ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ
Вопросы:
Виды групп в организации и их характеристика.
Процесс формирования группы.
Учет психологических факторов при формировании групп.
Основные нормы поведения людей в группе.
Психологический климат в группе.
Группа— это общность двух и более людей, объединенных общей целью и взаимодействующих для достижения этой цели.
Формальные группы в организации можно классифицировать на командные и целевые.
Командная группа является базовой структурной организационной единицей, удовлетворяющей всем формальным требованиям.
Целевые группы имеют более гибкую организационную форму. Как правило, они представляют собой временные объединения работников для осуществления конкретных целей, отдельного проекта.
Среди работников, искусственно объединенных менеджментом в рабочую группу, есть своя, не контролируемая организацией и менеджером жизнь. Эти неформальные группы стихийно складываются и возникают внутри формальных групп на основании каких-либо общих интересов, склонностей или потребностей.
Определенный интерес для организационной психологии представляют референтные группы, то есть такие, в которые индивид не включен, но нормы которых он принимает.
Поэтому он использует референтную группу как эталон для сравнения своего поведения с поведением членов референтной группы.
Существует достаточное множество причин объединения людей в формальные и неформальные группы:
потребность в материальном благополучий;
достижение общих целей организации;
потребность в безопасности;
потребность в уважении;
потребность в общении;
потребность в принадлежности к определенной профессии и социальному слою.
Группы в организациях могут быть классифицированы по многим признакам:
по целям существования (целевые группы; функциональные, ориентированные на долговременное выполнение определенной работы; группы по интересам; дружеские группы для приятного времяпрепровождения);
по виду совместной деятельности (производственные, управленческие, учебные, спортивные);
по длительности существования (временные и постоянные);
по уровню сплоченности (номинальные и команды).
Группа из двух человек (диада) работает эффективно, если между сотрудниками царит согласие за счет стремления избежать разногласий.
Группа из трех человек (триада), особенно разного пола, характерна конфликтами и нестабильностью.
В больших группах (более 30 человек) снижается сплоченность, появляется формализм во взаимоотношениях.
Наиболее высока эффективность деятельности в группах, состоящих из 5-9 человек.
Процесс формирования группы
Формирование группы — динамический процесс. Большинство групп находятся в непрерывном процессе изменения.
На первой стадии происходит формальное объединение членов группы.
На второй стадии индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на своих членов.
Третья стадия — это стадия формирования в группе близких взаимосвязей, общности норм и ценностных ориентаций. На этой стадии можно говорить об упрочнении группы.
Последняя стадия — стадия деятельности. На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, структура принята всеми членами и предельно функциональна.
Команда — малая группа, обладающая высоким уровнем сплоченности, имеющая общую цель, разделяемую каждым членом команды, групповые нормы и традиции.
Эффективность команды определяется следующими факторами:
эмоциональная близость членов команды (не переходящая определенные границы);
совместное принятие решений;
взаимозависимость, взаимная компенсация недостатков;
отказ от сокрытия обид, откровенный обмен мнениями, уход от конфликтов;
совмещение в руководителе административных и лидерских качеств, его способность отказаться от личных амбиций, соблюдать оптимальную дистанцию с подчиненными.
Учет психологических факторов при формировании групп
Производственный коллектив - это группа людей, объединенных единой производственной целью.
Социологи и психологи рекомендуют создавать производственные коллективы со смешанной возрастной структурой (40% работников в возрасте до 30 лет, 40% - в возрасте от 31 до 55 лет и 20% — в возрасте старше 55 лет).
Сочетание в коллективе людей разного возраста, стажа и профессионального мастерства позволяет лучше организовать передачу опыта.
В последнее время при формировании коллективов стали учитывать и такой фактор, как психологическая совместимость.
Выделяют два вида психологической совместимости:
психофизиологическую,
социально-психологическую.
Лидер — это стихийно выдвинутый руководитель из среды исполнителей, не имеющий официальных прав и ответственности.
Он привлекает к себе людей и пользуется у них авторитетом в силу личных черт характера.
Лидер способен объединить вокруг себя людей и возглавить достижение какой-либо групповой цели.
Теория власти и влияния: Власть — это возможность оказывать влияние на людей и на удовлетворение их потребностей.
Руководитель использует как законную власть, предоставленную ему в соответствии с занимаемой должностью, так и экспертную и харизматическую.
Теория черт устанавливает личностные, социальные, интеллектуальные качества, которые отличают у лидеров:
высокую уверенность в себе, энергичность,
инициативность,
эмоциональную выдержанность,
устойчивость к стрессам (толерантность).
Теория трансформационного лидерства основывается на влиянии лидера на коллег в процессе трансформирования организации.
Эта теория выдвигает следующие требования к лидерам:
умение вести за собой людей,
интеллектуальное и экономическое стимулирование,
вовлечение людей во взаимодействие.
Теория харизматического лидерства. Данная теория основывается на предположении, что лидер обладает харизмой, которая определяется следующими его качествами:
уверенностью в себе;
ярко выраженными управленческими навыками;
интеллектом, памятью, вниманием, позволяющим оценить ситуацию и распознать благоприятные возможности на пути достижения выбранной цели;
социальной чувствительностью и способностью понять переживания другого, требуемыми для понимания потребностей и ценностей сотрудников.
Основные нормы поведения людей в группе
Роль - это социальное положение человека, определяющее его поведение в группе.
Статус — это место личности в группе, связанное с определенными правилами и обязанностями. Различают формальный социальный статус и неформальный личностный статус.
Социальный статус — это профессиональная, должностная и имущественная ценность личности по оценкам общества.
Личностный статус — это ценность человека в группе, обусловленная его компетентностью, имущественным положением и коммуникабельностью.
Нормы — исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида или группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое.
Именно в нормах фиксируются критерии функционирования группы как целостного образования.
Существует целый ряд традиционных норм, которые соблюдаются практически во всех организациях:
нормы, связанные с процессом исполнения обязанностей, особенно в работе с клиентурой;
нормы неформальных социальных соглашений, которые регулируют допустимые пределы санкций к отдельным членам группы;
общие организационные нормы (требования к одежде, стандарты поведения при переговорах);
нормы, регулирующие отношения с вышестоящими руководителями (деловой этикет).
Психологический климат в группе
Психологический климат в коллективе зависит от многих факторов:
психофизиологической совместимости,
общности интересов,
совпадения взглядов на события,
наличие группового давления на индивидов групповой сплоченности,
конформности членов группы.
При анализе влияния оплаты важно учитывать одновременно две совокупности факторов:
- насколько взаимозависимы действия членов группы;
- насколько велика дифференциация в оплате.
Возможны четыре комбинации этих факторов:
низкая взаимозависимость — низкая дифференциация в оплате;
низкая взаимозависимость — высокая дифференциация в оплате;
высокая взаимозависимость — низкая дифференциация в оплате;
высокая взаимозависимость — высокая дифференциация в оплате.