистской идеологии движения «АУЕ» посредством социальных сетей, Интернета и других средств массовой информации [21].
Движение «АУЕ» («Арестантское Уркаганское Единство») представляет собой идеологически мотивированное молодежное движение, строящееся вокруг соблюдения так называемых «понятий». Они представляют собой неписанные правила поведения, которых придерживаются представители криминальной среды и лица, осужденные к лишению свободы. Истоки этого экстремистского движения происходят с конца 1980-х годов. Во времена перестройки и масштабного реформирования экономики и государственного строя, по всей территории СССР начала расти организованная преступность. Это было вызвано внезапным расширением прав граждан, а также неготовностью советского законодательства и правоохранительной системы к проблеме такого масштаба.
Движение «АУЕ» постепенно формировалось и развивалось на протяжении нескольких десятков лет, однако оно было активно в основном в маленьких провинциальных городах и поселках рядом с местами лишения свободы. Ряд исследователей считает «АУЕ» феноменом современной молодежной субкультуры. Однако данная проблема гораздо шире, т. к. затрагивает фундаментальные аспекты личностного развития. Приверженность к данной идеологии во многом определяет отношения субъекта с социумом и формирование морально-личностных качеств, на которых в дальнейшем будет строиться все социальное взаимодействие [21].
Широко известным движение стало в 2011 г., когда сотрудники одного из территориальных органов внутренних дел Забайкальского края выявили банду, занимавшуюся ограблениями и вымогательством. Как позже стало известно следствию, в банду входило около двадцати молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет, каждый из которых был из благополучных семей.
Помимо грабежей и вымогательств банда навязывала арестантские идеи в школе и начальных классах. Также выяснилось, что в каждом классе назначался «смотрящий», который собирал с одноклассников дань, и направлял ее в «общак».
Наибольшее распространение преступная идеология получила в Сибири, а начиная с 2018 г. стала распространяться по всей территории России. Вместе с этим первые шаги к криминализации движения начались еще в 2017 г. 3 января 2017 г. Президент России Владимир Путин в ходе встречи с правительством поручил начать декриминализацию подростковой среды. Это стало первым серьезным толчком к началу профилактической работы среди молодежи и полноценного противодействия движению. 17 августа 2020 г. Верховный Суд Российской Федерации вынес решение, в соответствии с которым деятельность экстремистской организации «АУЕ» была запрещена [21].
Несмотря на достаточную плоскость и абстрактный характер судебного акта, первые уголовные дела были заведены уже в конце августа. Сложно сказать, что именно стало определяющим фактором развития данного движения.
По нашему мнению, именно деструктивные аспекты массовой культуры вкупе с недостатком внимания родителей к подросткам. Распространение криминальной культуры не только долгое время не замечалось, но и воспринималось и широко использовалось в массовой культуре и средствах информации. Многочисленные музыкальные и кинематографические произведения на криминальную тематику романтизировали образ преступника, а их широкое распространение обеспечили развитие этих идей в обществе [15, c. 62].
С точки зрения содержания, движение «АУЕ» предполагает наличие ряда характерных черт:
1. Наличие строгой иерархии.
2. Строго регламентированный кодекс поведения.
3. Характерный жаргон.
4. Символика.
5. Возрастная составляющая.
Иерархия в движении «АУЕ» строго регламентирована и, как правило, неукоснительно соблюдается. Она предполагает распределение участников в формате карьерной лестницы. Начальной ступенью являются так называемая шпана. Как правило, это молодые люди подросткового возраста, занимающиеся сбором дани для дальнейшей передачи в места лишения свободы. Координируют их «старшие».
В основном это люди в возрасте 18–25 лет, которые занимаются контролем объемов собранной дани и непосредственной передачей ее в места лишения свободы. Кодекс поведения также считается отличительной чертой членов «АУЕ». Поведение является одним из ключевых маркеров, позволяющих установить принадлежность лица к данному движению. В своей речи последователи движения «АУЕ» используют характерные для мест лишения свободы жаргонизмы, причем не применительно к определенным аспектам, а в порядке повседневного общения. Также необходимо отметить, что среди «ауешников» широко используются клички, которые зачастую применяются гораздо чаще настоящих имен. Речь также является одним из вербальных маркеров, позволяющих выявить приверженца этому движению. В своем решении Верховный Суд ограничился запретом непосредственно движения «АУЕ», не уделив должного внимания его символике.
Символика «АУЕ» крайне специфична. Она предполагает наличие как конкретных визуальных элементов, так и определенных образов и характеристик изображений и символов. Основным символом движения является восьмиконечная звезда. Данный символ является воспроизведением популярной в арестантских кругах татуировок [14, c. 97].
Наличие символики движения является одной из важнейших криминалистических характеристик преступлений, связанных с «АУЕ», т. к. ее наличие почти всегда свидетельствует о приверженности преступника к данному движению. Другой ключевой криминалистической характеристикой является возрастной диапазон преступников. В отличие от других видов преступлений, в том числе экстремистской направленности, составы, связанные с «АУЕ», имеют особые субъекты.
Средний возраст последователей «АУЕ» колеблется от 14 до 20 лет. К слову, скулшутинг также предполагает некоторый возрастной диапазон, однако в целом возраст преступников все же дифференцируется, чего не скажешь об «АУЕ». Это движение изначально было сугубо подростковым, поэтому большинство преступников – подростки. Однако, как было отмечено выше, важной криминалистической характеристикой движения «АУЕ» является наличие ряда маркеров, позволяющих установить принадлежность преступника к этому течению.
К таким маркерам можно отнести:
1. Поведенческую характеристику.
2. Вербальные маркеры.
3. Невербальные маркеры.
4. Романтизацию криминальной среды и поведения преступников.
5. Характеристику аккаунтов в социальных сетях.
Поведенческая характеристика выражается в резком изменении поведения подростка в сторону повышения агрессивности, появления резкой нетерпимости к сотрудникам правоохранительных органов и государственной власти. К вербальным маркерам можно отнести появление в речи и увлечениях криминального подтекста, цитирование характерных фраз и лозунгов, оправдание действий криминальных авторитетов. К невербальным маркерам могут относиться манера речи и выражение эмоций [11, c. 57].
В социальных сетях приверженцы «АУЕ» часто размещают фотографии криминальных авторитетов, персонажей криминальных фильмов, аудио- и видео- материалы на криминальную тематику, а также мемы и демотиваторы, высмеивающие и оскорбляющие сотрудников правоохранительных органов. Оформление страниц в социальных сетях также может являться маркером для выявления члена «АУЕ». Как правило, подросток, подписанный на тематические сообщества, делающий из них репосты, где прямо или косвенно упоминаются принципы и основы движения «АУЕ», а также пропаганда насилия и нетерпимости к сотрудникам правоохранительных органов, чаще всего (в той или иной степени) является приверженцем преступной идеологии.
В целом, членство в движении «АУЕ», равно как и пропаганда этой идеологии и организация ячеек, можно рассматривать в качестве отдельных видов преступления. Однако деятельность «АУЕ» неразрывно связана с другим составами преступлений. Наиболее характерными для «ауешников» преступлениями являются кражи, грабежи, разбойные нападения и вымогательства. Все эти составы отличаются наличием характерной для движения «АУЕ» специфики.
Данная специфика заключается в особых мотивах преступления. Зачастую членов «АУЕ» при совершении таких преступлений не интересует личная материальная выгода. Они совершаются в целях самоутверждения в иерархии, по поручению более авторитетных членов организации, а также для получения средств для передачи в места лишения свободы. Особую природу имеют вымогательства. Требование о передаче материальных средств, как правило, редко содержит угрозы применения насилия или распространения порочащих сведений. Обычно члены группировок внушают своим жертвам о благих намерениях, обещают дальнейшее покровительство и защиту от членов других банд. После того как жертва передает деньги или иные ценные предметы вымогателям, требования приобретают систематический характер. При этом потерпевший также не получает угроз, но введенный в заблуждение начинает бояться потерять покровительство или возникновения неблагоприятных для себя последствий при отказе в передаче денег. Указанная специфика порождает необходимость использования специальных тактических методов в процессе расследования [20, c. 77].
Наиболее типичной следственной ситуацией при расследовании преступлений, связанных с движением «АУЕ», является отсутствие достаточного количества прямых доказательств, указывающих на связь преступника с данной идеологией. Ввиду отсутствия систематизированного перечня признаков, отличающих движение «АУЕ», как правило, единственными допустимыми доказательствами являются показания потерпевшего и свидетелей. На сегодняшний день допрос является наиболее эффективным следственным действием, позволяющим установить принадлежность субъекта к движению «АУЕ». Ввиду того, что большинство преступников – подростки, следователям необходимо тщательно разрабатывать тактику допроса в целях гибкого и результативного взаимодействия с подозреваемым.
Необходимо обращать внимание как на особенности характера преступника, так и на степень влияния на него криминальной культуры. Зачастую подростки, находясь под влиянием криминальной культуры, а также из-за характерной для пубертатного периода эмоциональности и максимализма, крайне враждебно настроены против сотрудников правоохранительных органов, и проведение допроса может быть затруднено.
Отдельного упоминания стоит и тактика допроса потерпевших, которая должна строиться с учетом психологических особенностей несовершеннолетних, оказывающих влияние на все виды осуществляемой деятельности. Очень часто подростки, пострадавшие от действий приверженных движению «АУЕ» сверстников, также находятся под влиянием психологических аспектов данной субкультуры. В ходе совершения преступлений «ауешники» нередко внушают своим жертвам мнение о некомпетентности правоохранительных органов, бессмысленности обращения к ним, а иногда имеют место и угрозы применения насилия в случае, если потерпевший сообщит о факте совершенного преступления [9, c. 57].
Таким образом, теоретические и практические аспекты противодействия движению «АУЕ» требуют тщательного изучения и систематизации. По нашему мнению, необходимо значительно расширить и законодательно закрепить круг признаков, указывающих на взаимосвязь преступлений и правонарушений с криминальной субкультурой. Такая систематизация способна в значительной степени повысить эффективность расследования преступлений, связанных с движением «АУЕ», а также создать благоприятную почву для предупреждения и профилактики таких преступлений.
В целях профилактики и противодействия движению «АУЕ» необходимо проведение разъяснительной работы в семьях и учебных заведениях, а также повышение роли нравственного и патриотического воспитания. Родителям и педагогам необходимо наблюдать за психоэмоциональным состоянием детей, знать ряд базовых правил противодействия и профилактики.
Совместная деятельность гражданского общества и правоохранительных органов в части профилактики распространения разрушительных идей среди молодежи, социальное, культурное и патриотическое воспитание способны в значительной степени оградить молодое поколение от влияния идей экстремизма в целом и движения «АУЕ» в частности.
2 Исследование организации деятельности подразделений УР по раскрытию преступлений совершаемых молодёжными экстремистскими движениями
2.1 Методология организации деятельности подразделений УР по раскрытию преступлений совершаемых молодёжными экстремистскими движениями
В процессе рассмотрения особенностей организации и осуществления предварительного расследования преступлений различных видов и групп особое место занимают вопросы планирования деятельности следователей и лиц, производящих неотложные следственные действия. Не являются исключением и преступления экстремистской направленности. Более того, поскольку часто расследование преступлений, совершаемых по мотивам вражды и ненависти, связано с необходимостью допросов большого количества свидетелей или назначением и производством значительного количества экспертиз, планирование предварительного расследования следует рассматривать как задачу первой необходимости.