Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы значения товарной информации о товарах в современных условиях
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере товарной информации и требования к ней
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных /непродовольственных товаров
2.1 Характеристика исследуемых образцов «Молочная речка», «Село Зелёное», «Вкуснотеево»
Понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.
К общепринятым понятиям следует отнести наименования известных потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сыр сычужный, маргарин и т. п.). Однако не все наименования товаров, особенно новых или марочных, могут быть понятны покупателю (например, маргарин Солнечный или масло бутербродное), что требует поясняющей информации в устной или письменной форме (например, устная консультация продавца, аннотация или разъясняющий текст на маркировке).[8]
Третье «Д» — достаточность информации — может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
Неполная информация — это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными.
Излишняя информация — это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей. Избыток информации также вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить к отказу от покупки.
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных /непродовольственных товаров
Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара[9] (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура маркировки
Основные функции маркировки - информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная. Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной[10]. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров. Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше. Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения. Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны.
Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара. В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной.
Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли. К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфичные требования. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей». Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями[11]. Текст как форма письменной информации - наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая.
Идентификация бывает потребительская, товарно-партионная, видовая или ассортиментная, сортовая, качественная и специальная. При любом виде идентификации самым основным источником является маркировка и этикетка продукции, нормативные документы (ТУ, ТО, ГОСТы), различная техническая документация, товарно-сопроводительные документы. Все, что может указывать на потребительские свойства, показатели безопасности, категории продукции. Для каждого вида продукции существуют специфические характеристики, позволяющие правильно идентифицировать продукцию.
Испытания продукции предусматривают испытания групп продукции на разные показатели. Например, это могут быть микробиологические, органолептические, физико-химические показатели (парфюмерно-косметическая продукция), показатели на электромагнитную совместимость (электротехническая продукция) и т.п. Основная цель идентификации продукции – это защита потребителя от возможности приобретения некачественной продукции, защита от недобросовестного изготовителя или поставщика, обеспечение безопасности продукции для окружающей среды, здоровья и жизни потребителя.[12]
Таким образом можно сделать вывод, что:
- условные обозначения, или информационные знаки. Их особенностями являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда такая информация бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.
- к товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность
- маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
- отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли.
Глава 2. Оценка товарной информации однородной группы молочной продукции «Молочная речка», «Село Зелёное», «Вкуснотеево»
2.1 Характеристика исследуемых образцов «Молочная речка», «Село Зелёное», «Вкуснотеево»
Пастеризация являет собой процесс одноразового нагрева любого жидкого продукта либо вещества до температуры 60° на протяжении 1 часа. Также пастеризация проводится еще и по другой схеме: нагрев до температуры 70-80°С и выдержка на протяжении получаса.
Данная технология впервые появилась в 19 веке. Ее основателем стал микробиолог Луи Пастер – отсюда и название процесса – пастеризация.
Суть проведения процедуры пастеризации заключается в обеззараживании пищевого продукта, а также в продлении срока хранения. И именно по этой причине пастеризованное молоко после вскрытия магазинной упаковки храниться достаточно долго.
Пастеризация позволяет уничтожить вегетативные формы микроорганизмов, но при этом споры продолжают там существовать в жизнеспособном состоянии и как только возникают благоприятные условия, они начинают интенсивно развиваться и размножаться.
Отличие ультрапастеризованного молока от пастеризованного заключается в том, что данный термический процесс направлен исключительно на продление срока хранения продукта. Благодаря данному виду термообработки удается получить качественное питьевое молоко, не нуждающееся в дальнейшем кипячении перед употреблением.
Сказать, что ультрапастеризацию молоко полезнее пастеризованного – было бы ошибкой, ведь в процессе кипячения белки разлагаются, а также уничтожается чувствительный к теплу витамин С. Присутствующие в продукте кальций и фосфор переходят в нерастворимые соединения, а они, в свою очередь, уже не полезны, поскольку не усваиваются организмом.
Существует 2 варианта ультраспатеризации:
- контакт жидкости с нагретой поверхностью, t=125-140°С;
- прямое смешивание стерильного пара и жидкости, t=135-140°С.
Объектами исследования были представлены образцы молочной продукции:
Образец 1. Молоко питьевое ультрапастеризованное, жирность 1,5% «Молочная речка», ЗАО "Тетра ПАК АО", изготовленная по ГОСТ Р 52090–2003 (рисунок 3).
Рисунок 3. Молоко питьевое ультрапастеризованное, ««Молочная речка», ЗАО "Тетра ПАК АО"
Образец 2. Молоко питьевое ультрапастеризованное, жирность 1,5% «Село Зелёное», АО "Молочный комбинат "Сарапул-Молоко", изготовленная по ГОСТ Р 52090–2003 (рисунок 4).
Рисунок 4. Молоко питьевое ультрапастеризованное «Село Зелёное», АО "Молочный комбинат "Сарапул-Молоко"
Образец 3. Молоко питьевое ультрапастеризованное «Вкуснотеево», жирность 1,5% АО "Молочный комбинат Воронежский", изготовленная по ГОСТ Р 52090–2003 (рисунок 5).
Рисунок 5. Молоко питьевое ультрапастеризованное «Вкуснотеево»» АО "Молочный комбинат Воронежский"
Характеристика образцов молока дана в таблице 1
Таблица 1
Характеристика образцов «Молочная речка», «Село Зелёное», «Вкуснотеево»
«Молочная речка» |
«Село Зелёное» |
«Вкуснотеево» |
|
Состав |
Изготовлен из нормализованного молока |
Изготовлен из цельного нормализованного молока |
Изготовлен из цельного нормализованного молока |
Жирность |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
Способ обработки |
Ультрапастеризация |
Ультрапастеризация |
Ультрапастеризация |
Вид упаковки |
Картонная упаковка |
Картонная упаковка |
Картонная упаковка |
Масса нетто |
973 мл |
950 мл |
950 мл |
Образцы приобретались в универсаме «Магнит», который расположен по адресу Минская ул., 14, корп. 1, на первом этаже в молочном отделе.