Файл: Проблема лидерства. Стили руководства и их влияние на персонал..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
- лидеры-умельцы (способны лучше всех выполнить групповое задание).
С точки зрения масштабности задания, классификация различает:
- бытовой подтип лидерства - в семье, лидерство среди групп школьного класса или студенческих объединений и других коллективах,
- социальный - в сфере материального производства, профсоюзного движения, сообществах – спортивных и творческих,
- политический подтип лидерства - включает государственных и общественных лидеров.
Таблица 1. Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому разводится понятие
Лидер может быть |
Основание для типологии |
- Формальный (официальный) - Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) - Смешанный |
Сфера взаимоотношений |
- лидер по определению путей к достижению групповой цели - лидер по оптимальному решению технических задач - лидер по установлению психологического климата - лидер по содержанию групповой атмосферы |
Признак формирования межличностных отношений и распределение функций в группе |
- лидер-инициатор - лидер-организатор (деловой лидер) - лидер-эрудит - лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер) - лидер-умелец |
Функции, реализуемые лидерами |
- инструментальный лидер (функциональный лидер) - эмоциональный лидер - универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях) |
Типы групповой деятельности: инструментальная и экспрессивная |
- лидер-организатор (лидер-созидатель) - лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель) |
С позиции организованности |
- универсальный лидер (лидер в любой обстановке) - ситуативный лидер |
Характер деятельности |
- авторитарный лидер - демократический - смешанный |
По стилю руководства |
Формальный лидер — “назначенный сверху”, управляющий людьми согласно действующим положениям и инструкциям. Стараясь усилить свое влияние и опасаясь потерять власть, осознанно принижает статус подчиненных. Удержаться “на плаву” способен за счет умения неторопливо преодолевать “марафонские дистанции”, за счет собственной компетенции в той или иной сфере деятельности и благодаря прочным связям с “верхами”.
Харизматический лидер — получивший власть над людьми естественным путем благодаря своим личностным качествам.
Харизма — особое качество лидера, открытое Максом Вебером. Харизматическое господство основано на эффективной преданности вождю и на дарованной ему благодати (харизма). Харизму могут обеспечить магические способности, откровения, героические дела.
Харизматические лидеры, в силу своих личных качеств, способны оказывать на своих последователей сильное и экстраординарное воздействие. Люди идентифицируют себя с таким лидером и с готовностью идут за ним. Имеет ярко выраженную индивидуальность, собственную систему ценностей, устанавливает свои правила и следует им невзирая ни на что. В основе его лидерства — эмоции и вера людей в его выдающиеся способности. Отождествление с ним дает людям уверенность и ощущение сопричастности. Харизматический лидер наиболее эффективен в кризисные моменты.
Основные черты харизматичного лидера:
- высокий уровень уверенности в себе;
- сильнейшая убежденность в правильности своих идей;
- высокий уровень энергии и энтузиазма;
- высокий уровень экспрессивности, внешняя выразительность;
- развитые коммуникативные и ораторские навыки;
- активное моделирование роли и формирование имиджа.
Еще черты:
- физическая привлекательность;
- сексуальная привлекательность;
- интеллект выше среднего уровня;
- создание вокруг себя психологического поля (способность к внушению, заражению и формированию импульса к подражанию).
2.Трансформационный лидер "Вдохновитель"
Такой лидер менее ярко смотрится на ораторской трибуне, чаще всего он интроверт. Между тем, от него исходит личная энергетика, которая передается окружающим и заряжает их.
Инструменты трансформационного лидера — ораторские (коммуникативные) навыки, которые создают образ сильного и уверенного в себе человека, пробуждают в людях доверие. Лидер - "вдохновитель" заряжает людей своей энергией, но каждый акт взаимодействия с людьми для него – акт мужества, поскольку в результате он будет терять свою энергию, отдавая ее окружающим.
Традиционный лидер — получивший власть по наследству, которая узаконена вековыми или ставшими священными традициями. Обычно это монархи, религиозные лидеры, вожди племен. В основе такого лидерства лежит привычка людей к исторически сложившемуся типу власти.
Командный лидер — приходит к власти "силовым путем", умело настроив общество против своих конкурентов. Взяв бразды правления в свои руки, указывает людям, что нужно делать. Использует свои идеи. Действует авторитарными методами, не зависит от чужих мнений, обычно сам создает новое общественное, социальное или политическое движение. Результативен. Если командный лидер переоценивает свои возможности и свое влияние или демонстрирует явные черты деспотизма, это неизбежно приводит к внешнему конфликту: люди выходят из повиновения и восстают против него.
Репрезентативный лидер — наделенный властью теми, чьи пожелания он должен выполнять, чьи чаяния должен удовлетворять. Власть ему, по существу, делегирована теми, кого он представляет. Возможности такого лидера ограничены, потому он сдержан, никогда не идет на риск, стараясь действовать наверняка. Работает на основе явно выраженных пожеланий других людей. Личность, как правило, заурядная, лишенная "искры Божьей".
Каталитический лидер — пришедший к власти благодаря тому, что сумел уловить и выразить невысказанные идеи и чаяния группы людей или общества в целом. Обладает тонкой интуицией, острой восприимчивостью, умением распознавать и четко формулировать наметившиеся тенденции развития общества. Начинает действовать до того, как сложится общественное мнение, таким образом ускоряя процесс социальной эволюции, но не изменяя при этом обусловленности ее направления.
Фасилитатор.По мере развития команды роль лидера меняется: на начальных этапах он, как правило, играет роль учителя и наставника, а на заключительном этапе — роль фасилитатора. Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — "лёгкий, удобный") — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
Разделенное лидерство.В деятельности команд как малых групп имеется еще один аспект, а именно: невозможно, а часто и нецелесообразно, чтобы роль лидера исполнял один человек на протяжении всего периода работы команды. Действительно, при реализации конкретного проекта часто оказывается, что его лидером в разные периоды времени должны становиться разные люди, чья компетенция наиболее соответствует данной фазе проекта. Это не означает, что лидеры, выполнившие свои функции на предшествующих фазах, должны покидать команду. Они могут продолжать в ней работать, но теперь уже в роли последователей. Таким образом, одно и то же лицо должно уметь быть и лидером, и последователем, а лидерство может передаваться как эстафетная палочка. Такой подход получил название разделенного лидерства. Вполне очевидно, что он требует несколько иных навыков, чем традиционное "стационарное" лидерство.
Таблица 2. По выделению психологических особенностей различают психологические типы лидеров: аналитик, вожатый, благодетель, энтузиаст.
Тип |
Характерные черты |
Сильные стороны |
Потенциально слабые стороны |
Аналитик |
Логичный Точный Серьезный Систематический Предусмотрительный |
Продуманность |
Исключает чувства в процессе принятия решений |
Основательность |
Заходит слишком далеко; стремится к безупречности |
||
Вожатый |
Эффективно действующий Независимый Прямой Решительный Прагматичный |
Независимость |
С трудом принимает участие в совместной деятельности |
Решительность |
Не откладывает принятие решения, чтобы рассмотреть другие возможные перспективы |
||
Целенаправленность |
Подавляет; слишком сконцентрирован на желании, чтобы все было «по-моему» |
||
Благодетель |
Преданный Готов к сотрудничеству Оказывает поддержку Дипломатичный Терпеливый |
Способность оказать поддержку |
Руководствуется желаниями других людей |
Терпеливость |
Не ставит временных рамок; дела не доводятся до завершения |
||
Дипломатичность |
Обнаруживает недостаток уверенности в себе и прямоты в от-ношениях с др. людьми |
||
Энтузиаст |
Экспрессивный Незаурядный Убедительный Любитель развлечений Непредсказуемый |
Хороший коммуникатор |
Слишком много говорит |
Энтузиаст |
Слишком стремительно идет вперед |
||
Одарен богатым воображением |
Мечтателен; недостаточно реалистичен |
Динамика процесса лидерства неотделима от проблемы развития группы.
Уровень развития группы (А.В. Петровский. "Теория деятельности опосредования межличностных отношений") можно определить при помощи двух основных критериев:
1. Наличие (или отсутствие) межличностных отношений, опосредованных содержанием групповой деятельности. Этот критерий дает возможность отделить диффузные группы от более высокоразвитых групп;
2. Общественная значимость групповой деятельности позволяет вычленить коллектив среди других высокоразвитых групп, поскольку в коллективе взаимодействие и взаимоотношения людей опосредовано реальным содержанием социальной деятельности, выступающей в качестве определяющей.
Следует, однако, помнить, что в подростковом и юношеском возрасте активизируется ценностно-ориентированная деятельность: познание собственных качеств, усвоение новых знаний, важность отношений со сверстниками и значимыми взрослыми, стремление строить свое поведение на основе сознательно выбранных или усвоенных норм и критериев. Поэтому принцип опосредования межличностных отношений приобретает несколько иной акцент.
Другой подход к проблеме развития группы был предложен Л.И. Уманским. Рассматривая процесс группового развития он выделяет и характеризует стадии развития группы, придерживаясь классификации К.К. Платонова (группы-ассоциации, группы-корпорации и коллективы). Л.И. Уманский предлагает выделять такие стадии группового развития:
1. группа-конгломерат;
2. номинальная группа;
3. группа-ассоциация;
4. группа-кооперация;
5. группа-автономия;
6. коллектив.
Коллектив Л.И. Уманский определяет как высший уровень развития реальной контактной группы, отличающейся интегративным единством ценностно-интеграционной направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникабельности.
В более развитых коллективах создается определенный эмоциональный настрой, при котором происходят некоторые изменения в сфере межличностного общения: возрастает взаимное доверие в области внутренних переживаний, ослабевает самоконтроль, устанавливается естественность и непринужденность общения. В такой атмосфере ребята охотнее принимают более высокие жизненные эталоны, носителем которых для них выступает лидер.
С позиции ролевой дифференциации лидерства (инструментальный и экспрессивный лидер) можно утверждать, что в группах более высокого уровня развития наблюдается выраженная тенденция сближения эмоциональной и деловой структур лидерства и появление универсальных лидеров
Таблица 3. Зависимость ролевой дифференциации лидерства от уровня развития группы.
Стадии развития коллектива |
Стиль лидерства |
Доминирующий тип лидерства |
Начало формирования коллектива |
Авторитарный |
Чаще инструментальный или деловой |
Сформированный коллектив |
Демократический |
Универсальный |