Файл: Реферат по дисциплине на тему Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

*НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ*


Факультет__________________________

Кафедра_________________

РЕФЕРАТ

по дисциплине: ___________________

на тему: _______________________________________


Направление подготовки







Выполнил(а): студент(ка) группы







(номер группы)




(ФИО)

Научный руководитель:







(ФИО)



г. ________________

20__ г.

Содержание


Содержание 2

Введение 3

1. Понятие адаптивной физической культуры 4

2. Цели и задачи АФК 6

3. Функции и принципы адаптивной физической культуры 8

Заключение 10

Список литературы 11


Введение


Актуальность темы. В России наибольший опыт использования средств и методов физической культуры накоплен в работе с людьми, имеющими проблемы со здоровьем, в том числе с инвалидами, в терапевтической и педагогической областях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению акцента проблем данной социальной практики в эти области.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для людей с ограниченными возможностями.

Основная цель АФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования его телесно-моторных характеристик и духовных сил, выделенных природой и доступных (оставшихся в жизни), их гармонизация для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Максимальное развитие жизнеспособности человека средствами и методами адаптивной физической культуры, поддержание его оптимального психофизического состояния дает каждому инвалиду возможность реализовать свой творческий потенциал и добиться выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превосходя их.


Цель работы: проанализировать особенности адаптивной физической культуры.

Задачи работы:

  1. рассмотреть понятие адаптивной физической культуры;

  2. изучить цели и задачи АФК;

  3. описать функции и принципы адаптивной физической культуры.

Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, классификация, анализ, синтез, обобщение результатов.

Структура работы: реферат выполнен на 11 страницах и состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы.

1. Понятие адаптивной физической культуры


Адаптивная физическая культура (АФК) – это комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни и осознанию необходимости их личного вклада в социальное развитие общества [5, C. 564].

Адаптируемость – это название подчеркивает цель физического воспитания людей с ограниченными возможностями. Это подразумевает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать положительные морфофункциональные изменения в организме с целью формирования необходимой двигательной координации, физических качеств и навыков, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Основным направлением адаптивной физической культуры является развитие двигательных навыков как биологических и социальных факторов, влияющих на организм и личность человека. Знание природы этого явления является методологической основой адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической подготовки для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФЦ является достижение максимально возможного развития жизненной силы человека со стабильными отклонениями в состоянии здоровья путем обеспечения оптимального режима функционирования физико-моторных качеств и умственных способностей, высвобождаемых и доступных (остающихся в жизненном процессе) по своей природе, их гармонизации для максимальной самореализации как социально и индивидуально значимого субъекта [4, C. 236].

Максимальное развитие средствами и методами адаптивной физической культуры жизнедеятельности человека, поддержание оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможность реализовать свои творческие способности и добиться отличных результатов, которые не только соответствуют результатам здоровых людей, но и превосходят их. Тема: Принципы, методы и техники обучения моторике на занятиях АФК [2, C. 522].



Итак, содержание адаптивного физического воспитания (воспитания) направлено на формирование комплекса специальных знаний, жизненно важных и профессионально необходимых двигательных навыков и умений у людей с ограниченными возможностями здоровья и лиц с ограниченными возможностями здоровья; развивать широкий спектр основных физических и специальных качеств, повышать функциональные возможности различных органов и систем человека; для более полной реализации своей генетической программы и, наконец, для формирования, сохранения и использования физических и двигательных качеств инвалида, остававшегося в его присутствии.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей интеллектуального, нравственного, эстетического, профессионального образования в процессе физической активности.

2. Цели и задачи АФК


Для многих людей с ограниченными возможностями АФК – это единственный способ «прорваться» через закрытое пространство, войти в общество, завести новых друзей, получить возможность общаться, испытать полные эмоции, познакомиться с миром и т.д., и т.п. Здесь они учатся, часто впервые в жизни, радости движения, учатся побеждать поражения и выживать с достоинством, признают счастье преодоления себя, и каждая клетка их тела ощущает философию «честной игры».

Целью АФК как вида ФК является максимально возможное развитие жизненных сил человека со стабильными отклонениями в состоянии здоровья и (или) инвалидностью, обеспечение оптимального функционирования характеристик движения тела и высвобождающихся и доступных (остающихся в жизненном процессе) по своей природе психических сил, их гармонизация для максимально возможной самореализации как социально и индивидуально значимого субъекта.

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать базовое отношение к деятельности в этой области как для актеров, так и для учителя (педагога, тренера, методиста).

Максимальное развитие с использованием средств и методов адаптивной физической культуры жизнедеятельности человека.

Поддержание оптимального психофизического состояния дает каждому инвалиду возможность реализовать свой творческий потенциал и добиться отличных результатов, которые не только соответствуют результатам здоровых людей, но даже превосходят их [3, C. 50].


Задачи, решаемые в АФК, должны определяться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет той или иной задачи во многом зависит от компонента (типа) АФК, учебного материала, материально-технической базы образовательного процесса и других факторов.

Адаптивная физическая культура позволяет решить проблему интеграции инвалида в общество. Адаптивная физическая культура формируется у человека с ограниченными физическими или психическими возможностями:

  • сознательное отношение к собственным силам по сравнению с силой среднестатистического здорового человека;

  • способность преодолевать не только физические, но и психологические барьеры, мешающие полноценной жизни;

  • Компенсаторные способности, т.е. способность использовать функции различных систем и органов вместо того, чтобы использовать отсутствующие или нарушенные;

  • способность преодолевать физические упражнения, необходимые для полноценного функционирования общества;

  • необходимость быть как можно более здоровым и вести здоровый образ жизни;

  • осознание необходимости внесения личного вклада в жизнь общества;

  • желание улучшить свои личные качества;

  • желание улучшить свою умственную и физическую работоспособность [5, C. 565].

В целом, адаптивная тренировка считается гораздо более эффективной, чем медикаментозная терапия. Понятно, что адаптивная физическая культура носит сугубо индивидуальный характер. Адаптивные упражнения выполняются полностью от начала до конца под руководством специалиста по адаптивным упражнениям.

3. Функции и принципы адаптивной физической культуры


Все функции АФК реализуются следующими способами: движение – двигательные действия (физические упражнения) – двигательные (физические упражнения) действия, основанные на активных способностях участников, которые они получили от природы, но ограничены влиянием той или иной патологии. Деятельность АФК настолько разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственного обучения ФУ, в котором выполняются преподавательские функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, социальными явлениями и процессами, формирующими социальные функции.


Во избежание степени учета функций в АФК выделены следующие группы функций: педагогические функции, которые являются уникальными и реализуются в процессе занятий по ФУ, и социальные функции в результате совместной деятельности с другими социальными учреждениями (учреждениями социальной защиты, специального образования, медицинской, психологической и педагогической помощи, родителями и т.д.). Были выбраны не все известные функции, а только те, которые имеют приоритет в этой категории [6, C. 99].

Педагогические функции:

  • корректирующие и компенсирующие функции;

  • профилактический;

  • поучительный;

  • поучительный;

  • поучительный;

  • ценностная ориентация;

  • терапевтический и восстановительный;

  • профессиональное обучение;

  • оздоровительные и оздоровительные меры;

  • гедонистический;

  • спорт и соревнования.

Социальные функции:

  • гуманистический;

  • социальная ответственность;

  • интегрирующее;

  • коммуникабельность;

  • эффектный и эстетичный [1, C. 91].

Принципы являются неотъемлемой частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие природу, основные законы обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к этому процессу и степень взаимодействия между учителями и участниками. Принципы служат руководством для строительной практики, профессионального конструирования технологий в соответствии с целями АФК.

Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и людей с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

Общеметодические принципы. Процесс неспециализированной физической подготовки инвалидов и инвалидов подчинен общим дидактическим законам, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности.

Социально – методическими принципами являются принципы АФК, основанные на интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. В них доминируют теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной психологии, специального образования и его разделов: Тифлопедагогика, олигопедагогика, педагогика языка жестов.

Заключение


Таким образом, адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по