Файл: Современные педагогические технологии в обучении физической культуры.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 4
Игра – это проявление желания действовать.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств.
Все эти игры очень важны для развития личности.
В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья. Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Применение современных технологий в образовательном процессе
Применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Эффективность образования, основанного на современных компьютерных технологиях, напрямую зависит от качества педагогической работы. Происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе. Усложняется подготовка учебных курсов; повышаются требования к качеству учебных материалов. Если в традиционном образовании большая часть времени посвящалась подготовке и чтения лекций, то теперь преподавателям придется решать ряд дополнительных проблем. Во-первых, выбрать технические и программно-инструментальные средства. Во-вторых, разработать обучающий курс. В-третьих, внедрить его в учебный процесс. Это требует от современного преподавателя не только владения учебным процессом, но и знаний в области компьютерных технологий.
Компьютеризация процесса обучения, развитие современной системы дистанционного образования и внедрение игровых форм за последние несколько лет получают все большую поддержку у преподавателей.
Известно, что с первого раза человек запоминает треть увиденного, четверть услышанного, а при участии и слуха, и зрения одновременно - половину всей информации. При вовлечении обучаемого в активные действия доля усвоенного может составить 75%. Поэтому современные компьютерные методы обучения все чаще применяют интерактивные мультимедийные технологии.
Современные мультимедийные электронные издания бывают следующих видов: мультимедийные лекции, электронные учебники, электронные справочники, тестирующие и контролирующие программы.
Мультимедийные лекции, как правило, сопровождаются текстовой информацией, аудио- и видеорядом. Лекции могут быть записаны как на компакт-диск, так и в Интернете.
Электронный учебник представляет собой специально отобранный и структурированный учебный материал, пригодный для самостоятельного обучения. Гипертехнологии обеспечивают организацию информации и ее наглядное представление в виде текста, звука, графики, анимации, видеоряда. Учебник может быть издан на компакт-диске или размещен в Интернете. Работа с электронным учебником может предваряться обзорной лекцией, посвященной краткому описанию изучаемого предмета.
Электронный справочник обычно организуют по принципу тематического словаря и для удобства использования снабжают гиперссылками. Справочник может быть как самостоятельным изданием, так и приложением к учебнику или отдельной лекции.
Тестирующие и контролирующие программы для проверки результатов обучения могут реализовывать различные формы контроля оценки. Тестирующие программы могут быть самостоятельными или являться дополнением к учебнику.
Работа обучаемых с электронными учебниками может быть затруднена из-за различий в представлении материала традиционными и электронными учебниками. Чтобы избежать этого, электронный учебник лучше разрабатывать под уже существующий учебник, объединяя традиционные материалы с электронными, например, посредством ссылок в лекциях, методических пособиях. Тогда электронные ресурсы постепенно станут для обучаемых естественной и неотъемлемой частью учебной информации.
Для компьютеризации учебного курса преподаватель должен последовательно выполнить следующие этапы работы:
1) сформулировать цели и задачи компьютерного курса, что является началом методической подготовки электронной версии учебной дисциплины;
2) выбрать тип электронного издания (мультимедийные лекции, электронный учебник, электронный справочник, тестирующие и контролирующие программы);
3) подготовить учебные тексты, графические и анимационные фрагменты, видеосюжеты, звуковое сопровождение;
4) разработать сценарий учебной программы и наметить навигационную схему гиперссылок;
5) на основе результатов предыдущих этапов создать и отредактировать макет электронного издания учебного курса.;
6) отладить готовый продукт и протестировать его;
7) разработать подробные методические рекомендации для преподавателей и обучаемых;
8) на основе разработанных электронных изданий организовать учебный процесс. [4 Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений [С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин и др.]; под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.]
2 Применение современных технологий на уроках физической культуры
2.1 Классификация современных технологий обучения и воспитания
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.
1. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
3. По методологическому подходу определяются ведущие принципы организации педагогического процесса и деятельность его участников. Для различных аспектов технологии это могут быть разные принципы (комплексный подход).
4. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.
5. По научной концепции процессов обучения, воспитания и социализации (освоения опыта и отражения окружающего мира) выделяются: ассоциативно-рефлекторные, деятельностные, развивающие, интериоризаторские, бихевиористские, гештальттехнологии, технологии нейролингвистического программирования, суггестивные, психоаналитические, генетические, социоэнергетические и др.
6. По целевой ориентации на сферы и структуры индивида:информационные технологии - формирование знаний, умений, навыков по основам наук; операционные - формирование способов умственных действий; эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные - формирование сферы эстетических и нравственных отношений; технологии саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов личности; эвристические - развитие сферы творческих способностей, практические - формирование действенно-практической сферы и сферы психофизиологического развития, а также различные ключевые компетентности личности.
7. По характеру содержания и структуры называются технологии:обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.
8. По основному виду социально-педагогической деятельности в настоящее время различают:
ь дидактические, воспитательные и развивающие технологии;
ь технологии педагогической поддержки заключающиеся в совместной с ребенком деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития; технологии реабилитации как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций; технологии педагогической помощи - традиционный вид деятельности учителя;
ь технологии, направленные на создание условий эффективной социализации - самостоятельного освоения ребенком общественных норм и ценностей; возможны акценты в этих технологиях на социальное приспособление к условиям среды, на социальное сохранение и развитие самостоятельности и индивидуальности, на социальное закаливание;
ь управленческие, охватывающие не только целостный педагогический процесс, но и его отдельные части; к ним примыкают технологии диагностики, мониторинговые, а также компенсирующие;
ь наконец, педагогическая деятельность в некоторых технологиях неотделима от психологической, социальной, медицинской, культурологической, экономической: отсюда возникают соответствующие названия технологий
9. По типу организации и управления познавательной деятельностьюВ.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических технологий. Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько - дидактических систем):
ь классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
ь обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
ь система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
ь обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;