Файл: Организационно методические основы реабилитации Определение понятия реабилитация.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Организационно – методические основы реабилитации

Определение понятия «реабилитация»

Цель реабилитации

Виды реабилитации

МР включает в себя :

Включает в себя:

2. Реадаптация – работа на новом рабочем месте с изменением условий труда, но на том же предприятии.

3. Работа с пониженной физической нагрузкой в связи с приобретением новой квалификации, близкой к прежней специальности.

4. Переквалификация на том же предприятии.

5. Переквалификация в реабилитационном центре с последующим подбором работы на новой специальности.

Задачи реабилитации

Процесс реабилитации протекает трехфазно:

Направления адаптационных мероприятий:

- аллопластическая адаптация – изменение внешней среды в соответствии с возможностями индивидуума

- аутопластическая адаптация – изменение личности (умений и навыков) для оптимального приспособления к внешнему окружению

- альтернативно-средовая адаптация – помещение индивида в среду, оптимально благоприятную для него

В отношении детей с врожденными дефектами используют термин – абилитация – формирование неразвитых физических, психологических, социальных функций.

Дословно – абилитация – приобретение способностей к чему-либо.

Основные принципы реабилитации:

1) непрерывность и основательность - реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество;

3) доступность - реабилитация должна быть доступной для всех, кто в ней нуждается;

4) гибкость - реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур.

5) неразрывная связь лечебных и реабилитационных мероприятий;

7) индивидуализация программы реабилитации с учетом тяжести течения, клинических особенностей болезни, реакции больного на эти мероприятия и др.;

8) тщательный врачебный контроль за реабилитацией с проведением тестов на толерантность больного к физическим нагрузкам;

9) осуществление всех реабилитационных мероприятий за счет государства.

Оценка последствий болензни

Оценка последствий нарушения здоровья (болезнь, травма, дефект).

БОЛЕЗНЬ НАРУШЕНИЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

ИНВАЛИДНОСТЬ

Последствия болезни рассматриваются на трех уровнях:

I уровень болезни – нарушения функции (дефект) – любая утрата психической, физической или анатомической структуры (или функции) или отклонение от нее.

туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела. 

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: 

II этап болезни – проявляется на организменном уровне ввиде ограничения жизнедеятельности в результате нарушения функции.

III уровень болезни – по мере наступления нарушений возникает ограничение жизнедеятельности, которое приводит к социальной недостаточности.

Социальная недостаточность возможна вследствие ограничений:

Этапы реабилитации

Превентивный этап

Превентивный этап преследует цель предупредить развитие клинических проявлений болезни коррекцией метаболических нарушений. Мероприятия этого этапа имеют 2 основных направления:

· устранение выявленных метаболических и иммунных нарушений диетокоррекции, использование минеральных вод, пектинов морских и наземных растений, естественных и переформированных физических факторов;

· борьба с факторами риска, которые в значительной степени могут провоцировать прогрессирование метаболических нарушений и развитие клинических проявлении болезни.

Стационарный этап

Амбулаторно-поликлинический этап

Санаторно-курортный этап

Метаболический этап

Учреждения, занимающиеся реабилитацией:

1.Все ЛПУ (ФАП, поликлиники и т.д.)

2.Специальные специализированные реабилитационные учреждения (реабилитационные кабинеты ЛПУ, реабилитационные отделения, реабилитационные центры)

3. Профилактории при МСЧ

4. Социальные службы.

Роли медсестры в реабилитации пациента

Сестра представляет непосредственный сестринский уход по мере необходимости до тех пор полка пациент пли его семья не приобретут необходимые навыки по уходу. Эта деятельность направлена на:

Медицинская сестра сообщает о потребностях и желаниях пациента другим специалистам, выступая от его имени.

Для выполнения своих профессиональных функций и достижения поставленных целей медсестра должна:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Параметрами оценки способности к обучению служат:
возможность обучения в общеобразовательной или специальной школе либо на дому;
объем обучения по программе общеобразовательной или специальной школы;
срок обучения;
необходимость использования специальных вспомогательных технических средств обучения


Трудоспособность.
Критерии изменений:
ФК-0 – трудоспособность полностью сохранена;
ФК-1 – незначительное ограничение трудоспособности (трудоустройство по ВК);
ФК-2 – значительное ограничение трудоспособности (инвалидность III группы);
ФК-3 – возможность труда только в специально созданных условиях (инвалидность II или I группы);
ФК-4 – невозможность труда или нетрудоспособность (I, реже II группа).


Ограничения I степени — незначительно или умеренно выраженные — имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Ограничения II степени — выраженные — возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма.
Ограничения III степени — значительно выраженные — констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.

III уровень болезни – по мере наступления нарушений возникает ограничение жизнедеятельности, которое приводит к социальной недостаточности.


Социальная недостаточность – социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению или отсутствию возможности выполнять обычную для его положения (возраст, пол, социальные положение и культурные традиции) социальную функцию и требующие реализации мер социальной помощи или защиты.


Первичная социальная недостаточность – нарушения биосоциальных функций, обусловленные личностными особенностями индивидуума (писать, ставить цели, находить источники информации)

Вторичная социальная недостаточность – социально-средовое несоответствие внешнего окружения возможностям и способностям индивидуума (ограничение мобильности)
В том случае если нарушение здоровья является постоянным можно говорить об инвалидности индивидуума.

Социальная недостаточность возможна вследствие ограничений:


физической независимости;
мобильности;
способности заниматься обычной деятельностью;
способности к получению образования;
способности к профессиональной деятельности;
экономической самостоятельности;
способности к интеграции в общество


Инвалидность (медицинская модель) - социальная недостаточность вследствие стойкого нарушения функций организма, обусловленная заболеванием, травмой, анатомическим дефектом, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Инвалидность (социальная модель) – препятствие или ограничение деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни.

Этапы реабилитации


1. Превентивный.
2. Стационарный.
3. Амбулаторно-поликлинический.
4.Санаторно-курортный.
5. Этап метаболической реабилитации

Превентивный этап

Превентивный этап преследует цель предупредить развитие клинических проявлений болезни коррекцией метаболических нарушений. Мероприятия этого этапа имеют 2 основных направления:

· устранение выявленных метаболических и иммунных нарушений диетокоррекции, использование минеральных вод, пектинов морских и наземных растений, естественных и переформированных физических факторов;

· борьба с факторами риска, которые в значительной степени могут провоцировать прогрессирование метаболических нарушений и развитие клинических проявлении болезни.

Стационарный этап


1. Восстановление (полное или частичное) физических и психических функций. Минимально необходимо добиться восстановление способности к самообслуживанию, нормализации сна, пищеварения.
2. Обеспечение преемственности на последующих этапах.


Оценка эффективности: клиническое выздоровление или достижение фазы ремиссии.

Амбулаторно-поликлинический этап


1. Поддержание достигнутого уровня физиологической работоспособности.
2. Полное восстановление психологического статуса.
3. Рациональное трудоустройство пациента или определение степени потери трудоспособности (МСЭК)
4. Профилактика факторов приводящих к рецидиву заболевания (вторичная профилактика).

Санаторно-курортный этап


1. Повышение работоспособности пациента и подготовка к профессиональной деятельности с использованием методов ФТЛ и ЛФК.
2. Психологическая реадаптация для устранения или уменьшения психопатологических синдромов.
3. Предупреждение обострений, осложнений и прогрессирования заболеваний с использованием медикаментозной терапии.
Оценка эффективности: физическая и психологическая готовность приступить к трудовой деятельности.

Метаболический этап


Создаются условия для нормализации структурно-метаболических нарушений, имевшихся на доклинической стадии болезни и сохранившихся после завершения клинической стадии. Это достигается при помощи диетической коррекции, методик ЛФК, физиолечения, климатовитаминотерапии.


Экстренная реабилитация - поддержание или восстановление трудоспособности в очаге ЧС путем предупреждения или восстановления нарушенных психосоматических функций.

Учреждения, занимающиеся реабилитацией:

1.Все ЛПУ (ФАП, поликлиники и т.д.)

2.Специальные специализированные реабилитационные учреждения (реабилитационные кабинеты ЛПУ, реабилитационные отделения, реабилитационные центры)

3. Профилактории при МСЧ

4. Социальные службы.

Роли медсестры в реабилитации пациента


Осуществляя процесс реабилитации медицинская сестра выполняет самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом и его семьей. Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей. С этой точки зрения для медсестры оказываются наиболее значимыми такие роли:
а) Сестра как лицо, осуществляющее уход.

Сестра представляет непосредственный сестринский уход по мере необходимости до тех пор полка пациент пли его семья не приобретут необходимые навыки по уходу. Эта деятельность направлена на:

• восстановление функций

• поддержание функций
• профилактику осложнений б) Сестра как учитель.
Медицинская сестра обеспечивает пациента и его семью информацией и помогает в выработке навыков, необходимых для возвращения к нормальному состоянию здоровья и достижении независимости. Медицинская сестра может предоставлять пациенту обучающую информацию и материалы о его болезни или инвалидности, а так же предоставляет информацию о новых методах выполнения задач в повседневной жизни. в) Сестра как «адвокат»

Медицинская сестра сообщает о потребностях и желаниях пациента другим специалистам, выступая от его имени.

г) Сестра как «советник»
Сестра действует как постоянный и объективный помощник пациента, вдохновляя его использовать функциональные возможности, помогает пациенту распознать и увидеть личные сильные стороны, организует образ жизни пациента, благоприятный для удовлетворения его потребностей.

Для выполнения своих профессиональных функций и достижения поставленных целей медсестра должна:


1. Знать и уметь определять реакции пациента на болезнь и проблемы, связанные с болезнью.
2. Знать и уметь осуществлять виды сестринских вмешательств, направленные на решение поставленных задач.
3. Уметь установить психологический контакт с пациентом с учетом его личностных особенностей для обеспечения его максимальной активности выработки целей и осуществление реабилитационных мероприятий.
4. Знать основные формы и методы реабилитационной помощи и представлять место сестринской помощи в общем комплексе проводимых реабилитационных мероприятий.
5. Знать и уметь осуществлять сестринский процесс направленный на решение психологических проблем пациента.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!