Файл: Особенности создания и внедрения инновационных проектов в отрасли.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Этапы создания и внедрения инновационных проектов
1.1 Краткое рассмотрение понятия «инновация»
1.2 Сущность инновационного проектирования: классификация, этапы и задачи проектов
1.3 Этапы и стадии организации инновационного проекта
1.4 Основные разделы инновационного проекта
Глава 2 Инновационные проекты в строительстве
- производственных;
- научных;
- коммерческих;
- организационных;
- финансовых;
- технологических.
На всех стадиях создается пакет бумаг, который в полной мере характеризует конкретное направление. Исключительно теоретические просчеты часто приводят к серьезным ошибкам. Избежать их поможет прототипирование.
Неотъемлемой задачей при создании инновационного проекта является его полная визуализация в графических редакторах. Для этих целей отлично подойдут программные комплексы ZWSOFT. В их составе есть как бесплатные приложения для домашнего использования, так и профессиональный софт, способный воплотить в жизнь самые сложные архитектурные, дизайнерские и технические задачи.
3D моделирование дает возможность не только корректно соотнести все технологические нюансы, но и наглядно представить идею будущим потребителям. Это отличный инструмент изучения спроса и предпочтений клиентов. Он позволяет избежать затрат и внести в модель все необходимые изменения еще до фактического изготовления продукта.
Итогом действий становится документация, которая включает в себя детальные описания по ряду направлений:
- Инвестиционная поддержка. Формы привлечения сторонних денежных вливаний.
- Организационно-правовые аспекты продвижения на рынке.
- Сведения о сроках реализации.
- Потребность в привлечении узкоспециализированных экспертов.
- Подтверждение жизнеспособности предстоящих планов.
1.3 Этапы и стадии организации инновационного проекта
Подавляющее большинство программ выполняется в рамках освоения внешнего финансирования. Чтобы им воспользоваться нужен ряд обоснований, которые не всегда нужны для основной работы. В связи с необходимостью использования инвестиций, выделяют две ступени разработки документации:
Предварительная. Включает поиск и исследование идей. Оценку возможностей ее воплощения и долговечность после выдвижения на рынок. Маркетинговый и научный анализ.
Заключительная. Вложение средств и материальная поддержка до наступления окупаемости.
Важная задача первой части – доказать экономическую целесообразность внедрения всех новшеств. Все траты должны быть финансово оправданы. Сроки окупаемости и время до выхода на этот уровень понятны спонсорам еще до начала ведения основной деятельности. Обязательно анализируется существующий потребительский спрос. Он показывает, что результат проделанной работы востребован рынком и соответствует ценности, которая вкладывается в цену будущего продукта.
В основе инновационного проектирования всегда лежит одна главная идея. Поиск подходящей концепции производится на основании действующих научных патентов, новых исследований или усовершенствования разработок, которые уже внедрены. Во главе принципиально другого подхода лежит маркетинговый анализ. С его помощью создатели отталкиваются от существующего спроса и формируют товар под конкретную группу клиентов.
Чтобы поддерживать развитие новшества после вывода на рынок, нужно предварительно оценить устойчивость и жизнеспособность выбранного проекта.
Эти параметры определяют по ряду факторов:
- юридическая защищенность: возможность получения лицензии, патента, регистрации авторских и имущественных прав, соответствие нормам законодательных актов;
- уникальность – анализ конкуренции и превосходства над рыночным предложением;
- сопоставление понесенных затрат к будущей прибыли и времени окупаемости;
- очевидная польза для конечных потребителей;
- существование научно-технических разработок или финансирования новых исследований;
- объем потенциального рынка – гарантия возврата вложений до наступления его полного насыщения;
- заинтересованность инициаторов идеи и их профессиональная компетентность;
- финансирование – наличие собственного капитала, размер займов или инвестиций;
- стратегия развития – изучение и построение бизнес-модели, написание плана маркетингового продвижения;
- необходимость дополнительных вложений – возможность масштабирования и укрупнения производства.
После изучения перечисленных критериев выносится предварительное решение о выделении средств на финансирование. Оно служит первой отправной точкой в детальной проработке остальной документации. На ее основании проводятся научные исследования и экономические обоснования. Окончательный вариант подлежит пересогласованию и утверждению.
На инвестиционной стадии происходит воплощение программы в жизнь, управление всеми процессами, контроль ключевых показателей и корректировка стратегии развития.
1.4 Основные разделы инновационного проекта
Окончательный пакет бумаг должен включать в себя следующие главы:
Резюме. Отражает сущность деятельности. Формирует в глазах потенциальных спонсоров, вкладчиков и представителей власти общественную привлекательность и необходимость внедрения.
Описание предприятия. Изложение в развернутой форме возможностей существующего юридического лица, сведений о его действиях или потребности в создании нового подразделения.
Характеристика продукта. Учитывает качественные и стоимостные показатели. Дает предположение о количестве выпуска, отличительных особенностях нескольких вариантов одной позиции и вероятность построения ассортиментной линейки.
Рынки сбыта. Для определения его емкости и насыщенности производится сопоставление основных конкурентов.
Маркетинговая стратегия. Формирует принципы развития для достижения максимального уровня продаж, исходя из текущей ограниченности в ресурсах.
Организация производства. Включает совокупность факторов по взаимодействию трудовых активов и рациональному использованию средств механизации.
Управление процессами. Состоит из планирования и координации действий исполнителей на пути создания обозначенной ценности.
Страхование рисков. Учитывает возможную вероятность наступления непредвиденных ситуаций и размер потенциального ущерба.
Стратегия финансирования. Подразумевает план действий, направленный на развитие компании, ее рост и увеличение объема продаж.
Как и любой другой процесс, создание инновации проходит ряд последовательных стадий. Профессиональное управление этим процессом предполагает четкое представление о том, какие бывают этапы реализации инновационного проекта и какие цели, задачи и мероприятия важны на каждом из них. начало реализации проекта Анализ практической деятельности по созданию инноваций позволяет выделить следующие базовые этапы:
Предварительный;
Подготовительный (создание бизнес-плана); Конструкторско-технологический;
Производственный;
Коммерческий.
Предварительный этап (предпроектный) Инновационный проект запускают с уже возникшей идеи либо с поиска путей решения какого-либо актуального вопроса. Примером первого варианта служит внедрение идеи сотрудника компании об использовании уникальных тестовых заданий при подборе персонала. разбор проекта всей командой В качестве примера второго варианта можно назвать поиск предприятием-производителем товаров для детей альтернативного сырья для изготовления подгузников.
На предпроектном этапе: Формулируются цели и задачи; Создается команда; Выполняется предварительный анализ проекта. Целеполагание, составление дерева целей, разработка системы критериев для оценки проекта на следующих этапах – все это задачи первого этапа. Перечисленные вопросы должны найти отражение в технико-экономическом обосновании, основная цель которого – аргументировать, в том числе с экономической стороны, значимость предлагаемого проекта. Эта начальная стадия определяет направления реализации следующих этапов.
Разработка бизнес-плана инновационного проекта (проектирование) На этой стадии результаты предыдущих мероприятий доводятся до конкретной программы действий для создания и вывода на рынок нового продукта. К началу этапа должен быть очевиден ожидаемый на выходе результат. разработка бизнес плана. Если это требуется, проводятся научные исследования.
До начала финансовых вложений в создание инновации проводятся маркетинговые и патентные исследования; решается вопрос об охране интеллектуальной собственности, выполняется предварительный технический анализ и поиск инженерных решений. Наступает момент для того, чтобы обдумать и ряд финансовых вопросов: уточнить необходимые затраты, определить источники финансирования, при необходимости начать поиск инвестора.
Определяется организационная форма деятельности по созданию инновации: реализация мероприятий существующей компании, создание нового подразделения, учреждение отдельного предприятия. Инвестор, будь то венчурный фонд или крупный бизнесмен, прежде всего заглянет в бизнес-план. На данной стадии все проделанная работа должна быть сведена к подготовке основного документа инновационного проекта, его бизнес-плана.
В случае если запрашиваются сторонние инвестиции, обязательна экспертиза бизнес-плана, которая проводится специализированными учреждениями. При финансировании за счет собственных средств можно ограничиться внутренним тестированием при наличии соответствующих экспертов либо привлечь их со стороны.
Конструкторско-технологический этап. После оформления исходной документации пора приступить к разработке товара или технологии. Для этого выполняют опытно-конструкторские и технологические работы (ОКТР), проводят необходимые технические и иные испытания, сертификацию.
В ходе ОКТР проектируются эскизы, разрабатывается конструкторская и техническая документация. В зависимости от возможностей (наличие оборудования, персонала) эти работы могут проводиться как собственными силами, так и сторонними. Моделирование проекта ОКТР позволяют оценить техническую возможность получения ожидаемого продукта. Некоторые работы перетекают из одного этапа в другой. Так, например, в ходе этого этапа могут также возникнуть вопросы об охране интеллектуальной собственности, о поисках инвестора. Результатом мероприятий должен стать опытный образец.
С учетом этого целесообразно провести «сверку часов» – сопоставить промежуточный результат с запланированным. Возможно, понадобится провести дополнительные исследования, в том числе маркетинговые, относительно уже имеющегося прототипа будущего продукта. ОКТР является решающей стадией, от результатов которой зависит дальнейшее выполнение проекта.
Опытный образец означает трансформацию стадии поиска и исследования в стадию производства. На производственном этапе инновационный проект уже становится инвестиционным и связан с организацией и освоением производства определенного продукта или технологии. Эта стадия, хоть и менее рисковая, требует существенных финансовых вливаний. В инновационном производстве зависимости от масштаба работ и уровня новизны освоение производства может означать как некоторые изменения в действующем производстве (дополнительное оборудование, расширение функций, обучение персонала), так и организацию производства с нуля.
В последнем случае требуются и отдельные помещения, кадры, поставка оборудования, инжиниринговые услуги, обучение специалистов. После экспериментальных испытаний продукт выходит на уровень промышленного производства. Этот этап тесно взаимосвязан со следующим.
Новшество считается инновацией после того, как созданный продукт стал востребованным товаром на рынке. Процесс доведения разработки до потребителя называется коммерциализацией. Именно коммерциализация оправдывает риски и затраты на выполнение предыдущих этапов. Важно уделить достаточно внимания и ресурсов на компетентный маркетинг, чтобы добиться запланированной экономической эффективности.
Для инновации характерна короткая продолжительность «жизни», некоторые разработки теряют актуальность и новизну еще до выхода на рынок. Преобладание экономики знаний в странах-лидерах по производству высокотехнологичной продукции «подстегивают» производителей к постоянному поиску новых идей и воплощению их в продукции. Условия растущей конкуренции заставляют компании оперативно адаптироваться к происходящим переменам и приспосабливать продукт к потребностям рынка, пусть даже ценой новых проектов.
Представленный алгоритм процесса по созданию инноваций является достаточно обобщенным. Проекты отличаются друг от друга масштабом, уровнем реализации (частной компанией или на уровне государства), видом инновации (продукт или технология, метод, решение). В одних проектах некоторые этапы отсутствуют, в других – выполняются параллельно, в третьих появляются дополнительные.
Во многом успех разработки зависит от команды исполнителей и наличия профессионального инновационного менеджера, который еще на стадии планирования способен как избавить компанию от необоснованных трат и бесперспективных разработок, так и среди массы неприметных проектов выделить те, которые при грамотном управлении смогут вывести компанию на новый уровень.