Файл: Иппотерапия для детей с дцп два действующих фактора.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Иппотерапия для детей с ДЦП

Два действующих фактора

Физиологический механизм

Задачи:

Основные исходные положения всадника на лошади при занятиях лечебной верховой ездой

Этапы занятия лечебной верховой ездой

Спешивание

II. Этап общего функционального базиса

Посадка всадника

Равновесие

Равновесие

Равновесие

Управление мышцами пояснично-крестцового отдела

Напряжение правой и левой сторон мускулатуры пояснично-крестцового отдела

III. Специальные реабилитационные мероприятия

IV. Закрепление результатов

Характеристика разработанного комплекса упражнений адаптивной верховой езды для детей младшего школьного возраста с последствиями церебрального паралича

Тесты проводимые до и после эксперимента

Для оптимизации проведения занятия АВЕ и коррекции функции равновесия был разработан комплекс упражнений:

Персонал.

Материальное обеспечение занятий по иппотерапии

Отбор лошадей

Оборудование для занятий

Иппотерапия для детей с ДЦП

Два действующих фактора


Физиологический
Психоэмоциональный (мотивационный)

Физиологический механизм


В ходе многочисленных исследований было выявлено, что в сущности, иппотерапия - есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.
Движения лошади стимулируют работу практически всех группы мышц сидящего на ней человека, в том числе и пораженные болезнью мышцы. Причем это происходит на рефлекторном уровне В результате чего они получают нагрузку, укрепляются, исчезает или уменьшается мышечная атрофия.

Задачи:


нормализация мышечного тонуса координация движений укрепление мышц достижение двигательной симметрии
Кроме того! Под влиянием физических упражнений на лошади отмечается усиление функции вегетативных систем.

Основные исходные положения всадника на лошади при занятиях лечебной верховой ездой


1.Всадник сидит лицом к лошади.
2.Всадник сидит лицом к крупу лошади.


3.Всадник сидит боком на лошади.
4.Всадник лежит на животе на лошади.
5.Всадник лежит на спине на лошади.


5.Всадник лежит на животе поперек лошади.

Этапы занятия лечебной верховой ездой


I. Адаптационный этап:
1. Знакомство с инструктором и лошадью.
2. Отработка процессов посадки на лошадь и спешивание.
Способы посадки на лошадь:
§ полный перенос всадника на руках;
§ посадка со ступенек или помоста с минимальной поддержкой;
§ обычная посадка с частичной поддержкой;
§ обычная посадка с минимальной поддержкой;
§ обычная посадка.

Спешивание


- полный перенос всадника на руках;
- спешивание на помост или ступеньки (с частичной помощью, либо самостоятельно);
- перекидом ноги, через холку лошади;
- перекидом ноги через круп лошади:
- обычное спешивание (с частичной помощью, либо самостоятельно).

II. Этап общего функционального базиса


1.Формирование посадки.

2.Формирование равновесия.

Посадка всадника


Понятие "посадка всадника" часто истолковывают неверно, ибо важно в конечном счете не положение конечностей, как это обычно считают, а то, как всадник:
держится в седле, сохраняя равновесие;
сидит на лошади, расслабив мускулы;
умеет входить в ритм движения лошади.

Равновесие


Первое, чему должен научиться начинающий всадник, -сохранять равновесие.
Он должен уметь сидеть в седле, а не цепляться в отчаянии за гриву, не сжимать конвульсивно шенкелями бока лошади.
Корпус всадника расположен вертикально обязательно в самой глубокой точке седла на обеих тазовых костях.
При этом важно помнить, что самая глубокая точка находится в середине седла, а не сдвинута вперед или назад, хотя у плохо изготовленных седел это бывает, и довольно часто. 
Руки и ноги к сохранению равновесия всадника отношения не имеют, и лишь при потере равновесия, когда грозит падение на землю, каждый цепляется за лошадь, чем может.

Равновесие


Умение балансировать в седле быстро приходит к каждому начинающему всаднику.
Закрепится оно благодаря тому, что всадник научится управлять мышцами пояс-нично-крестцового отдела и корпусом.
И только тогда он будет непринужденно и прочно сидеть в седле.
Здесь надо объяснить, что имеют в виду, говоря об управлении мышцами пояснично-крестцового отдела и вхождении в ритм движения лошади, иначе требования сидеть прямо или продвинуть корпус назад приведут к скованности всадника или же у него будет слишком прогнутая поясница, а сохранять равновесие при такой посадке весьма трудно.
Каждый всадник прежде всего должен научиться балансировать, сидя верхом на лошади, это так же необходимо, как и при езде на велосипеде.
Только научившись сохранять равновесие, всадник может постоянно чувствовать ритм движения лошади, входить в него и воздействовать на лошадь корпусом.

Равновесие


Умение балансировать можно считать обретенным, если всадник и без стремян уверенно сидит на лошади, совершающей поворот или двигающейся серпантином

, может поворачиваться, делать гимнастические упражнения и разговаривать.
Если всадник уверенно сидит в седле, сохраняя равновесие, не мешая движениям лошади, то вскоре наступит момент, когда лошадь сама будет стараться сохранять равновесие со всадником, реагировать на любое его воздействие.
Также и всаднику, имеющему уже некоторые навыки, следует систематически ездить без стремян.
Если кому-либо это не нравится, то он должен честно признаться, что держится в седле скованно и не умеет сохранять равновесия. В противном случае езда без стремян не должна казаться неудобной.

Управление мышцами пояснично-крестцового отдела

Напряжение правой и левой сторон мускулатуры пояснично-крестцового отдела


Качающийся на качелях человек при движении вперед напрягает мышцы пояснично-крестцового отдела, а при движении назад расслабляет их.
Лежащий на спине человек может поднять свой таз, только напрягая мышцы пояснично-крестцового отдела.
Стоящий перед столом человек может торсом продвинуть лежащую у края стола книгу.
На этом примере наиболее четко видна разница напряжения мышц пояснично-крестцового отдела. Если таз передвигается вперед, как это требуется при езде верхом, то, когда прогнута спина, таз как бы сдвигается назад. С этим связано выпячивание груди и сведение лопаток.
Сидя на стуле и облокотившись на его спинку, можно бедра и таз продвинуть вперед напряжением пояснично-крестцовых мышц.
Тот, кто сидит на узкой, легко опрокидывающейся табуретке, корзине для бумаг или на чем-либо подобном, широко расставив ноги, может только напряжением мускулатуры пояснично-крестцового отдела опрокинуть табуретку, при условии, что его ноги находятся не перед точкой центра тяжести, а стоят справа или слева.

III. Специальные реабилитационные мероприятия


снижение спастичности;
увеличение силы паретичных мышц;
увеличение объема активных и пассивных движений;
снижение частоты и амплитуды проявления гиперкинезов;
восстановление или формирование отсутствующих двигательных навыков.


IV. Закрепление результатов

Характеристика разработанного комплекса упражнений адаптивной верховой езды для детей младшего школьного возраста с последствиями церебрального паралича

Тесты проводимые до и после эксперимента


Стойка на коленях, руки в стороны(баллы).
Стойка на четырех точках опоры (баллы).
Сидя верхом на лошади, руки на пояс, глаза закрыты (баллы).

Для оптимизации проведения занятия АВЕ и коррекции функции равновесия был разработан комплекс упражнений:


Глазодвигательная гимнастика:
И.П. сидя лицом вперёд - на шагу по прямой: взгляд вверх, влево, вниз (не поворачивая головы); фиксация взгляда на стабильном предмете; фиксация взгляда на движущимся предмете; по кругу: взгляд вверх, вправо, влево, вниз (не поворачивая головы); на свободной траектории: взгляд вверх, вправо, влево, вниз (не поворачивая головы); те же упражнения можно выполнять во всех основных исходных положениях.


Упражнение сбивающего характера: неожиданное для всадника изменение скорости движения лошади (быстрая смена аллюров). И.П.-сидя лицом вперед.
Варианты изменения аллюров:
1) остановка – шаг- остановка – шаг;
2) шаг – рысь – шаг;
3) рысь – галоп – рысь;
4) остановка – шаг – рысь – галоп – рысь – шаг – остановка.


С дополнительной опорой. Занимающегося держат за руки, за пояс и т. д.:
притягивание на себя.
раскачивание из стороны в сторону.
раскачивание по направлению спереди – назад и сзади вперед.
воздействие инструктора на всадника по ходу и против хода лошади.


Упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения:
1. Движения по серпантину шагом.
2. Отработка вольта (движение по кругу).
Сочетание всех упражнений с глазодвигательной гимнастикой
.


Упражнение с дефицитом афферентной информации (с закрытыми глазами):
1. Движение со сменой темпа шага и остановками и началом движения с закрытыми глазами.
2.Движение шагом с закрытыми глазами по изменяемому маршруту.
3.Пространственная ориентировка .

Персонал.


В проведении занятия участвуют: коновод (ведет лошадь под уздцы), помощник инструктора (один или два в зависимости от необходимости поддерживать больного ребенка и оказывать помощь в процессе посадки ребенка на лошадь), инструктор, медицинская сестра или фельдшер.

Материальное обеспечение занятий по иппотерапии


Для занятий по лечебной верховой езде необходимо наличие: а) лошади; б) места для занятий; в) оборудования и приспособлений; г) экипировки для занимающихся.

Отбор лошадей


желательно, чтоб в прошлом она не участвовала в скачках или бегах
Лошади не должны быть слишком высокими
Нежелательна высокая костистая холка
По возрасту для занятий наиболее подходят лошади между 5-6 и 13-14 годами
Выбирая лошадь, необходимо достоверно убедиться в том, что она не боится щекотки, спокойно реагирует на прикосновение к ушам, хвосту, пояснице,

Оборудование для занятий


пандус
Если нет пандуса, можно использовать монтуар (лесенку с тремя-четырьмя ступеньками)
Разноцветные пластмассовые или другие предметы (ведра, конусы и др.) для обучения элементам управления лошадью