Файл: СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Социальное страхование является системой социальной защиты, задача которой состоит в обеспечении реализации конституционного права активных в экономическом аспекте граждан на финансовое обеспечение в старости, а также в случае болезни, частичной или полной потери трудоспособности, безработицы, потери кормильца.

Страховое обеспечение по случаю потери кормильца является одним из трех видов страховой пенсии. Основной целью данной выплаты является возмещение государством нетрудоспособным членам семьи погибшего утраченных денежных средств, в виду смерти содержащего их застрахованного лица. В первую очередь право на такой вид страхового пенсионного обеспечения имеют дети и другие ближайшие родственники.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается на все время, пока получатели являются нетрудоспособными, возможны случаи ее бессрочного назначения. Но стоит иметь в виду, что эта страховая выплата на основании определенных причин может быть приостановлена или вовсе прекращена.

В связи с тем, что довольно часто возникают сложности в оформлении пенсии по потере кормильца и члены семей, имеющие право на страховую пенсию по потере кормильца, вынуждены добиваться реализации своих прав через суд, тема курсовой работы является актуальной.

Объект исследования – институт страховых пенсий по случаю потери кормильца.

Предмет исследования - основания и порядок назначения и выплаты стразовой пенсии по случаю потери кормильца

Целью данной курсовой работы является изучение института страховых пенсий по случаю потери кормильца.

Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть исторический аспект становления и развития страховых пенсий по случаю потери кормильца;

- изучить правовые основы назначения и выплаты стразовой пенсии по случаю потери кормильца;

- определить правовое положение субъектов, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца;

- выделить проблемы защиты прав граждан на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частнонаучных методов познания исследуемого вопроса.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.


Структура курсовой работы построена по проблемному признаку и включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографического списка.

Глава 1. Теоретико-правовые основы института страховых пенсий по случаю потери кормильца

Исторический аспект становления и развития страховых пенсий по случаю потери кормильца

Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с ГК РФ.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.

Начало системе социального страхования в России было положено в 1861 году, при принятии закона «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казённых горных заводах». Фонды страхования складывались из взносов рабочих (2-3 % зарплаты) и взносов управления завода в размере, который был равен ежегодной сумме рабочих взносов. Уплаченные финансы шли на реализацию выплат пособий по болезни, пенсий вдовам, инвалидам и сиротам[1].

В развитии страхования от несчастных случаев и института страховых пенсий по случаю потери кормильца в России наибольшую роль играло рабочее законодательство.

Под воздействием рабочего движения и примера европейских стран законом от 02.06.1903 года принимались Правила вознаграждения потерпевших от несчастных случаев служащих и рабочих (а равно членов их семей) предприятий заводской, фабричной, горной и горнозаводской промышленности. Этот документ вводил обязанность работодателей по возмещению вреда, причиненного работнику в результате наступления несчастного случая на производстве, в форме:

  • пособий по временной нетрудоспособности (пятьдесят процентов от заработка),
  • компенсации расходов медицинского характера, назначения пенсии по инвалидности (две трети от заработка при абсолютной потере трудовой способности),
  • пенсии на случай потери кормильца (вдовьи и сиротские - одна треть от абсолютной пенсии),
  • выплаты зафиксированного пособия на захоронение (тридцать рублей)[2].

В 1912 году III Государственная Дума принимала пакет законов, которые заложили базис социального страхования России:

  • «По утверждению присутствий по делам рабочего страхования»;
  • «По утверждению Совета по делам рабочего страхования»;
  • «По обеспечению рабочих на случай возникновения болезни»;
  • «По страхованию рабочих от производственных несчастных случаев».

В 1912 году в границах целого пакета документации, вводившей обязательное страхование работников по найму, принят был усовершенствованный документ - Положение и Закон о страховании рабочих от наступления несчастных случаев. Обязательное страхование от наступления несчастных случаев было распространено на всех рабочих, которые заняты на предприятиях заводской, фабричной и горной промышленности, на железнодорожном транспорте и в судоходстве частного пользования и некоторых иных[3].

Согласно декретам 1918 года «О введении полного социального страхования» и «Положения о социальном обеспечении трудящихся» социальное страхование заменялось социальным обеспечением - «бесплатным» социальным страхованием трудящихся лиц. Средства предлагалось взимать с предпринимателей и предприятий, а также из бюджета государства[4].

Во времена НЭПа в 1921 году возникала необходимость возврата к практике социального страхования - обеспечение выплаты за государственный счёт заменялось выплатами из фондов, которые формировались за счёт взносов. С отказом от политики НЭПа система учета социальных рисков и социального страхования вновь была упрощена по максимуму[5].

С 1933 года социальное страхование отошло в ведение профессиональных союзов. К 1938 году формируется модель социального страхования, в основании которой проложена централизация финансов, которые складываются, тратятся по одним правилам. Средства поступали из оплат предприятий и/или из государственного бюджета. Медицинское обслуживание выводилось из системы социального страхования, оно получило финансирование исключительно из бюджетных средств.

Таким образом, страховая пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.

В развитии страхования от несчастных случаев и института страховых пенсий по случаю потери кормильца в России наибольшую роль играло рабочее законодательство. Впервые институт страховых пенсий по случаю потери кормильца появился в России под воздействием рабочего движения и примера европейских стран. Данный вид пенсии был введен законом от 02.06.1903 года, которым принимались Правила вознаграждения потерпевших от несчастных случаев служащих и рабочих (а равно членов их семей) предприятий заводской, фабричной, горной и горнозаводской промышленности. Далее развитие института страховых пенсий по случаю потери кормильца происходила параллельно с развитием рабочего и социального законодательства.


Правовые основы назначения и выплаты стразовой пенсии по случаю потери кормильца

Пособие – это социальная помощь, предоставляемая на государственном уровне из средств федерального бюджета категориям лиц, которые в силу некоторых обстоятельств нуждаются в финансовой поддержке. И пособие по потере основного кормильца является одним из видов такой поддержки, предоставление которого регламентировано нормами Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 №400-ФЗ[6].

Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты[7]. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

Правовое регулирование в области страховых пенсий определено статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту ФЗ-400), в части первой которой названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях[8].

В частности, в ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 №400-ФЗ сказано, что в случае, если умерший гражданин, являлся единственным кормильцем семьи состоящей из нетрудоспособных граждан либо имел на содержании иждивенца, который в силу некоторый обстоятельств самостоятельно себя обеспечить не может, родственникам, оставшимся без средств к существованию, будет назначена пенсия, в порядке и на условиях установленных законом[9]. Следует отметить, что оговоренный вид социальной помощи предназначен не только кровным родственникам, которые по понятным причинам могли претендовать на поддержку со стороны родственника, но и иным лицам, признанным членами семьи в виду совместного проживания и ведения хозяйства. То есть, по сути, членом семьи может являться даже бывшая свекровь, если она проживала совместно с невесткой и получала от нее финансовую поддержку, к примеру, в виду престарелого возраста[10].


Условия и порядок предоставления данных компенсаций устанавливаются в статьях федеральных законов: Рассчитывать на пенсионное обеспечение могут следующие категории граждан:

  1. страховая пенсия - дети трудящихся (имевших официальный трудовой стаж); военная пенсия - члены семей военнослужащих;
  2. социальная пенсия - дети нетрудоспособных граждан, не имевших страхового (трудового) стажа;
  3. государственная пенсия - дети граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.

Однако есть в данной ситуации и исключения, в частности, на основании п.1 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 №400-ФЗ независимо от кровного родства, а также принадлежности к семье умершего, пенсия не может быть назначена, если смерть кормильца была вызвана противоправными действиями его иждивенцев, доказанными в судебном порядке. То есть, если та же жена-пенсионерка или сын-инвалид избил своего отца, в результате чего он умер, в назначении пособия будет отказано[11].

В общем случае законом предусмотрено назначение страховых пенсий гражданам, которые уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, и находящимся на иждивении членам их семей. При этом пенсионными органами принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  • при начислении пенсии используется понятие страхового стажа - периода выполнения кормильцем определенных работ, за которые шли отчисления в ПФ (Пенсионный фонд);
  • стаж, размер уплаченных в ПФ взносов, временный отказ от получения страховой пенсии (по желанию) влияют на индивидуальный пенсионный коэффициент (показатель, отображающий пенсионные права получателей начисления);
  • другие понятия, касающиеся пенсионного обеспечения детей и других иждивенцев при потере кормильца, отражены в ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ;
  • несовершеннолетним детям, и так получавшим пенсию (например, социальная пенсия по инвалидности), для которых доходы кормильца были основными средствами к существованию, предоставляется право перейти на его страховые пенсионные выплаты[12].

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ, нетрудоспособные родственники (в данном случае - дети) имеют право на ежемесячные выплаты из страхового фонда как находящиеся на иждивении и оставшиеся без кормильца. Это право также справедливо при усыновлении - по законам РФ усыновленные дети приравниваются к родным, в том числе в пенсионных вопросах. Ребенок, достигший 18 лет, или его законный представитель (опекун) обращаются за начислением пенсии по потере кормильца в территориальные органы Пенсионного фонда России (ПФР).