Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Анализ состояния сферы электронной торговли
Глава 3. Электронная торговля в современных условиях
3.1 | Плюсы и минусы электронной торговли.
3 .2 Перспективы электронной торговли
Глава 4 . Электронная торговля в России
4 .1 Проблемы электронной торговли в России
ВВЕДЕНИЕ
Электронная коммерция - это любой вид деловых операций и сделок, предусматривающих использование самых передовых информационных технологий и коммуникационных сред с целью обеспечения более высокой экономической эффективности по сравнению с традиционными видами коммерции.
Из этого определения следует, что электронная коммерция - это не только электронная торговля, базирующаяся на применении новых информационных и коммуникационных технологий в сети Интернет. Она представляет собой весьма большой состав различных бизнес-операций. С помощью электронной коммерции обеспечивается достижение экономических и финансовых целей, сформулированных в миссии фирмы.
Сам термин "Электронная Коммерция" возник практически сразу вслед за появлением ЭВМ в 50-е, 60-е годы. Это была эпоха "Mainframe-based" приложений. Одними из первых таких приложений были программы для транспорта - заказ билетов, а также обмен данными между различными службами для подготовки рейсов.
В 1968 году, в США был образован специальный комитет TDCC (Transportation Data Coordination Committee), задачей которого стало согласование 4-х уже сложившихся индустриальных стандартов для различных транспортных систем - авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта. Результаты деятельности этой комиссии легли в основу нового стандарта для организации электронного обмена данными между организациями - EDI (Electronic Data Interchange). Стандарт получил название - ANSI Х.12 (host-based).
70-е годы. Примерно в то же время в Англии происходят такие же процессы - поиск стандартных решений для обмена данными. Но здесь главная ориентация была на торговлю. Появился набор стандартов Tradacoms для международной торговли. Именно его Европейская экономическая комиссия - UNECE (United Nations Economic Commission for Europe) принимает в качестве международных стандартов GTDI (General-purpose Trade Data Interchange standards).
Таким образом сложилась ситуация сосуществования 2-х систем стандартов - европейского и американского. Это не могло устроить торговый бизнес, который начал активное взамопроникновение через океан, поэтому началось движение по объединению EDI-стандартов.
Для развития экономики России требуется внедрение новых информационных и коммуникационных интернет-технологий в деятельность фирм и организаций. Предприятия, реализующие инновационные технологии в области информационных ресурсов, берут первенство в рыночных отношениях. Это помогает дальнейшему укреплению своих позиций на рынке. Преимуществами использования электронной торговли являются: снижение затрат на продвижение бизнеса; заключение электронных договоров; сокращение времени операций; снижение затрат на реализацию продукции и т.д. Эти преимущества позволяют снизить цену на товары и услуги, что влечет за собой рост объемов электронной торговли. Теперь люди при оформлении заказов стараются заменить бумажные документы на электронные. Несмотря на преимущества электронной торговли, существуют также и недостатки. Проведение интернет покупок и продаж повлекли за собой возникновение целого ряда правовых проблем. Цель курсовой работы - исследовать электронную торговлю как новую форму современного рыночного хозяйства, выявить проблемы и перспективы её развития. На основе поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– дать определение понятию электронной торговли;
– изучить историю возникновения электронной торговли;
– проанализировать перспективы развития и проблемы электронной торговли;
– сопоставить статистические данные роста популярности.
Объектом исследования выступает электронная торговля и её структура.
Предметом исследования является электронная торговля как новый вид товарообмена.
Глава 1. Классификация основных видов электронной коммерции
Электронная коммерция развивается в рамках двух основных моделей:
В2В (Business-to-Business) и 2) В2С (Business-to-Customer). Это соответствует следующим понятиям: «обслуживание юридическими лицами юридических лиц» и «обслуживание юридическими лицами физических лиц». Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. 2-е издание - СПб.: Питер, 2005
За рубежом исторически первыми оказались модели электронной коммерции, относящиеся к категории В2С. В среду Интернета был перенесен привычный механизм МоТо-сделок (Mail Order-Telephone Order). Заказ покупателя производился путем заполнения формы на web-сайте продавца, оплата товара происходила по пластиковой карте. После этого товар доставлялся по почте или через курьерскую службу. На этом этапе развития электронной коммерции не было речи о каких-либо системах оплаты посредством Интернета.
В западных странах доминируют коммерческие операции, оплачиваемые платежными карточками. Не получили сколько-нибудь широкого распространения схемы проведения платежей, построенных вокруг одного банка, в котором и продавец, и покупатели имеют собственные расчетные счета. Такие схемы называются «платежными системами». Доминирование платежных карточек в качестве средств расчетов в Интернете объясняется их широким распространением среди населения развитых стран.
На сегодняшний день наиболее развитым рынком электронной коммерции является рынок США. Поэтому анализ накопленного опыта в сфере электронной коммерции будем вести преимущественно на примере данных США, а также стран Западной Европы. По мнению американских экспертов, существует восемь основных категорий коммерции, действующих в Интернете.
Первая категория - крупные розничные торговые предприятия, продающие товары непосредственно через Интернет согласно модели прямых продаж с использованием традиционных механизмов МоТо-сделок и отлаженных каналов оплаты и доставки товаров.
Вторая категория - крупномасштабные универсальные Интернет-порталы (например, AOL, Yahoo! и другие), предоставляющие клиентам доступ к коммерческим услугам различных компаний, работающих в разных сегментах рынка, на своем web-пространстве. Клиент в этом случае получает возможность приобрести необходимый перечень товаров и услуг в одном месте, а портал зарабатывает на комиссии от этих сделок.
Третья категория - тематические порталы (каталоги, состоящие из ряда web-сайтов), предоставляющие доступ к услугам компаний, работающих в каком-то одном сегменте рынка.
Четвертая категория - электронные аукционы, которые работают как «биржевые площадки». Они предоставляют продавцам и покупателям удобный механизм для заключения двусторонних сделок. Эта категория коммерсантов развивается в настоящее время быстрее других.
Пятая категория - коммерсанты, которые торгуют продуктами, существующими в цифровой форме (музыка, видеозаписи, тексты, онлайновые игры и т. п.). Сюда же относятся коммерсанты, занимающиеся рекламой в Интернете.
Шестая категория - это сайты (набор связанных между собой html-документов, имеющих собственное имя и адрес в сети Интернет), на которых создаются «сообщества», объединяющие потребителей, заинтересованных в продуктах одного класса. Подобного рода сайты позволяют потребителям получать экономию средств за счет оптовых скидок. Эта категория пока только начинает формироваться. Уже заметно стремление к использованию этой модели, например, у покупателей сложной бытовой техники и домашних компьютеров.
Седьмая категориия - электронная коммерция, ориентированная на обслуживание корпоративных клиентов (В2В). В этом секторе, согласно прогнозу американских экспертов, можно ожидать наиболее быстрый рост.
Восьмая категория - это разнообразные услуги по выставлению и оплате счетов (за коммунальные услуги, медицинское обслуживание, страхование и т. п.).
Глава 2. Анализ состояния сферы электронной торговли
Новые информационные технологии работают в качестве двигателя экономического и социального развития, образования, культуры и искусства. Мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе. В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства и знания. В основе информационной революции лежит развитие информационных технологий, разнообразие и применение которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.
Все большее количество компаний в мире используют Сеть для развития своего бизнеса - по оперативности онлайновые магазины во много раз превосходят физические аналоги. Согласно исследованиям компаний ACNielsen и Yahoo, несмотря на спад в экономике в целом и интернет-секторе в частности, выросло доверие потребителей к интернету: в этом году в течение прошедшего квартала индекс спроса в западных онлайновых магазинах не изменился, а по сравнению с прошлым годом - вырос на 8 пунктов. При этом покупатели с высшим образованием доверяют Сети больше, чем те, кто не закончил колледж - 144 пункта (+15%) против 125 (+5%). И тратят, соответственно, больше на $75.
Генина Н. Рынок онлайновой торговли в России. www.cnews.ru
В основном, правда, это касается США: развитие розничной интернет-торговли в Европе пока остается на достаточно низком уровне: там всего 35% пользователей Сети совершали покупки в онлайне, что ненамного, но все же больше аналогичного показателя прошлого года. Самая высокая доля тех, кто хоть раз пробовал совершить покупку в Сети, зафиксирована в Великобритании - 55%.
Появление и развитие глобальной компьютерной сети Интернет привело к возникновению новых рынков, называемых "виртуальными". Данные рынки представляют собой новую неосвоенную территорию, размеры которой нелимитированы, а ресурсы на данном этапе неисчерпаемы.
Число владельцев компьютеров и пользователей Интернет быстро растет во всем мире. Их наибольшее количество находится в США, где около 70% населения имеет выход в Интернет. Не отстает рынок европейских пользователей Сети.
Как бы то ни было, Европа, отставая, все же мало-помалу нагоняет Америку, осознав необходимость внедрения веб-сервисов для развития бизнеса. По данным последнего исследования, проведенного по заказу компании BEA Systems, более половины европейских компаний 54% уже внедрили веб-сервисы. Более широкому распространению веб-сервисов препятствуют, в первую очередь, опасения по поводу безопасности их использования. Именно это останавливает 48% европейских организаций. К тому же, не все компании-первопроходцы в восторге от сделанного выбора: каждый пятый из опрошенных IT-директоров не удовлетворен результатами использования новых технологий, и лишь 59% из них признали, что существуют видимые положительные результаты такого внедрения - например, налаживание более тесных связей с клиентами и партнерами, повышение эффективности работы, более быстрое и дешевое оказание услуг.
Кроме того, малые предприятия торговли отстают в использовании средств электронной коммерции от крупных компаний: в Британии, к примеру, 56% из них даже «не думали о преимуществах Сети». В то же время, из крупных фирм 77% процентов используют технологии e-commerce, 71% публикуют адрес электронной почты и 53% имеют веб-сайт.
Активно развивается азиатский рынок Интернет. В частности, сегодня число пользователей в Японии составляет более 30 млн. чел., к сети подключены более 80% предприятий. Широкое распространение получил Интернет в Гонконге, где к Интернет подключены более 2 млн. чел., что составляет 40% населения от 12 до 60 лет. Темпы прироста количества пользователей в Китае и Индии превышает 100% в год.
Как мы видим, формируется гигантское виртуальное электронное рыночное пространство, участником которого может стать практически любое предприятие. Стираются географические границы государств, происходит глобализация мирового сообщества. Изменение экономического устройства, связанное со стремительным распространением информационных технологий, ведет к появлению новых форм коммерческого взаимодействия.
По прогнозу компании Computer Industry Almanac число пользователей интернета в мире достигнет в 2008 году достигнет 1 млрд. 460 млн. человек. В 2008 году более 56% пользователей всемирной Сети будут обладать беспроводным доступом в интернет (Wi-Fi). В настоящий момент Wi-Fi пользуется не более 4,5% пользователей в мире. По прогнозу маркетинговой фирмы Chantilly, в 2008 году затраты Администрации США на закупку компьютерной техники и технологий достигнут $18 млрд. ($12 млрд. в 2002).
Сегодня одна из новейших и наиболее перспективных тенденций в мировой экономике и бизнесе - это электронная коммерция. Она проникает во все сферы деятельности мировых организаций. Технические достижения, создаваемые на базе компьютеров и средств связи, быстро изменяют традиционный уклад социальной и коммерческой жизни современного общества. Можно прогнозировать, что в течение ближайших лет электронная коммерция кардинальным образом изменит методы ведения хозяйственной деятельности и отношения компаний со своими бизнес-партнерами.
Поскольку электронная коммерция это сочетание различных технологий, программных приложений и стратегий бизнеса, то под ней следует понимать всеобъемлющую концепцию, направленную на объединение целого спектра услуг, обеспечивающих ведение хозяйственной деятельности. В широком контексте "электронная коммерция" представляет собой любые коммерческие сделки, совершаемые с помощью электронных средств связи. Она включает в себя следующие составляющие:
1) электронная торговля;
2) электронный обмен данными;
3) электронный обмен сообщениями, электронную почту, факсимильную связь, передачу данных с компьютера на факс;
4) электронные переводы денежных средств;