Файл: Особенности создания и внедрения инновационных проектов в отрасли.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Этапы создания и внедрения инновационных проектов
1.1 Краткое рассмотрение понятия «инновация»
1.2 Сущность инновационного проектирования: классификация, этапы и задачи проектов
1.3 Этапы и стадии организации инновационного проекта
1.4 Основные разделы инновационного проекта
Глава 2 Инновационные проекты в строительстве
Введение
Инновационное развитие актуально для компаний и организаций любого масштаба и любой специфики. Глобальные тренды, такие как появление прорывных технологий, цифровизация и ускорение жизненного цикла продуктов, приводят к радикальным изменениям в большинстве отраслей. Изменяются цепочки создания стоимости, смещаются зоны рентабельности, появляются новые игроки — и это коренным образом меняет соотношение сил в отраслях, существенно ускоряя внедрение новых идей и разработок.
Частота появления новых возможностей и угроз, а также скорость их проникновения на рынки продолжают возрастать. С каждым годом новые технологии проникают в нашу жизнь все быстрее, и у компаний становится все меньше времени для их внедрения. В результате меняется привычная структура отраслей: доля инновационных компаний во многих секторах уже достигает 10–20% и в ближайшие годы будет стремительно расти. В совокупной прибыли топ-500 американских корпораций в 1997 году на долю технологических компаний приходилось около 9%, в 2017 году — уже 17%.
Такие изменения происходят повсеместно, так что использование полного спектра инновационных рычагов становится обязательным условием лидерства и залогом устойчивого конкурентного преимущества.
В современной реальности инновации нужны бизнесу не только для ускорения темпов развития, укрепления лидерства и отрыва от конкурентов, но и для своевременной защиты от ущерба для отрасли в случае внедрения радикальных инноваций, делающих экономически нецелесообразными целые направления бизнеса.
В российской экономике есть отрасли, перспективные с точки зрения развития инноваций. Инновации зачастую требуют крупных инвестиций и масштабных рынков сбыта. Отрасли с необходимым масштабом производства (например, нефтегазовая промышленность, энергетика, металлургия) могут стать локомотивами внедрения прорывных технологий и национальными центрами инноваций, однако возросшая частота и скорость появления новых продуктов и технологий требует от них кардинальной смены подходов к работе и выделения принципиального иного объема ресурсов на инновационное развитие.
В менее крупных отраслях российские компании могут создавать и масштабировать инновации в отдельных перспективных нишах. В части отраслей (например, машиностроении и фармацевтике) масштаб национального рынка недостаточен для построения полноценного лидерства в области инноваций по всей цепочке создания стоимости. Однако в любой отрасли есть направления, где российские компании могут создавать стоимость за счет инноваций и накопленных компетенций, тем самым формируя платформу для дальнейшего развития.
Доля инновационных компаний во многих секторах уже достигает 10 – 20% Отрасли с необходимым масштабом производства могут стать локомотивами внедрения прорывных технологий
Для масштабных инноваций нужен принципиально новый уровень взаимодействия крупного бизнеса, государства, науки и технологических предпринимателей. Часто инновации ассоциируются со стартапами. На самом деле источниками большей части глобальных инноваций являются крупные компании и фундаментальные исследования. В масштабе страны вовлечение крупного бизнеса в инновационный процесс играет определяющую роль.
Инновации требуют широкого набора компетенций и серьезных ресурсов, которых зачастую нет у отдельно взятой компании, поэтому партнерство и эффективное взаимодействие с широким кругом участников инновационной деятельности (наука, стартапы, поставщики, компании смежных отраслей) так важно для внедрения новаторских решений и их успешной коммерциализации.
В отличие от операционного ведения бизнеса, инновационная деятельность имеет принципиально иной профиль риска и менее предсказуемую результативность. В связи с этим необходимо использовать специальные методы (например, портфельное управление) и адаптировать корпоративную культуру и систему мотивации как внутри компаний, так и в государственных органах, формируя толерантность к риску и наделяя новаторов большей свободой для возможности экспериментировать и пробовать новое.
Успешные компании-новаторы быстро адаптируются к новой реальности. Постановка амбициозных целей и выбор приоритетов по всем ключевым направлениям инноваций (процессы, продукты и бизнес-модели) с учетом долгосрочного горизонта — при выборе стратегии, выделении инвестиций, планировании — являются важными факторами успеха компаний в современном мире.
Системная работа с инновациями требует адаптации операционной модели (организационной структуры, инструментов и ресурсов) для обеспечения необходимой скорости и гибкости в принятии решений и их реализации.
Сегодня арсенал инструментов для успешного внедрения инноваций существенно расширился. Помимо классических форматов НИОКР и приобретения компаний с необходимыми компетенциями, используются акселераторы, модель открытых инноваций, инкубаторы. Компаниям нужно правильно выбирать форматы организации инновационной деятельности в зависимости от контекста и эффективно с ними работать. Бизнесу необходимо выявлять и развивать новые компетенции, необходимые для развития инноваций (портфельное управление, цифровизация, управление инновационными проектами, Аgile).
Глава 1 Этапы создания и внедрения инновационных проектов
1.1 Краткое рассмотрение понятия «инновация»
События в области науки и инновации в мире технологий принципиально изменяют способ жизни, общения и воздействия на экономическое развитие. Для поощрения передового развития науки государства инвестируют в качество образования молодежи и непрерывную профессиональную подготовку работников и менеджеров.
Инновации в мире технологий, наука и техника являются ключевыми факторами для развития, потому что технологические и научные революции лежат в основе экономических достижений, улучшения систем здравоохранения, образования и инфраструктуры.
Технологические революции XXI века появляются из совершенно новых секторов, основанных на микропроцессорах, телекоммуникациях, биотехнологиях и нанотехнологиях. Продукты меняют деловую практику по всей экономике, а также жизнь всех, кто имеет доступ к их последствиям. Наиболее замечательные достижения поступают из взаимодействия идей и приложений, которые возникают, когда эти технологии сходятся.
Через прорывы в службах здравоохранения и образования эти решения улучшают жизнь бедных слоев населения в развивающихся странах. Искоренение малярии, бедствия африканского континента на протяжении веков, теперь это возможно. Лечение других заболеваний, которые являются эндемичными в развивающихся странах теперь возможно, позволяя людям в нормальных условиях жить здоровой и продуктивной жизнью.
Сервис и инновации в мире технологий являются дифференциаторами между странами, которые способны эффективно помогать росту и развитию экономики. Степень, с которой зависит способность понять и применять идеи от науки и техники изменяется с течением времени.
Технологии и инновации являются главной движущей силой технологического роста и более высокого уровня жизни.
Как двигатель роста технологический потенциал бесконечен и до сих пор во многом не реализован. Отсутствует квалифицированная рабочая сила и капитал или используется менее эффективно. Это обусловливается неспособностью принять и адаптировать технологии и инновации для повышения производительности.
Разблокировка инфраструктуры и управление интегрированными производственно-сбытовыми цепочками может увеличить экономическую производительность.
Сочетание компьютеров и Интернета, мобильных устройств и «облака» расширяет возможности отдельных лиц путем обеспечения доступа к знаниям и рынкам, изменяет отношения между гражданами и властью, а также позволяет новым общинам появляться в виртуальных мирах в объеме Земного шара принимая инновации в информационных технологиях.
Инновационная концепция следует идее изобретения и новаций в форме иных, ранее неиспользуемых:
- способов;
- средств;
- методов;
- продуктов;
- технологий.
Инновация должна иметь практическое применение. Рядом с понятием «инновация» всегда находятся сопутствующие ей «инновационный процесс», «инновационные проекты» и «инновационная активность». Понятие активности в научный и деловой оборот ввел академик Л.И. Абалкин. Ниже приведен ряд данных им определений.
Философский смысл создания инноваций заключается в разрешении регулярно возникающего противоречия между существующими возможностями и возросшими потребностями. Эффективность реализуемого нового в бизнесе состоит в том, чтобы удовлетворить ожидания потребителей и заложить фундамент расширенного воспроизводства инновационного процесса. Поэтому деятельность по разработке и рыночному использованию нововведений должна быть априори прибыльной. Таким образом, признаками введения нового является следующее.
Новизна как совокупность уникальных научно-технических знаний.
Способность быть реализованным в продуктах, технологиях, появляющихся на рынке или в социуме впервые или в новом качестве.
Удовлетворение ожиданий представителей целевой аудитории, которые голосуют рублем за признаваемую ими успешность инноваций.
Присутствие экономического, технологического и социального эффекта, достаточных для расширенного воспроизводства новшеств.
Рис.1 Три типа инноваций
Чтобы систематизировать их по определенным признакам, вводят разделение на ряд категорий и групп.
По области применения:
- организационные;
- научно-технические;
- изыскательские.
По уровню решения вопросов:
- местные (по предприятию, организации);
- региональные;
- федеральные.
По типу нововведения:
- источников сырья;
- способов управления;
- услуг;
- товаров;
- приемов производства;
- рынков сбыта.
По времени осуществления:
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- краткосрочные.
По связи с существующими системами:
1 Подрывные. Полностью замещают устоявшийся товар. Предполагают внедрение новой системы деятельности и отказ от текущих моделей. Направлены на кардинальное перераспределение сегментов реализации или создание ранее неизвестных ниш.
2 Поддерживающие. Подразумевают планомерное совершенствование индустрии, повышение качества и ценности для конечного потребителя.
На рис.2 приведена классификация инновационных проектов
1.2 Сущность инновационного проектирования: классификация, этапы и задачи проектов
В развитии многих отраслей опыт проектирования инновационных процессов – это не только способ детально проработать перспективы внедрения технологий.
Исследования полезных моделей, создание на их основе промышленных образцов и полноценных прототипов позволяют рассчитать материало- и ресурсоемкость, возможные риски, перспективы и привлечь инвестиции для воплощения идей в жизнь. Чтобы максимально приблизить теоретические планы к реальности, перед началом работы нужно иметь представление о структуре, особенностях и всех стадиях проработки документации.
В своей основе программы используют теоретические знания и достижения. Но это не ограничивает сферу их применения исключительно в науке и исследовательской практике. Разработки активно применяются в прикладных областях:
- медицине;
- металлургии;
- строительстве;
- альтернативной энергетике и прочих.
Инновационный проект представляет собой комплекс организационных, экономических, технологических и правовых обоснований предстоящей деятельности в области внедрения новых идей и открытий. Его составным элементом является сложная система взаимоувязанных компонентов из: материальных и технических ресурсов, тесного взаимодействия с потенциальными рынками сбыта, ответственных за исполнение подразделений и других лиц. Они направлены на достижение обозначенной цели в указанный срок.
Каждая программа включает в себя совокупность мероприятий: