Файл: Традиционные организационные структуры (Сущность управления организацией и место в нем структуры).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования традиционной организационной структуры предприятия
1.1. Сущность управления организацией и место в нем структуры
1.2. Принципы проектирования и основные виды
2.2 Исследование кадровой и организационной структуры
2.3. Пути совершенствования организационной структуры ООО «Бельмаре» г. Москва
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Под управлением понимается ведение фирмы к назначенной цели, стремясь оптимальным образом применять разнообразные ресурсы. Предприятия располагаются в процессе неизменного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, потому что меняется сама организация и ее среда.
Управление фирмой призвано обеспечить эффективное применение всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения поставленных целей. Такое можно достигнуть при помощи эффективной организационной структуры.
При общей простоте организационно-управленческих структур предприятий многие организации сталкиваются со сложными проблемами. Изучение организационных структур в МСП, особенно в малых организациях, представляется сложной задачей из-за того, что такие организации, как правило, не имеют официальной организационной структуры в виде утвержденного рисунка. Часто руководители небольших организаций даже не имеют идеи и не понимают, какую организационную структуру они используют, какие организационные структуры существуют и какая структура наиболее эффективна в конкретной организации. Однако, следует отметить, что организационная структура существует в любой организации, в независимости от желания и сознания управленческого персонала. Поэтому важно знать принципы и основные типы организационных структур, направления их совершенствования.
Стоит отметить, что степень разработанности проблемы проектирования организационной структуры широко освещена в научных трудах и публикациях. В то же время, мало внимания уделено отраслевых особенностям проектирования организационной структуры.
Объект исследования - ООО «Бельмаре» г. Москва.
Предмет исследования - традиционные организационные структуры управления предприятием.
Цель работы - изучить организационную структуру управления ООО «Бельмаре» г. Москва и предложить пути ее совершенствования.
Задачи работы:
- описать сущность управления организацией и место в нем структуры управления;
- определить принципы проектирования и основные виды организационных структур управления;
- дать общую характеристику ООО «Бельмаре» г. Москва;
- исследовать кадровую и организационную структуру предприятия;
- определить пути совершенствования организационной структуры ООО «Бельмаре» г. Москва и оценить их эффективность.
Теоретическую основу исследования составили труды и публикации авторов по направлениям «управление организацией», «менеджмент», а также по проблеме построения эффективной организационной структуры, управления.
В работе использованы такие методы, как анализ и синтез, классификация, описание, графический, табличный метод и др.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении видов организационных структур, их положительных и отрицательных черт.
Практическая значимость заключается в возможности использования предложенных в работе рекомендаций по совершенствованию организационной структуры на предприятиях сферы туризма.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список источников.
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования традиционной организационной структуры предприятия
1.1. Сущность управления организацией и место в нем структуры
управления
Исполнение функций управления постоянно требует конкретных затрат времени и сил, вследствие которых управляемый объект ввергается в заданное или желаемое состояние. Это и составляет главное содержание понятия «процесс управления». В основном под ним подразумевается обусловленная совокупность действий по управлению, которые логично связаны друг с другом, чтобы обеспечить достижение назначенных целей с помощью реорганизации ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы, как было отмечено Виханским О.С. и Наумовым А.И. [3, с. 52]
В таком установлении выделяется целеустремленный характер процесса, реализовываемого аппаратом управления фирмой, в том числе ее связь с функциями, целями и необходимыми для их осуществления ресурсами. Вместе с этим в литературе обширно употребляется еще одно определение процесса управления, где в виде его ключевого момента рассматривают не функции, а управленческие решения, на разработку, принятие и исполнение которых устремляются усилия и организационная деятельность руководителей [6, с. 14]. Процесс управления изображается как совокупность циклических действий, которые связаны с обнаружением проблем, поиском и организацией исполнения принятых решений [1, с. 38].
Между этими двумя подходами к установлению сущности процесса управления отсутствует противоречие, т.к. дополняя друг друга, они образуют непрерывные циклически повторяющиеся процессы принятия решений, связанные с исполнением управленческих функций. В процессе исполнения функций управления менеджеры должны принимать значительное количество решений, реализовывая планирование, организуя работу, мотивируя людей, которые заняты на фирме, координируя и контролируя происходящие в организации процессы.
Каждая организация состоит из нескольких элементов и ее можно представить как онтологическую схему. Большая неопределенность во внешней среде и ограниченность финансовых ресурсов создают условия, в которых, промышленным компаниям проблематично достичь устойчивого функционирования. Проведение реформ в системе управления процессом организации, и ее построение с учетом новой методологии позволяет получить значительное улучшение показателей работы компании.
Наиболее важный атрибут любой экономической системы типа «организация», - это человек, находящийся в тесной взаимосвязи с прочими людьми через многообразие видов и нитей взаимодействия [7, с. 63]. С учетом исследования проекций, разнообразия, компонентов и структур организаций были установлены главнейшие факторы, отвечающие за формирование системы. К ним относятся: глобальная цель всего комплекса её составляющих; подчинение целей локального плана всех составляющих общей миссии и цели; исполнение всеми компонентами своих прямых задач; согласованность горизонтальных и вертикальных отношений, а так же их координации; присутствие между компонентами обратных связей [3, с. 84].
Системой «организация» называют совокупность некоторого количества атрибутов, которые находятся во взаимоотношениях постоянного типа. Помимо того, данные атрибуты взаимодействуют с разнообразными компонентами во внешней среде [5, с. 34]. В системном плане организация представляет собой некоторую ограниченную среду, которая использует комплекс ресурсов и обеспечивает производство разнообразных видов результатов на основании технологий операционной работы [4, с. 60]. Остальные же все атрибуты (миссия, задачи, цели, культура, структура и др.), присутствующие в организации содействуют результативному преобразованию ресурсов - входов в результаты - выходы.
Используя онтологическую схему социально-деятельностной системы, представленную на рисунке 1, была выполнена логико-информационная интерпретация экономической системы типа «организация».
Рисунок 1 - Схема экономической системы типа «организация» [3, с. 116]
Содержание и форма каждой организации создает и поддерживает определенный комплекс задач взаимодействия главных атрибутов организации – подразделений и рабочих мест в структуре организации.
Основной задачей организационной структуры является выстраивание максимально эффективной работы в рамках определенной компании. В связи с этим, ее следует выбирать, учитывая факторы, которые влияют на децентрализацию и централизацию в ходе делегирования власти.
1. Соотношение расходов и доходов от применения полномочий. Увеличение затрат является одним из ключевых факторов влияющих на централизацию организационной структуры.
2. Оперативность в применении полномочий. Для быстрого решения производственных вопросов, необходимо создание делегированной вертикальной власти сверху вниз в пределах организационной структуры. Это даст возможность сохранить способности предприятия оперативно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде.
3. Необходимый уровень координации в работе. Для обеспечения бесперебойных и эффективных действий в пределах организационной структуры между подразделениями менеджмента или же в одном из них, необходимо в целях координирования будущих решений и шагов все полномочия сосредоточить в лице одного руководителя высшего ранга.
4. Квалификационный уровень персонала и доверие к нему. Если в компании работают высококвалифицированные сотрудники, то большее распространение получает делегирование полномочий, что может привести к децентрализации.
5. Места осуществления работы. Если в компании организационная структура централизованного типа, то особенная роль отводится производственным масштабам и географическому рассредоточению деятельности. Эти параметры сказываются на концентрации власти и ее целесообразности. При различном расширении и росте предприятия немаловажным становится рост роли централизации структуры компании на уровне топ-менеджмента. Стало быть, чем больше величина компании и ее подразделений, тем больше уровень централизации и наоборот.
6. Возможности осуществления контроля над персоналом. Руководитель не может с себя убрать ответственность, даже в случае передачи ее части на подчиненных. Хотя имеется возможность передать сотрудникам ряд своих полномочий, остается некоторая система контроля их деятельности, однако если имеется достаточная обратная связь, то это приводит к децентрализации властных функций.
7. Характер руководителя. При централизации организационной структуры личные качества начальника могут оказывать влияние на стиль и систему в целом руководства. К примеру, если руководитель имеет деспотичную натуру, то стиль его руководства будет аналогичным, что приведет к негативным настроениям среди подчиненных.
8. Наличие действенной системы коммуникаций, координации, принятия решений и обмена информацией с применением компьютеризации и развитых сетей внутренней и внешней связи является причиной увеличения централизации и воздействует определенным образом на политику руководства в целом.
9. Внешние факторы. Воздействие факторов внешней среды существенно влияет на создание организационной структуры. К таким факторам относятся законодательная база, экономическая система, социальный статус работников за пределами компании. Все это непосредственно или опосредованно воздействует на децентрализацию и централизацию в границах системы руководства.
10. Степень развития хозяйственной независимости административных и производственных подразделений компании. В случае увеличения данных показателей централизация управления снижается.
Структуре организации, в основном, необходимо логико-информационное упорядочение всех управленческих и операционных процессов для производства продукции/ предоставления услуг.
1.2. Принципы проектирования и основные виды
традиционных организационных структур управления
Как известно, одной из задач организационной структуры является обеспечение эффективного процесса управления в организации (принятие управленческих решений и движение потоков информации), в котором принимают участие менеджеры всех категорий, уровней профессиональной специализации. Организационную структуру сравнивают с каркасом строения всей управленческой системы, который построен обеспечения своевременности и качества протекания управленческих процессов.
Основные принципы проектирования организационной структуры показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 - Принципы проектирования организационной структуры [9, с. 184]
На практике выделяют следующие основные типы традиционных организационных структур управления предприятием: функциональная, линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, комбинированная [7, с. 85].