Файл: Традиционные организационные структуры (Сущность управления организацией и место в нем структуры управления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования традиционной организационной структуры предприятия
1.1. Сущность управления организацией и место в нем структуры управления
1.2. Принципы проектирования и основные виды традиционных организационных структур управления
Глава 2. Исследование организационной структуры
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Исследование кадровой и организационной структуры предприятия
2.3. Пути совершенствования организационной структуры ООО «Здоровый отдых» г. Москва
Линейная структура управления (рисунок 3) предполагает, что каждое подразделение подчинено управленцу, осуществляющему единоличное руководство определенным количеством подчиненных ему сотрудников и сосредоточившему в себе все управленческие функции. Но и такой управленец также подчиняется еще более вышестоящему управленцу.
Рисунок 3 - Линейная структура управления [5, с. 165]
Функциональная - вид организационной структуры, при которой группирование конкретных должностей в подразделения (отделы) основывается на базе и перечне общих видов деятельности (рисунок 4). В зависимости от поставленных организацией задач эти виды деятельности могут быть различны.
Рисунок 4 - Функциональная схема организационной структуры [5, с. 171]
Линейно-функциональная структура (рисунок 5) в большей степени помогает устранению недостатков как линейного, так и функционального типов управления. При такой структуре роль функциональных служб заключается в подготовке данных для линейных руководителей, чтобы те на их основании могли принять оптимальное управленческое решение.
Рисунок 5 - Пример линейно-функциональной структуры [5, с. 175]
Дивизиональная структура (рисунок 6) управления делает акцент на том, что в качестве критерия группирования должностей в так называемые дивизионы (отделы) определяют виды продукции, группы потребителей или регионы.
Рисунок 6 - Дивизиональная структура управления [5, с. 183]
Матричная структура (рисунок 7) предполагает одновременность группирования на одном уровне управления сразу по нескольким критериям.
Рисунок 7 - Матричная структура управления [5, с. 191]
Комбинированная структура (рисунок 8) – группирование по различным критериям.
Рисунок 8 - Комбинированная структура [5, с. 193]
Тип структуры определяется руководством предприятия самостоятельно, исходя их производственных и других целей управления.
Принципы проектирования организационной структуры показаны на рисунке 9.
Процесс организационного проектирования должен стремиться к формированию модели рациональной структуры управления. Процесс проектирования организационной структуры можно обозначить в виде 3 этапов [22, с. 117]:
1. Анализ действующей на момент исследования структуры управления, который должен установить ее соответствие или не соответствие установленным качественным и количественным критериям.
2. Проектирование организационной структуры, решающее следующие задачи:
- выбор типа структуры;
- конкретизация количества и состава подразделений по уровню управления;
- разграничение соподчиненности между звеньями структуры;
- расчет расходов на содержание аппарата управления.
3. Оценка эффективности организационной структуры.
Рисунок 9 - Принципы проектирования организационной структуры [13, с. 184]
Иногда руководство предприятия принимает решение относительно изменения организационной структуры. Все корректировки необходимо начинать с оптимизации хозяйственных процессов. В противном случае есть опасность создания структурных системных конфликтов, которые будут сопровождаться с «искривленными» бизнес-процессами и будут требовать ресурсы, требуемые на осуществление запланированных перемен. Проводить оптимизацию процессов стоит, не уделяя важность работникам компании, в противном случае можно непреднамеренно начать подстраивать их под персоналии. Для того чтобы оптимизировать организационную структуру необходимо:
1.Фиксация имеющейся организационной структуры, с выделением всех ее слабых сторон.
2. Описание актуальных на данное время процессов бизнеса (не только основных, но и вспомогательных, с фиксацией узких мест).
3. Вывести четкую формулировку цели планируемых изменений, не забывая об главных целях компании и интересах ее собственников.
4. Сформировать модель с новыми процессами бизнеса сначала в общем плане, потом детализируя их, спускаясь по уровням вниз. Возможно, есть необходимость моделирования сразу несколько вариаций бизнес-процессов. После проведения оценки их преимуществ и определении недостатков, с учетом имеющихся у фирмы ресурсов, нужно избрать оптимальную на настоящее время альтернативу.
5. Провести оценку избранного варианта на соответствие целям и «расширении» тех узких мест, которые имеются на конкретный момент времени. Необходимо задуматься о проблемах, что могут обозначиться при внедрении выбранного варианта.
6. Проанализировать функции, которым необходима централизация. Исходить следует из возможностей осуществлять контроль над их выполнением, а также из возможности уменьшить расходы и исключить нехватку ресурсов (людских в том числе).
7. Опираясь на бизнес-процессе предприятия, необходимо смоделировать версии оптимальной организационной структуры. Рассматривать получившиеся альтернативы нужно, уделяя внимание на: соответствие коммерческим потребностям и возможностям; экономическую целесообразность; следование нормам управляемости; возможности свободной передачи данных; возможности осуществления взаимного контроля (контрольные точки должны находиться вне бизнес-процессов).
По результатам главы подытожим, что форма и содержание любой организации формирует и поддерживает определенную совокупность задач взаимодействия основных организационных атрибутов – рабочих мест и подразделений в составе структуры организации.
Структура организации зависит от множества факторов, важнейшим из которых является направление или содержание основной (производственной) деятельности.
Структура организации, как правило, требует логико-информационного упорядочения всех операционных и управленческих процессов для изготовления продукции/ выполнения услуг.
Руководители уделяют значительное внимание принципам построения структуры управления: оперативность, оптимальность, экономичность, надежность, гибкость и устойчивость структуры.
На практике выделяют несколько типов традиционных организационных структур управления предприятием: функциональная, линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, комбинированная.
Процесс проектирования организационной структуры можно обозначить в виде 3 этапов:
1. Анализ действующей на момент исследования структуры управления, который должен установить ее соответствие или не соответствие установленным качественным и количественным критериям.
2. Проектирование организационной структуры, решающее следующие задачи: выбор типа структуры; конкретизация количества и состава подразделений по уровню управления; разграничение соподчиненности между звеньями структуры; расчет расходов на содержание аппарата управления.
3. Оценка эффективности организационной структуры.
Тип структуры определяется руководством предприятия самостоятельно, исходя их производственных и других целей управления.
Глава 2. Исследование организационной структуры
ООО «Здоровый отдых» г. Москва
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «Здоровый отдых» – турфирма в г. Москва.
Цель туристической компании «Здоровый отдых» - это создание комфортных условий для каждого клиента, и предоставление полной свободы в туристических желаниях.
Принципы отношений Турфирмы «Здоровый отдых» с клиентами:
- коллектив туристической компании «Здоровый отдых» работает для своих клиентов в отличии от большинства других турфирм;
- клиентом считается любой человек, зашедший в офис турфирмы «Здоровый отдых»;
- каждого клиента приветствуют с уважением, приглашают за стол и предлагают напитки как дорогому гостю;
- любое желание клиента достойно внимания, и консультанты прилагают все возможные усилия, чтобы его исполнить.
Турфирма «Здоровый отдых» предлагает своим клиентам широкий спектр ценовых предложений и высокое качество обслуживания по всем основным направлениям туризма. [25].
Изучаемое предприятие ООО «Здоровый отдых» - подразделение в г. Москва - расположено по адресу: г. Москва, пер. Столешников, 11, оф. 205.
ООО «Здоровый отдых» является прибыльным предприятием и одним из лидеров г. Москва по объемам продаж и выручки. По результатам анализа (таблица 1) можно отметить рентабельность работы фирмы на протяжении анализируемого периода (в среднем – 22%).
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности за 2017-2019гг.
Показатель |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
Отклонение 2019/2018 |
Валовый доход (выручка), тыс. руб |
18250 |
22082 |
20075 |
-2007 |
Валовые затраты, тыс. руб. |
14824,1 |
16347,8 |
17877,9 |
-1530,1 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
3425,9 |
5734,2 |
2197,1 |
-3537,1 |
Рентабельность, % |
23,1 |
35,1 |
12,3 |
-22,8 |
В то же время, по результатам анализа можно отметить снижение рентабельности бизнеса вследствие снижения объема выручки и прибыли. Прибыль снизилась по сравнению с 2018г. Затраты в это время возрастают. Предпринимателю необходимо уделить внимание росту издержек и пересмотреть их структуру.
Объемы продаж ООО «Здоровый отдых» показаны в таблице 2.
Таблица 2
Объем и динамика продаж ООО «Здоровый отдых»
Показатель |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
Отклонение 2019/2017 |
1. Объем продаж всего, ед. |
1825 |
2007 |
2208 |
+383 |
в т.ч. зарубежные туры |
1211 |
1332 |
1466 |
+255 |
- внутренние туры |
520 |
572 |
629 |
+109 |
- экскурсии по городу |
93 |
102 |
112 |
+19 |
2. Объем продаж всего, тыс. руб. |
18250 |
22082 |
20075 |
+1875 |
в т.ч. зарубежные туры |
13756,8 |
15896,4 |
18451,3 |
+994,5 |
- внутренние туры |
3945,7 |
4118,6 |
4777,1 |
+831,4 |
- экскурсии по городу |
1247,4 |
1532,1 |
1710,4 |
+463,0 |
По результатам анализа можно отметить рост показателей продаж, как в натуральном, так и в денежном выражении. Относительный показатель роста в 2019 году по сравнению с 2017г. составил соответственно 21 и 31,6%.
Динамика и структура услуг в общем объеме продаж показана на рисунках 10-12.
Рисунок 10 - Динамика объемы проданных путевок 2017-2019гг., ед.
Видим, что динамика положительная. Относительно небольшие темпы роста экскурсионных услуг связаны со значительной конкуренцией на этом рынке.
Рисунок 11 - Структура продаж по видам услуг в 2019г., %
Рисунок 12 - Динамика продаж по видам услуг 2017-2019гг., тыс. руб.
Общую динамику по услугам ООО «Здоровый отдых» можно увидеть на рисунке 13.
Рисунок 13 - Динамика количества клиентов филиала в г. Москва 2017-2019гг., чел.
В 2019г. по сравнению с 2018г. наблюдается сокращение количества клиентов почти на 10%.
Согласно исследованиям, лишь каждый 3-й клиент вновь обращается за покупкой в ООО «Здоровый отдых». На это влияют два основных фактора:
- высокая конкуренция;
- ограниченный круг клиентов, ведь туры не все и не всегда являются жизненно необходимыми для людей.
Таким образом, ООО «Здоровый отдых» - это достаточно конкурентоспособная организация на рынке туристических услуг г. Москва, хотя и с присущими ей некоторыми недостатками. Эти недостатки отчасти связаны с неэффективными решениями кадровых вопросов.
Далее изучим кадровую и организационную структуру предприятия.
2.2 Исследование кадровой и организационной структуры предприятия
Как известно, эффективное планирование управлением персонала предприятия положительно влияет на результаты деятельности организации благодаря оптимизации использования персонала. Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности сотрудников за отчетный и предыдущие периоды. Данные анализа представим в виде таблицы 3.
Таблица 3
Структура среднесписочной численности персонала ООО «Здоровый отдых»
Показатель |
2017г. |
Удель-ный вес, % |
2018 г. |
Удель-ный вес, % |
2019 г. |
Удель-ный вес, % |
Абсолют-ное отклоне-ние 2019 к 2017, чел. |
Измене-ние в структуре 2019 к 2017, % |
Среднесписочная численность персонала, чел. В том числе: |
29 |
100 |
32 |
100 |
35 |
100 |
+6 |
+20,1 |
- руководители |
4 |
13,8 |
4 |
12,5 |
4 |
11,4 |
0 |
-2,4 |
- специалисты и менеджеры |
22 |
75,9 |
25 |
78,1 |
27 |
77,1 |
+5 |
+1,2 |
- обсл.персонал |
3 |
10,3 |
3 |
9,4 |
4 |
11,4 |
+1 |
+1,1 |