ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«
Тольяттинский государственный университет»
Институт финансов, экономики и управления
(наименование института полностью)
38.03.01
Экономика
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Бухгалтерский учёт, анализ и аудит
(направленность (профиль)/специализация)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
на тему Бухгалтерский учет и анализ расчетов с бюджетом
Студент
М. Д. Акимова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель канд. экон. наук, А.Ю. Маляровская
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2021
2
Аннотация
Бакалаврскую работу выполнила студентка: М.Д. Акимова. Тема работы: «Бухгалтерский учет и анализ расчетов с бюджетом». Руководитель: канд. экон. наук А.Ю. Маляровская
Цель бакалаврской работы – исследование теоретических основ и практических аспектов бухгалтерского учета и анализа расчетов с бюджетом, а также выработка рекомендаций, направленных на совершенствование подходов к их осуществлению в рамках объекта исследования. Основные задачи исследования: исследовать особенности исчисления налоговой нагрузки для дополнения результатов анализа расчетов с бюджетом; провести оценку технико-экономической характеристики ООО «Химлаб»; исследовать особенности осуществления бухгалтерского учета расчетов с бюджетом; осуществить анализ расчетов с бюджетом в ООО «Химлаб»; оценить состояние расчетов с бюджетом ООО «Химлаб» по результатам полученных в ходе анализа данных и выработать рекомендации, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки исследуемого предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «Химлаб». Предметом выступают экономические отношения, возникающие между государством и экономическим субъектом по поводу исчисления и уплаты налогов. К методам исследования, относятся: группировка, сравнение, обобщение, дедукция, моделирование, графическое представление, а также анализ. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы подразделов 2.1, 2.2, 3.1 и 3.2 могут быть использованы для управления расчетами с бюджетом ООО
«
Химлаб».
Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка используемых источников и приложений. Общий объем работы, без приложений 47 страниц машинописного текста, в том числе таблиц - 7, рисунков - 2. Ключевые слова: расчеты с бюджетом, бухгалтерский учет, анализ расчетов, налогообложение.
3
Содержание
Введение ................................................................................................................... 4 1
Теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа расчетов с бюджетом ................................................................................................................. 6 1.1
Нормативно-правовое регулирование расчетов с бюджетом в РФ ......... 6 1.2
Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом ..................... 13 1.3
Цель, направления и методика анализа расчетов с бюджетом .............. 17 2
Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом ООО «Химлаб» .......................... 22 2.1
Технико-экономическая характеристика ООО «Химлаб» ..................... 22 2.2
Особенности бухгалтерского учета расчетов с бюджетом в
ООО «Химлаб» ...................................................................................................... 28 3
Анализ расчетов с бюджетом и рекомендации по их совершенствованию в
ООО «Химлаб» ...................................................................................................... 35 3.1
Анализ расчетов с бюджетом в ООО «Химлаб» ..................................... 35 3.2
Рекомендации по совершенствованию расчетов с бюджетом
ООО «Химлаб» ...................................................................................................... 38
Заключение ............................................................................................................ 42
Список используемых источников ...................................................................... 44
Приложение А
Бухгалтерский баланс ООО «Химлаб» за 2020 г. ................... 48
Приложение Б
Отчет о финансовых результатах ООО «Химлаб» 2019 г. ..... 50
Приложение В
Отчет о финансовых результатах ООО «Химлаб» 2020 г. ..... 51
4
Введение
Расчеты с бюджетом представляют собой системы сложных правоотношений, возникающих между государством и организацией по поводу исчисления и уплаты обязательных платежей – налогов. Важная фискальная функция налогов как одного из основных источников пополнения доходной части бюджета государства обусловливает жесткий контроль за осуществлением расчетов с бюджетом. Потому исследование теоретических и практических аспектов организации и осуществления бухгалтерского учета расчетов с бюджетом, а также проведения анализа таких расчетов является актуальным в настоящее время.
Целью бакалаврской работы является исследование теоретических основ и практических аспектов бухгалтерского учета и анализа расчетов с бюджетом, а также выработка рекомендаций, направленных на совершенствование подходов к их осуществлению в рамках объекта исследования.
Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач:
− собрать и проанализировать научную литературу, материалы периодических изданий, нормативно-правовую базу, содержащую информацию об организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетов в РФ и о методике осуществления их анализа;
− исследовать особенности исчисления налоговой нагрузки для дополнения результатов анализа расчетов с бюджетом;
− провести оценку технико-экономической характеристики ООО
«
Химлаб»;
− исследовать и обобщить особенности осуществления бухгалтерского учета расчетов с бюджетом ООО «Химлаб»;
− осуществить анализ расчетов с бюджетом в ООО «Химлаб»;
− оценить состояние расчетов с бюджетом ООО «Химлаб» по результатам полученных в ходе анализа данных и выработать
5 рекомендации, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки исследуемого предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «Химлаб». Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между государством и экономическим субъектом по поводу исчисления и уплаты налогов.
Исследование базируется на материалах периодических изданий, научной литературе, посвященной теме исследования, статистических данных
ФНС РФ, материалах сети «Интернет», а также бухгалтерской отчетности ООО
«Химлаб».
Теоретическую базу исследования представляют материалы нормативно- правовой базы РФ, а также научные работы ведущих ученых-экономистов, исследующих особенности осуществления бухгалтерского учета и анализа расчетов с бюджетом.
К методам исследования относятся группировка, сравнение, обобщение, дедукция, моделирование, графическое представление, а также анализ.
Структура бакалаврской работы представлена тремя разделами. Первый из них посвящён исследованию теоретических основ бухгалтерского учета и анализа расчетов с бюджетом в РФ. Второй раздел содержит информацию о результатах оценки технико-экономической характеристики ООО «Химлаб», а также организации и осуществления бухгалтерского учета расчетов с бюджетом в рамках объекта исследования. Третий раздел посвящен анализу расчетов с бюджетом и выработке рекомендаций, основанных на результатах данного анализа.
6
1
Теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа расчетов
с бюджетом
1.1
Нормативно-правовое регулирование расчетов с бюджетом в РФ
Расчеты с бюджетом представляют собой симбиоз функций учета и контроля в организации. Особенности таких расчетов заключаются в том, что необходимость их осуществления возникает не из договорных обязательств двух независимых сторон, а в силу закона. Это накладывает на такой вид расчетов ряд ограничений и требований. К примеру, к ним относятся: исполнение обязательства точно в срок, иначе организацию неминуемо ожидают санкции в виде пени, штрафа. Кроме того, по каждому налогу организация обязана представлять налоговую отчетность в контролирующие органы. Иными словами, расчеты с бюджетом гораздо более жестко регламентированы, в силу фискальной функции налогов, которые уплачивает в бюджет организация, нежели чем иные виды расчетов: с сотрудниками, контрагентами и т.д. Поэтому особое место в управлении ими занимает как учет, так и контроль таких расчетов. С точки зрения иерархии функций управления, предлагается анализ расчетов с бюджетов относить к неотъемлемой части контроля данного вида расчетов.
Жесткая регламентация расчетов организации бюджетов базируется на налоговой и бухгалтерском законодательстве. Однако в основе всего – нормы
Конституции РФ. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы [1]. Это означает, что если у организации имеются основания для уплаты налоговых платежей, то есть имеется объект налогообложения, можно определить его налоговую базу и остальные элементы налогообложения, то она обязана участвовать в расчетах с бюджетом.
К кодифицированным федеральным законам, регламентирующим расчеты с бюджетом, относят Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ),
7 состоящий из двух частей [3,4]. Первая часть раскрывает основы налогообложения в РФ, законодательство о налогах и сборах, дает определения налогоплательщику и иным налоговым терминам, устанавливает права и обязанности сторон, участвующих в расчетах с бюджетом, а также санкции за нарушение норм налогового законодательства. Вторая часть регламентирует особенности исчисления, уплаты, представления отчетности по каждому виду налогов. При этом, положения статей сгруппированы в главы, которые соответствуют уровню бюджета, куда уплачиваются налоги: федеральные, региональные, местные, а также отдельно регламентированы особенности исчисления и уплаты специальных налоговых режимов и страховых взносов.
Согласно Налоговому кодексу РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы [3]. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В статье 8 части 1 НК РФ установлены понятия налога, сбора и страховых взносов [3]. Так, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
8 денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности
[3].
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования [3].
К участникам отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, относят:
− организации и физические лица, признаваемые в соответствии с
Налоговым Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;
− организации и физические лица, признаваемые в соответствии с
Налоговым Кодексом налоговыми агентами;
− налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
9
− таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации) [3].
Налоговый кодекс классифицирует налоги по уровню бюджета, в который они уплачиваются. К федеральным налогам и сборам относятся:
− налог на добавленную стоимость;
− акцизы;
− налог на доходы физических лиц;
− налог на прибыль организаций;
− налог на добычу полезных ископаемых;
− водный налог;
− сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
− государственная пошлина;
− налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
К региональным налогам относятся:
− налог на имущество организаций;
− налог на игорный бизнес;
− транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся:
− земельный налог;
− налог на имущество физических лиц;
− торговый сбор.
Особняком стоят специальные налоговые режимы. Согласно статье 18
НК РФ, специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в
10 соответствии с НК РФ, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 Налогового Кодекса [3].
К специальным налоговым режимам относятся:
− система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
− упрощенная система налогообложения (далее - УСН);
− система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
− патентная система налогообложения;
− налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).
Отметим, что действовавший до 2020 года ЕНВД (единый налог на вмененный доход) упразднен и налогоплательщики до 1 января 2020 года делали выбор в пользу иных специальных режимов с учетом ограничений: индивидуальные предприниматели могли выбрать упрощенную систему налогообложения или налог на профессиональный доход, а юридические лица
– исключительно УСН.
Однако любой налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
− объект налогообложения;
− налоговая база;
− налоговый период;
− налоговая ставка;
− порядок исчисления налога;
− порядок и сроки уплаты налога.