Файл: Разработка инновационного проекта в социальной сфере.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки инновационного проекта
1.1 Понятие инновационного проекта, функции инноваций
1.2 Порядок разработки и оформление инновационного проекта
Глава 2. Особенности инновационных проектов в социальной сфере России
2.1 Категории и факторы инновационной деятельности в социальной сфере
2.2 Виды инноваций в социальной сфере
охраны окружающей среды;
работа с беженцами и вынужденными переселенцами;
общественного попечительства в отношении детей, инвалидов, стариков и малоимущих граждан.
Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации. В обновлении нуждаются все аспекты социальной сферы.
Традиционно считалось и считается, что социальная сфера очень консервативна. Люди привыкают жить в определённых условиях и опасаются перемен даже там, где они крайне необходимы. Во-вторых, практически все инновации в социальной сфере принимаются без учёта позиций самих граждан. Мы, к сожалению, так и не научились взаимодействовать с людьми, готовить их к инновационным изменениям.
Например, трудно идёт процесс перехода на электронные носители. Просто потому, что многие, особенно пожилые люди, не владеют самыми простыми навыками работы за компьютером. Порой они даже не умеют его включать. Поэтому программа обучения пожилых людей компьютерной грамотности возникла неслучайно. Пока мы не научим граждан пользоваться благами инновационных достижений, мы так и будем встречать с их стороны отпор любым изменениям.
За последние три года через Центр социальных инноваций прошли порядка 200 проектов. Но одним из первых направлений, в котором начались инновационные изменения, стало здравоохранение.
Новые цели, связанные со стимулированием и инфраструктурной поддержкой развития науки и инноваций, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же запаздывает или откладывается на неопределённые сроки.
Тревожит тот факт, что в масштабах страны эффект от инновационной деятельности почти незаметен, не налажены тесные, постоянные и продуктивные контакты между наукой и бизнесом, эффективное функционирование национальной инновационной системы в целом.
Устранение основных проблем в развитии науки, образования, инноваций требует существенных ресурсных и временных затрат. Однако затягивание их разрешения чревато не просто консервацией сложившейся ситуации, но и вполне вероятной деградацией всех базовых элементов инновационного цикла. Недостаточное финансирование тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике.
Следует отметить, что создаваемые отечественными предприятиями и вузами разработки востребованы незначительно. Это связано, прежде всего, с недостаточным финансированием здравоохранения и законодательной незащищённостью отечественных разработок. Дальнейшее развитие данной ситуации может привести, в частности, к систематическим закупкам крайне дорогостоящего иностранного оборудования, внедрению отечественных разработок через иностранные фирмы и, как следствие, повышению затратности отечественного здравоохранения.
Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия заметно отстаёт от передовых стран по объёмам финансирования и показателям, определяющим уровень развития медицинской науки. В большинстве стран мира ассигнования на "науки о человеке" составляют не менее 30% от общих затрат на фундаментальные исследования.
Вопросы поддержания необходимого состояния медицинских изделий и использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направляемых на их производство, закупку, должную эксплуатацию и утилизацию, не решаются в достаточной мере. В настоящее время многие направления современной медицины требуют серьёзной технологической оснащенности. Реализация современных технологий в отечественных учреждениях практического здравоохранения сдерживается, в том числе, из-за отсутствия эффективных механизмов допуска этих технологий на рынок.
Таким образом, инновации могут быть техническими, подразумевать разработку или улучшение продуктов или процессов, либо административными, т.е. быть направленными на совершенствование организационной структуры и процессов управления и осуществления работы. Такие инновации часто могут осуществляться независимо друг от друга. Тем не менее, в некоторых случаях реализация инноваций в одной сфере может зависеть или даже требовать инноваций в другой.
Инновации всегда означают скачок в новую область или попытку реализовать новшество. В этой связи результаты инновационной деятельности не всегда становятся очевидными незамедлительно. Напротив, путь к совершенствованию можно прокладывать в течение длительного времени, совершая множество экспериментальных попыток, как успешных, так и не совсем удачных. Этот процесс создает необходимые предпосылки конечного успеха.
Как следует из программных документов Правительства Российской Федерации, инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.
Единство науки, образования и практики должно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики и лечения самых различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.
Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения. В Приложении 1 "Численность малых предприятий на конец 2010 г. по отраслям социальной сферы" представлены данные о количестве малых предприятий в России той или иной социальной сферы, из которого видно, что численность образовательных учреждений самая низкая - 280, следовательно, можно утверждать, что количество проектных разработок в данной области тоже невысока. Оптовая же и розничная торговля являются по количеству предприятий наиболее развитой сферой - 69887 малых предприятий.
Глава 3. Инновационное проектирование Социальный проект "Все в наших руках": план, реализация, оценка эффективности
3.1 Цель и задачи проекта
Социальный проект "Все в наших руках" предназначен для безнадзорных подростков, в поведении которых наблюдается тенденция к девиантному поведению. Участники проекта состоят на учете в Комиссии по Делам Несовершеннолетних при администрации г. Новотроицка Оренбургской области, что дает основания причисления их к группе риска возникновения девиантного поведения и разработки социально проекта для их социальной адаптации.
Цель - повышение уровня социальной адаптации безнадзорных подростков.
Задачи:
- Снижение эмоционального психологического напряжения;
- Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
- Выполнение попечительских функций;
- Восстановление (приобретение) ребенком чувства семьи, своей значимости;
- Способствование личностному росту, самораскрытию.
Состав групп - 7 разнополых детей и подростков с небольшой разницей в возрасте, от 11 до 14 лет.
Место проведения - Актовый зал общеобразовательной школы №2 г. Новотроицка. Часть участников проекта являются учениками названной школы, другая же часть обучается в других общеобразовательных учреждениях г. Новотроицка, т.е. в непосредственной близости от места проведения занятий.
Форма проведения - Групповые занятия (не исключает возможность осуществления индивидуального подхода). Частота занятий - один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение (анализ, выход из рабочей ситуации).
Программа рассчитана на 9 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 18 часов).
Вводная часть и завершение рассчитаны примерно на четверть всего времени занятия. Остальное время уделено основной части.
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно - два разминочных упражнения. В начале каждого занятия ведущему важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: "Как вы себя чувствуете?", "Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?", "Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?", "Что запомнилось с предыдущего занятия?" и т.п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию "здесь и сейчас". Эти упражнения группой не обсуждаются.
Средством решения задач проекта служат групповые дискуссии и ролевые игры.
В ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы. В процессе такой работы участники приобретают коммуникативные навыки, необходимые для общения в группе.
В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. В игре участники "проигрывают" роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. Игровой характер ситуации раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующее за игрой подробное обсуждение усиливает обучающий эффект.
3.2 Реализация проекта и ее результаты
Таблица 3.1 План график реализации социального проекта "Все в наших руках"
№пп |
Название занятия |
Содержание занятия |
Инструментарий |
Количество занятий |
1 |
Презентация |
Презентация проекта "Все в наших руках" |
Помещение, экран, компьютер, проектор, презентация, фотоаппарат |
1 |
2 |
Диагностика |
Выявление способностей. Тест на стрессоустойчивость, Психогеометрический тест |
Диагностические тесты |
1 |
3 |
Тренинги |
1) Приветствие 2) Разминка 3) Основная часть 4) Обсуждение занятия 5) Завершение |
Дневники, бейджики, карандаши, ручки, фломастеры, ватман, газетные листы, листы для записей и т.д. |
4 |
4 |
Автобиография |
Каждый участник пишет в дневник о своем прошлом, настоящем и будущем |
Дневники, ручки |
1 |
5 |
Дискуссии |
Обсуждение различных тем, связанных с качествами героя |
Помещение, стол, стулья, ватманы, дневники, доска для наглядного воспроизведения |
3 |
6 |
Завершающее |
Вручение сертификатов и подарков детям, напутственные речи, воспоминание о занятиях, вынесение положительного опыта из "школы". |
Сертификаты, фотографии, фотоальбомы |
1 |
7 |
Постскриптум |
Урок патриотического воспитания, посещение парада, посвященного 65ти-летию победы в Великой отечественной войне, информационная лекция о военном времени, военной символике. |
1 |
Прежде чем адаптировать и применять тренинг, включенный в проект к его участникам, нам необходимо было провести диагностику для выбора оптимальной формы работы и тематики дискуссионных занятий. Для этого применялись 2 диагностических теста: тест на стрессоустойчивость и психогеометрический тест.
Тест на стрессоустойчивость был применен для выявления возможных агрессивных реакций со стороны подростков на проводимые мероприятия и возможного пресечения неадекватных реакций, а так же для выявления психологической устойчивости участников проекта, при постороннем воздействии на их поведенческие установки. Каждый человек по-разному выходит из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с педагогической работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают "плыть по течению". Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают "не видеть" проблем. Четвертые поступают как-то по-другому. Тест на стресоустойчивость позволяет выявить доминирующий у конкретного человека способ решения жизненных проблем (Приложение №2).
Результаты теста на стресоустойчивость показали, что четыре участника проекта легко примиряются с неприятностями, правильно оценивают ситуации и сохраняют душевное равновесие. Двое - не всегда с достоинством выдерживают удары судьбы, часто срываются, т.е. расстраиваются при возникновении проблем и расстраивают других. И всего один участник не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно (Диаграмма 3.1).
Диаграмма 3.1 Результаты теста на стресоустойчивость
Психогеометрический тест был применен для выявления предрасположенности к тому или иному виду деятельности, обнародованию тех или иных потенциальных способностей, как психологически обусловленных, так и интеллектуальных. Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Сьюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%. (Приложение №3).
Результаты психогеометрического теста можно кратко проинтерпретировать следующим образом.
Трое протестированных участников проекта проявили "правополушарное" мышление, т.е. нестандартное мышление. Принадлежность к данному типу характеризуется креативностью, интуитивностью, интегративностью и мозаичностью. Негативные черты данного типа - несдержанность, эспрессивность, эксцентричность, аполитичность.