Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им. Проф. М. А. Бончбруевича.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В условиях текущего быстроменяющегося мира, на передний план выходит необходимость развития и поддержания коммуникативных навыков, без которых человек не сможет реализоваться в профессиональной деятельности.
Не смотря на наличие национально-культурных различий, во всех странах проходит процесс развития сложных форм межличностной, групповой и массовой коммуникаций, а также наднациональных общностей.
Виды и формы деловых коммуникаций
Существует много способов классификации видов деловых коммуникаций в зависимости от рассматриваемого аспекта этого взаимодействия.
В зависимости от того происходит обмен информации между сотрудниками одной компании или различных можно выделить внешние и внутренние коммуникации.
Внешние – это коммуникации между организацией и другой организацией, которой может выступать государственные органы, другими компании, и отдельный человек. Внутренние коммуникации – это любое взаимодействие между сотрудниками организации.
Деловые коммуникации в организации классифицируются по их направленности и способу возникновения.
По направленности выделяют вертикальные и горизонтальные виды коммуникаций. Вертикальное взаимодействие связано с иерархией и проходит между подчиненным и руководителем. Могут быть нисходящими, инициированными руководителем, и восходящими, инициированными подчиненным.
Горизонтальные коммуникации – это различные формы общения между сотрудниками, имеющими одинаковый уровень в иерархии.
По способу возникновения коммуникации можно выделить формальные и неформальные.
Формальные коммуникации — это взаимодействие, которое ведется в рамках правил, установленных в организационных документах. При неформальной коммуникации взаимодействие проходит между людьми, не учитывая их положение в рамках организации.
Деловые коммуникации представлены в многообразных формах, которые различаются способом представления информации и уровнем взаимодействия между участниками общения. Среди них:
-
деловые беседы, совещания, переговоры; -
публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия); -
пресс-конференции; -
дискуссии, дебаты, прения; -
презентации; -
деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты.3
Рассмотрим первый пункт подробнее, потому что данные взаимоотношения являются самыми распространенными.
Деловая беседа это устный речевой контакт между заинтересованными людьми, имеющими полномочия для решения деловых проблем
Деловое совещание - форма коллегиального обсуждения вопросов для информирования о сложившейся ситуации и выработки по ним решения. Успешность проведения совещания зависит от степени подготовки обсуждаемых вопросов и понимания ожиданий руководства от их проведения.
Переговоры - взаимодействие деловых партнеров с целью достижения соглашения по определенному вопросу, удовлетворяющего интересам всех участников переговоров.
Барьеры коммуникации.
Негативно на процессе взаимодействия сказываются коммуникативные барьеры, которые искажают смысл информации или препятствуют её восприятию человеком.
Потеря заложенной информации начинается с самого начала с выражения идеи в словесной форме. Конечно нужно стремиться к точной формулировки мыслей, не допускающих неверного истолкования у получателя. Однако на обработку сообщения получателем оказывают влияние его прошлый опыт, чувства и мысли, а также личное отношение к отправителю, что приводит к искажению информации. Поэтому необходимо рассмотреть и другие факторы, влияющие на это.
Барьеры коммуникации - Факторы, снижающие эффективности взаимодействия.4 Они могут иметь физический, психологический или социокультурный источник.
Физические барьеры связаны с внешней средой, в которой осуществляется коммуникация. Так, существуют факторы, которые могут как способствовать эффективной коммуникации, так и создавать дискомфортные условия. Например, температурные условия, наличие акустических помех, погодные условия и т.д.
Психологические барьеры связаны с людьми как главным элементом коммуникации. Понимание информации людьми в процессе коммуникации носит частичный характер. Для уменьшения искажения информации необходимо учесть возможные причины этого, связанные с человеческим фактором.
На восприятие информации влияет доверие и симпатия к личности отправителя, потому что обычно человек не отделяет сообщение от того, кто его отправил. Из этого следует, что все, что влияет на мнение о человеке, например, репутация, манера одеваться, может, как способствовать эффективности коммуникации, так и препятствовать.
Эмоциональные барьеры формируются на основе сильных эмоций. Человек испытывающий такие эмоции, как гнев, страх или презрение, не способен объективно оценивать информацию и понять её смысл. Аналогичное влияние оказывают и сильные положительные эмоции.
К барьерам непонимании, относятся: фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.
К фонетическим факторам относятся проблемы, связанные с восприятием речи собеседника, и включает, например, громкость и темп речи.
Семантический барьер непонимания связан с различиями в определении значений понятий и словарном запасе собеседников. На степень понимания информации влияют возрастные, социальные, культурные и иные различия.
Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи отправителя информации и коммуникативной ситуации или психологического состояния получателя информации.
Логический барьер возникает при неумении ясно формулировать свои мысли. Когда в сообщении отправителя отсутствует причинно-следственная связь, собеседник не поймет его смысл. Аналогичная ситуаций возникает в ситуации, когда логика рассуждения, слишком сложна или кажется неверной получателю.
Социокультурные барьеры коммуникации связаны с тем, что у людей есть социокультурные различия, затрудняющие понимание сообщения, в следствие наличия социокультурных различий из-за нахождения в различных социальных группах, таких как этнос, конфессия, демографическая и экономическая группы.
Несмотря на наличие этих факторов полное непонимание между двумя людьми невозможно в связи с одинаковым строением психики и наличием жизненного опыта. Однако данные барьеры невозможно преодолеть и все что можно сделать это минимизировать их влияние на коммуникацию.
Деловое общение и его особенности.
Деловое общение возникает на основе определённого вида деятельности и подразумевает достижение конкретной цели, необходимой для производства. Исходя из этого можно сделать вывод, что этот вид общения, во-первых, направлен на создание отношений сотрудничества и партнёрства, а во-вторых, опирается на способы достижения общих целей, которые предполагают удовлетворение личных интересов.
В развернутом виде в общении можно выделить этапы:
-
установление контакта; -
ориентация в ситуации; -
обсуждение вопроса; -
принятие решения; -
выход из контакта;5
Эффективность деловой коммуникации зависит от результатов каждого этапа, поведение на которых различается, поэтому рассмотрим каждый отдельно.
Задача первой фазы – побудить собеседника к общению и создать возможности для дальнейшего обсуждения и принятия решений. При установлении контакта необходимо продемонстрировать доброжелательность и открытость с помощью мимики и позы. Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами. Также необходимо определить эмоциональное состояние партнера, которое повлияет на последующий диалог.
На этапе ориентации определяется стратегия общения, длительность разговора, оценить собеседника и определить роли.
На этапе обсуждения вопроса необходимо, учитывая психологическое и эмоциональное состояние собеседника, а также социальные роли, с помощью убеждения продемонстрировать преимущества выбранного способа достижения цели.
На этапе принятия решения происходит подтверждение единства позиций по поставленному вопросу и определяются дальнейшие действия для его решения.
Последний этап является важным для возможности последующий коммуникации, поэтому также необходимо оставаться доброжелательным.
Умение грамотно участвовать в деловом общение способствует профессиональной реализации, поскольку предусматривает наличие способностей:
– разбираться в людях и строить с ними отношения;
– объективно воспринимать собеседника и передаваемую им информацию;
– эффективно обмениваться информацией и взаимодействовать.
В ходе деловой коммуникации проходит обмен результатами деятельности, формируются взгляды на различные вопросы. Для реализации в профессиональной деятельности необходимо научиться взаимодействовать не только с коллегами и партнерами, но и с оппонентами; людьми разных культур и национальностей, не опираться на личные предпочтения в ходе общения для понимания собеседника;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для плодотворной профессиональной деятельности необходимо научиться взаимодействовать с разными людьми независимо от своих личных предпочтений; использовать различные коммуникативные технологии для достижения эффективного взаимодействия.
В современных условиях владение коммуникативной культурой является важным составляющим репутации специалиста: умения ясно излагать мысли, слушать, отвечать на вопросы, общаться с разными людьми; владение разнообразными приемами влияния на партнера в деловом взаимодействии, умение гибко менять стратегию поведения, умение сформировать привлекательный имидж, эффективно использовать невербальные средства общения.
В общении, особенно межличностном, часто возникает ситуация, когда собеседник неправильно понимает высказанные мысли, когда собеседник сознательно или невольно ставит барьеры во взаимодействии. Причины возникновения барьеров самые разные: особенности интеллекта общающихся, различный лексикон, нежелание общаться, понять цели и мотивы партнера, психологические особенности собеседников, социальные, профессиональные, политические и культурные различия. Техника преодоления барьеров - соответствие вербальных и невербальных средств общения; учет индивидуально-психологической особенности собеседника учет специфики восприятия и обработки информации.
Единственный способ оценить деловое взаимодействие - это проверить пришли ли стороны к договоренностям. Однако на основе анализа успешных переговоров нельзя определить правила эффективной коммуникации. Эффективнее в данной ситуации будет на основе неудачных переговоров выявить факторы, повлиявшее на это, и избегать их. Однако при таком количестве запретов на определенное поведение не ясно что является приемлемым, поэтому эти нормы представлены в виде противоположного утверждения, т.е. утверждение «не используйте низкую лексику в ходе переговоров» заменяется на «в ходе деловых переговоров используйте литературный язык».
Есть множество факторов, которые необходимо учитывать в ходе переговоров, начиная от вида и формы взаимодействия заканчивая возможной эмоциональной реакцией собеседника на ваши слова. Однако, как и в любом деле, при достаточном знании теории и наличии определенного количества практики, большинство этих действий станут интуитивными и выполняемыми на автомате, а в фокусе внимания останутся только основные детали.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И., Новиков А.В., Тюриков А.Г., Чернышова Л.И., Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / Под редакцией доцента Л.И. Чернышовой. — М.: Финансовый университет, Департамент социологии, 2018. — 338 с.
Сахнюк Т. И. Деловые коммуникации : учебное пособие / составитель Т. И. Сахнюк. — Ставрополь : СтГАУ, 2013. — 92 с.
Топеха, Т. А. Психология делового общения : учебно-методическое пособие / Т. А. Топеха. — Пермь : ПНИПУ, 2010. – 280 с.
Шарков Ф. И., Комарова Л. В. Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии // Коммуникология. 2014. с 13-24
1 Шарков Ф. И., Комарова Л. В. Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии // Коммуникология. 2014. с 14