Файл: Системный подход к менеджменту (ООО «Спортмастер»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устранение торговых барьеров между государствами, создание новых рынков, растущая конкуренция привели к тому, что сегодня современные компании работают не на региональные или национальные рынки, а на глобальный, при этом принимаемые управленческие решения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах, все в большей степени определяются интересами самих компаний, а не политическими интересами государства. В этой связи основным залогом роста и бесконфликтного сосуществования становится партнерство разных типов, а не прямое владение, принуждение и контроль.

Одной из наиболее сильных тенденций развития современного менеджмента является усиление процесса наделения властью сотрудников, их вовлечение в процедуру принятия решений. Традиционная модель, когда менеджер контролирует работников, в условиях высокотурбулентной внешней среды перестала быть эффективной. Под наделением властью имеется в виду не столько передача властных полномочий, сколько оценка потенциала работников и его раскрытие. У сотрудников растет потребность в доверии, общении, в связи с чем возрастает значение личных контактов персонала, позволяющее понять, чего ждать друг от друга. Особую важность в условиях информационной революции и введения системы трудовых отношений, при которой сотрудники трудятся совместно, но не вместе, приобретает адекватное информирование каждого работника, в особенности о переменах. Самым ценным активом любой компании XXI века становятся работники умственного труда и их производительность. Самой большой и быстрорастущей группой персонала в категории работников умственного труда становятся «новые служащие», которые занимаются не только интеллектуальным трудом, но и физическим, гармонично сочетая их.

Следует отметить, что Россия отстает от развитых стран по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное обучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20% потребности. Однако учёные утверждают, что указанные проблемы при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.


2.2. Анализ функционирования системного подхода в современных условиях на примере ООО «Спортмастер»

Объектом исследования является ООО «Спортмастер». Спортмастер — российская компания розничной торговли спорттоварами. Владелец одноимённой сети магазинов спортивных товаров в России, Белоруссии, Казахстане, Китае, Польше и Украине. С 2020 года в Армении. Главный офис находится в Москве, по адресу: Кочновский проезд, 48к3.

По данным ЕГРЮЛ, 100 % акций ООО «Спортмастер», головной компании в России, владеет зарегистрированная в 2012 году сингапурская фирма Sportmaster Operations PTE. По данным Росстата, собственником ООО «Спортмастер» является сингапурская Sport Retail Group Pte.

Основателями компании являются братья Николай и Владимир Фартушняк, Дмитрий Дойхен и Александр Михальский. В 1992 году была зарегистрирована торгово-закупочная фирма «Илион», в 1993 году начались поставки тренажёров Kettler в Россию, к 1995 году — открытие в Москве первого розничного магазина Кеттлер-Спорт.

В 1996 году была зарегистрирована торговая марка «Спортмастер», в 1997 году — образована ГК «Спортмастер».

С 2000 года «Спортмастер» открывает магазины в других регионах России. С 2011 года «Спортмастер» имеет магазины в Казахстане, с 2013 — в Китае.

В 2002 году сеть выиграла конкурс «Брэнд года/EFFIE» в номинации «Торговые сети и супермаркеты».

В 2003 году был запущен проект «O’stin» и открыты первые магазины одежды стиля casual, в 2007 году были открыты спортивные гипермаркеты, в 2013 году — Funday, магазины одежды для взрослых и детей.

Компания также является владельцем и основателем бренда для плавания и пляжного отдыха «Joss».

С февраля 2021 года на Украине введены санкции против «Спортмастера» сроком на 3 года.

Группа компаний «Спортмастер» управляет одноимённой сетью магазинов спортивных товаров, сетями «Спортмастер Дисконт» и O'STIN (повседневная одежда), Urban vibes, а также дистрибьюторским подразделением[5]. На 2010 год общее количество магазинов всех форматов в торговой сети «Спортмастер» — 214. Количество магазинов O’stin — 680. Выручка компании в 2009 году составила 22852,9 млн рублей, что на 61,8 % больше, чем годом ранее. Чистая прибыль за тот же период составила 1395,6 млн рублей. Генеральный директор — Страхов Леонид Борисович.

Рассмотрим управление ООО “Спортмастер” с помощью системного подхода, т. е. представим данную компанию как систему, состоящую из нескольких подсистем и определим функции и задачи каждой из подсистем.

ГК «Спортмастер» имеет пятиуровневую систему органов управления:


  • Генеральный директор Управляющей компании (УК).
  • Правление УК.
  • Директор дивизиона.
  • Правление дивизиона.
  • Директора Управлений, Департаментов, Начальники Отделов и других линейных подразделений, входящих в Управляющую компанию и дивизионы.

УК (Управляющая компания) - управляющее подразделение Группы Компаний, формирующее стратегии бизнеса и осуществляющее текущее управление дивизионами.

Состоит из Управлений, Служб и отделов. Не является бюджетообразующим подразделением ГК.

Генеральный директор УК единолично осуществляет руководство всей деятельностью ГК «Спортмастер», за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Президента ГК «Спортмастер».

Правление УК - коллегиальный исполнительный орган ГК. Задача: выработка и принятие решений по ключевым вопросам деятельности ГК «Спортмастер».

Состав Правления УК ежегодно утверждается Приказом Генерального директора УК.

Для решения вопросов, затрагивающих несколько направлений деятельности ГК «Спортмастер», в Управляющей компании могут создаваться дополнительные коллегиальные органы управления - Комитеты, деятельность и состав которых регулируются отдельными Положениями.

Все розничные магазины «Спортмастер» объединены в Отделения, а Отделения - в Округа.

Округ - это структурное подразделение РС, управляющие розничными магазинами «Спортмастер», расположенными в определенном, территориально едином, регионе. Цель создания Округов - развитие розничной торговли Компании в конкретном регионе и обеспечение выполнения ключевых показателей эффективности Отделениями и магазинами округа.

Отделение - это структурное подразделение округа, представляющее собой совокупность магазинов «Спортмастер» и вспомогательных служб, расположенных в районе города, городе или городах на территории Округа.

Магазин - структурное подразделение, представляющее собой единицу розничной торговли.

Обобщенная структура РС представлена на схеме:

Во главе розничного магазина находится Директор. Директору непосредственно подчиняется дежурный администратор. Директору административно подчиняются бухгалтер по товародвижению, начальник сервисного центра, старший контролёрской службы. Административное подчинение представляет собой постановку текущих задач, определение сроков исполнения и контроль исполнения со стороны руководителя магазина (другими словами, административное руководство представляет собой ответ на вопрос «что надо сделать»). Функционально бухгалтер по товародвижению подчиняется бухгалтеру округа, начальник сервисного центра – начальнику службы сервиса округа, старший контролёрской службы – начальнику службы безопасности округа. Функциональное подчинение в рамках соответствующих служб представляет собой постановку и контроль выполнения функциональных задач (другими словами, функциональное руководство представляет собой ответ на вопрос «как надо сделать»).


Бухгалтер по товародвижению ведет точный учет полного цикла товародвижения и корректного отражения его в учетной системе, используемой в Компании. Осуществляет контроль за своевременным и правильным оформлением документов, отражающих все этапы товародвижения.

Старший контролёрской службы отвечает за соблюдение общего порядка в магазине. Он также несет личную ответственность за сохранность материальных ценностей магазина и организует охрану объекта в нерабочее время.

Начальник Сервис-центра организует работу сервис-центра, участвует в отборе и обучении персонала для СЦ, контролирует качество предоставляемых услуг, несет ответственность за обеспечение СЦ необходимыми инструментами и расходными материалами, оформляет документацию, консультирует покупателей по техническим вопросам. Начальнику сервисного центра подчиняются мастера сервисного центра.

Мастер СЦ обеспечивает предпродажную подготовку, сборку и регулировку технически сложного товара, проводит послепродажное техническое обслуживание, гарантийный и послегарантийный ремонт, осуществляет доставку и сборку товара, а также оказывает дополнительные сервисные услуги, предоставляемые магазином, консультирует покупателей по техническим вопросам.

Дежурный администратор – это должность, которая фигурирует ТОЛЬКО в организационной структуре магазина. В штатной структуре магазина данной должности нет. Дежурный администратор на протяжении всего рабочего дня отвечает за работу всего магазина – открытие магазина, проведение утреннего собрания и тренинга, управление операционными показателями, управление персоналом, перераспределение сотрудников в зависимости от текущей ситуации в магазине, контроль презентации, обеспечение чистоты и порядка в магазине, контроль и обеспечение бесперебойной работы кассового узла и склада, решение конфликтных ситуаций, закрытие магазина. В отсутствие директора магазина дежурный администратор исполняет его обязанности. В отсутствии директора дежурному администратору - административно подчиняются бухгалтер по товародвижению, начальник сервисного центра, старший контролёрской службы.

Дежурному администратору подчиняются линейные руководители (начальники отделов, заведующий складом, старший кассир) и специалисты (специалист по работе с Клиентами, мерчендайзер).

Начальник отдела несет ответственность за организацию процесса торговли и работы в своём отделе в торговом зале. Начальникам отделов подчиняются продавцы-консультанты и продавцы-кассиры в период работы в торговом зале магазина.


Продавец-консультант эффективно и качественно обслуживает покупателей, помогает покупателю в разрешении его сомнений при выборе товара, предоставляет покупателям необходимую информацию о товаре, сервисных услугах, проводимых мероприятиях и акциях, о работе магазина и Компании Спортмастер в целом.

Продавец-кассир при работе в торговом зале магазина выполняет обязанности продавца-консультанта. При работе на кассовом узле – обязанности кассира.

Заведующий складом организует работу склада по приемке, хранению, учету товара в магазине. Контролирует соблюдение технологий работ, выполняемых кладовщиками. Заведующему складом подчиняются кладовщики.

Кладовщик качественно выполняет все установленные процедуры товародвижения магазина, бесперебойно и оперативно обеспечивает необходимым товарным запасом торговый зал магазина, эффективно и профессионально обслуживает покупателей, помогает покупателю в получении товара со склада, предоставляет сопутствующие сервисные услуги, обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей.

Старший кассир отвечает за организацию эффективной работы кассового узла, осуществляет учет движения денежных средств предприятия, своевременное и правильное оформление документов. Старшему кассиру подчиняются кассиры и продавцы кассиры в период работы на кассовом узле.

Кассир эффективно и качественно обслуживает покупателей, проводит денежные расчеты с покупателями за товары и услуги, обеспечивает учет и сохранность наличных денежных средств.

Продавец-кассир при работе в торговом зале магазина выполняет обязанности продавца-консультанта. При работе на кассовом узле – обязанности кассира.

Специалисты. К специалистам относятся Специалист по работе с Клиентами и Мерчендайзер.

Специалист по работе с Клиентами предоставляет Клиентам необходимую информацию о товарах, сервисных услугах, о сроках гарантии, условиях возврата и обмена товара, работе магазина и Компании в целом, осуществляет резервирование товаров для Клиентов. Рассматривает претензии Клиентов по вопросам качества товаров и обслуживания, проводит процедуры возврата и обмена товаров и услуг. Принимает, распределяет и передаёт информацию, полученную по телефону, факсу, Lotus Notes и пр., отправляет исходящую информацию. Ведёт работу с Клубными и Дисконтными картами, с соответствующим информационным обеспечением. Обеспечивает документально - организационное обслуживание сотрудников магазина (распечатка инструкций, бейджей и пр.).