Файл: Современные педагогические технологии в обучении физической культуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ь система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -- групповые, дифференцированные способы обучения;

ь компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

ь система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

ь «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

10. Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, принуждения, свободного выбора, программированного образования, проблемные, поисковые, исследовательские, развивающие, саморазвития, групповые, коллективные, информационные, диалогические, коммуникативные, интерактивные, игровые, трудовые, творческие, арт-технологии и др.

11. По организационным формам учебно-воспитательного процесса наиболее яркими типами технологий являются: классно-урочные и альтернативные им, академические и клубные, индивидуальные и групповые, открытые и закрытые, коллективные способы обучения и воспитания, дифференцированное обучение.

12. Современные средства обучения и воспитания кладутся в основу классификации технологий по их типам: вербальные (аудио), наглядные (в т.ч. видеообучение), аудиовизуальные (в т.ч. СМИ), программированные, электронно-обучающие, компьютерные, телекоммуникационные, дистанционные, спутниковые и разнообразные действенно-практические. Все эти 56 средства являются внешними по отношению к обучаемому. Но в некоторых технологиях основными являются внутренние духовные силы ребенка - авторизованные средства.

13. По подходу к ребенку и характеру воспитательных взаимодействийвыделяется несколько типов технологий:

ь Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности уча- щихся, применением требований и принуждения.

ь Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.


ь Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

ь Социоцентрические технологии нацелены на улучшение и преобразование социально-педагогических условий и параметров жизнедеятельности ребенка.

ь Антропоцентрические и педоцентрические технологии, напротив, отличаются высокой степенью внимания к ребенку, исходят из приоритета интересов и потребностей детей.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

ь Деятельностно-ориентированные технологии направлены на совершенствование деятельности субъектов и объектов образовательного процесса.

ь Средо-ориентированные технологии направлены на преобразование среды, создания благоприятных условий развития ребенка через окружающую среду.

ь Характер применяемых воспитательных воздействий на ребенкаопределяет также такие технологии, как коллективного и индивидуального воспитания, сотрудничества, субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, самовоспитания (самообразования).

14. По категории педагогических объектов (обучающихся ивоспитующихся) наиболее важными являются:

ь Массовые школьные технологии, рассчитанные на усредненного ученика; внутри них иногда различают технологии, специфичные для различных возрастных категорий (дошкольного, начального, основного, среднего образования) и различных типов образовательных учреждений;


ь технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

ь технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

ь различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

ь технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми.

Данная классификация не во всем удовлетворяет требованиям единства оснований, однородности (рядоположенности) и взаимоисключаемости объектов и поэтому требует дальнейшей доработки. Она может служить базой для осуществления технологического подхода и ориентации в мире педагогических технологий. Одни классификационные типы больше пригодны для решения практических задач учебно-воспитательного процесса, другие представляют лишь теоретический интерес.

При идентификации технологии конкретного педагогического процесса надо иметь ввиду, что классификационные типы далеко не всегда существуют в чистом виде, а чаще сочетаются, комплексируются, проникают друг в друга.

Методологию изложения материала в книге определила широко распространенная сегодня идея модернизации образования. Этой идее соответствует классификация педагогических технологий по направлениям модернизации традиционной классно-урочной системы (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Учебное пособие [Текст] 2005. С 53-59).

2.2 Использование современных образовательных технологий на урокахфизической культуры

Технология организации спортивно-ориентированного физического воспитания открывает огромные перспективы освоения ценностей физической и спортивной культуры в условиях массового физического воспитания и спортивной подготовки подрастающего поколения. В основу методики и организации физической подготовки школьников положена концепция тренировки. Выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема и достаточной интенсивности. Поэтому основополагающие принципы организационно-методической концепции учебной тренировки учащихся при их физической подготовке должны стать теоретико-методической основой новых форм организации занятий по физической культуре (Бальсевич, В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания [Текст] - 1997. С. 15-25).


В современных условиях школа должна отвечать на множество запросов. Реальным заказчиком школы являются ученики, их семьи, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной позиции государства. Для современной школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, переучиваться. Одним из средств для эффективного обеспечения нового качества образования школьников является использование учителем физической культуры современных образовательных технологий: информационных, здоровьесберегающих.

Основанием выбора современных образовательных технологий строится на основе федеральной, региональной и муниципальной политики в сфере образования, выбор которого направлен:

1. На реализацию основных приоритетных направлений школьной политики.

2. На выполнение запросов средних, высших профессиональных заведений.

3. На выполнение требований и запросов родителей по обеспечению конкурентоспособности их детей.

Информационные технологии

Использование информационно-коммуникационных технологий, позволяет дать учащимся ориентир в условиях переизбытка информации, развивает критическое мышление. В настоящее время учитель физической культуры сталкивается с проблемой снижения уровня двигательной активности, познавательной деятельности учащихся на уроке, да и просто нежеланием учится. Один из способов развития двигательной активности и познавательной деятельности учащихся - это применение видеофильмов, мультимедиа технологий, компьютера.

В школьном курсе физической культуры можно выделить несколько основных направлений использования ИКТ:

1. наглядное представление влияния физических нагрузок на организм человека;

2. моделирование игровых ситуаций;

3. система тестового контроля;

4. оценка самочувствия.

Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Включение музыкального сопровождения. Музыка на уроке физической культуры является необходимым элементом в развитии у учащихся чувства ритма и пластики. Использование компьютера позволяет выстраивать музыкальные композиции в нужной для данного урока последовательности, планировать хронометраж их проигрывания.

Здоровьесберегающие технологии


Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становиться катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

На уроках физической культуры данная технология - это основа основ. Урок физической культуры построен оптимально комфортно для учащихся, учебная нагрузка не противоречит нормативно - правовым требованиям, методы обучения подбираются с учетом сохранения психоэмоционального и физического здоровья учащихся. С целью поддержания здоровья учащихся и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни учитель выполняет санитарно-гигиенические требования (проветривание спортивного зала, соблюдение светового режима и т.д.); проводит физкультминутки, спортивные праздники, «Дни здоровья».

Здоровьесберегающие программы должны внедряться в систему образования. Для школ, работающих в направлении содействия здоровью, данной программой предусмотрено три условных уровня квалификации, которые они могут пройти.

1. Начальный, «бронзовый» уровень. Присуждается школам межведомственной аттестационной комиссией при муниципальных органах управления образованием и здравоохранением по формальным критериям:

- соответствие материально-технической базы и условий обучения и воспитания основным санитарно-гигиеническим нормам;

- выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий: обучение здоровью («Педагогика здоровья», антинаркотические тренинги, программы нравственно-гигиенического воспитания и др.);

- увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки на уроках, подвижные перемены, рост количества спортивных секций, внеклассные спортивные мероприятия, работа специальных медицинских групп для ослабленных детей);

- вовлечение родителей и окружающего социума в школьную жизнь.

2. «Серебряный» уровень. Присваивается при соответствии базовым требованиям и при наличии работающего школьного проекта оздоровления всех участников учебно-воспитательного процесса.

«Золотой» уровень. Школа должна отвечать требованиям международных стандартов к материально-технической базе, условиям обучения и воспитания, иметь достоверные показатели улучшения здоровья обучающихся, а также уменьшения количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2010 С. 110).