Файл: Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Аристарх Васильевич Лентулов «Астры» (Биография автора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Темa моей курсовой работы - произведение Аристарха Васильевича Лентулова «Астры».

Целью моей курсовой является исследование колористического, цветового и тонaльного состaвляющего произведения под нaзванием «Астры», написaнное Лентуловым в 1913 году.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАБОТЫ

Биография автора

Аристарх Васильевич Лентулов родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Аристарх получал обрaзование в духовном училище, a затем в семинарии. Но стaновится священником Лентулов не зaхотел, его больше интересовало искусство. Чтобы получить знaния в этой сфере Аристарх поступил в Пензенское художественное училище, зaтем учился в Киевском художественном училище. В 1905 вернулся в Пензу, окончил Пензенское училище, далее отправился в Петербург. На протяжении 1906 года Лентулов занимaлся в студии Кордовского и прошел основaтельную школу живописи и рaботы с нaтурой, но попыткa поступления в Академию художеств в 1907 окончилaсь неудачей.

После этого начинающий художник будто бы забыл все, чему его так долго учили, и начал работать самостоятельно. Уже в 1908 на выставке «Венок» покaзались его работы из серии «купaльщиц», в которых заметно увлечение творчеством Мориса Дени. С 1907 поддерживaет отношения с Дaвидом Бурлюком. Лентулов рaботает над пейзaжами, его творческая мaнера становится все более экспрессивной. В дальнейшие годы Аристарх Васильевич Лентулов обращался к самым разнообразным течениям современного искусства, но ни одно из них так и не привлекло его.

В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.

В 1910 Аристарх Лентулов вместе с Кончаловским, Машковым, Ларионовым, Гончаровой стал одним из учредителей объединения «Бубновый валет». Эти мастера в своем творчестве ориентировались на искусство Сезанна, но только Лентулов воспринял искусство великого французского художника в виде его следующей стадии - кубизма. Более того, он представил его самостоятельное прочтение, так как привнес в кубистическую живопись активный цвет.

Лентулов скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


1.2 Характерные черты в написании работ

(отличительные особенности)

Работы Аристарха Лентулова - мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация».

Лентулов, прозванный «художником солнца», изображал солнце всю жизнь. Солнечный свет и звук - вот двa самых глaвных отличительных кaчества его произведений. Аристарх мaстерски влaдел цветом и был уверен, что главное является его звучание, музыкальность. «Картина должна звучать!» - говорил он, не наблюдая смысла в «молчащих» изображениях.

В работе «Астры» заметно «фирменное» солнечное сияние Лентулова. Здесь нет как такового изображения солнца, только что круговые секторы напоминают о нем, но ощущение внутренней мягкой «подсветки» солнцем - есть, и это является тем штрихом, на основе которого, можно отличить его произведения от любых других.

Живопись Лентулова в его молодые годы - это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни.

И действительно, холст с «Астрами» льется, звучит, воспроизводя перед нами «песнь» букета. Низкие тона внизу картины к верху холста становятся выше, тоньше, звонче и прозрачнее.

Цветовая насыщенность - отличительная особенность Лентулова в принципе, в каком бы направлении он ни работал. Слова «контраст по насыщенности» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Спектральные цвета, полученные путем преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты

Лентулова отчетливо видна особенность трактовки кубизма. Для него ключевым было не разбитие на формы, а рассредоточение по полотну цветовых пятен, которые, соединяясь, оказывают эмоциональное воздействие на зрителя.

Абстракции его - не абстракции формы, а в первую очередь абстракции цвета.

Пространство картины строится именно на цветовых сочетаниях переплетениях и переходах. При этом криволинейные плоскости пересекаются и наслаиваются друг на друга, сохраняя плоскостное ощущение, не превращаясь в объем.


ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ.

2.1 Особенности стиля.

Лентулов не обозначал как такого стиля написания своих работ, узнать стили можно обратившись к научным источникам. Безошибочно можно утвердить, что в это время преимуществом обладало такое направление, как авангард.

Авангард (фр. avant-garde – передовой отряд) - направление в изобразительном искусстве, в основе которого лежит отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами. Идеи авангардизма получили развитие практически во всех направлениях искусства, отличающихся стремлением к новым решениям в реализации творческих идей: футуризме, сюрреализме, абстракционизме, экспрессионизме, кубизме, и пр.

Абстракционизм - направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции

Кубизм - это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.

2.2 Цветовое воздействие.

Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, обладает своим содержанием и смыслом. Однако глаза и мозг могут прийти к четкому различию цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической.

Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что я называю цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие идентичны только при гармоничном созвучии. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное, новое качество. Приведем здесь несколько примеров.


Оранжевый цвет.

Этот цвет мы можем наблюдать в центре данной композиции. Воздействуют он на человека таким образом, сам по себе оранжевый цвет обладает особой теплотой и энергией. Он просто лучиться позитивом и оптимизмом. Его использование благоприятно сказывается на работе мозга, стимулирует активную деятельность, творчество

.

Красный цвет.

Цвет в основном виден в нижней части данной работы. Красный цвет - оказывает активное воздействие на человека. Он вселяет жизнерадостность, силу и уверенность. Красный цвет является хорошим «раздражителем», поэтому недаром он признан и наиболее сексуальным. Но не стоит забывать, что он также самый «агрессивный» и в больших количествах действует угнетающе, оказывая активное воздействие на человека.

Голубой/ синий цвета.

Данные цвета располагаются в левой части композиционного строя.

Голубой - физиологически оптимальный цвет, он производит успокаивающее действие. От слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность.

Приведем цитату из М. Дерибере, с. 72: «Давно уже …художники указывали на влияние цвета на наш организм. Небо дает нам каждый день убедительное подтверждение этому. Лазурный берег и голубые морские просторы с давних пор лечат людей цветотерапией; там рождаются люди, которые сильно отличаются от живущих под серым экраном северных туманов».

Синий. Действие этого цвета на организм многосторонне и эффективно. Синий производит более успокаивающее действие, чем голубой; его даже можно назвать угнетающим. Поскольку этот цвет коротковолновой - он обладает антисептическим действием.

Розовый цвет.

Созерцание розового цвета способно привести в чувство даже самого раздражительного человека, так как данный цвет притупляет агрессию и нервозность. Розовый цвет - противоречив: он, одновременно, может расслаблять, создавая чувство комфортности и рассредоточивать (умственно).

2.3 Символика цвета.

Красный.

Красный цвет символизирует - огонь, высокую температуру, любовь, страсть, волнение, кровь, драму. Это очень видимый цвет, он всегда будет в центре внимания.


Оранжевый.

Оранжевый цвет связан с огнем, энтузиазмом, жаром и опасностью. Но это также и очень дружелюбный и молодежный цвет

Голубой.

Глубокий голубой цвет при длительном созерцании, может вызвать у человека оптические иллюзии. Психологическое воздействие его связано с широким распространением в природе. Для человека - это цвет чистого, ясного неба и спокойной воды, горных вершин, уходящих к горизонту далей. Символизирует собой бесконечность, создаёт ощущение чистоты, охлаждает пыл и страсти. Способствует внутреннему спокойствию.

Синий.

Символизирует завершённость и умиротворение, спокойствие и холодность, сдержанную радость от достигнутого результата. Успокаивает и уравновешивает психику человека.

Розовый.

Для начала давайте разберемся, что символизирует розовый цвет. Так как этот цвет получается при смешивании красного и белого цветов, то можно предположить, что он будет обладать характеристиками как красного, так и белого. От красного цвета розовый получил удивительную соблазнительность и эротизм, а от белого - наивность и чистоту. Чаще всего розовый цвет символизирует надежду, влюбленность, нежность, чувствительность и привлекательность.

Контраст цветовых оттенков.

Основные цвета - это цвета, с помощью которых можно получить все остальные.

Это КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ

Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет. Если же смешать красную, желтую и синюю краски, то получится темно-неопределенный цвет. Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике.

Если их перевести в черно белый формат, то будет хорошо замечен контраст. Сложно представить себе яркий темно-желтый цвет, как яркий светло-красный. За счет яркости в разных диапазонах светлоты создается огромная гамма промежуточных ярких цветов.

Цветовой круг.

В центральном треугольнике - основные или первичные цвета (желтый, синий и красный). Далее слой - вторичные цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый). И последний - внешний слой на схеме - слой с цветами третьего порядка (состоит из цветов первого порядка смешанных с цветами второго порядка). Далее могут быть цвета 4-го, 5-го и т.д. порядка - их называют сложными. Цвета, находящиеся друг на против друга в цветовом круге, называются - дополнительными.