Файл: Портрет современного российского менеджера: знания, мотивация, результаты.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 432
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Он обозначает функцию, а также людей, её выполняющих, он указывает на социальное и должностное положение. Актуальность данной темы в том, что современный менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Именно менеджмент способствует социальному и экономическому развитию. Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» звучали не привычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Некоторые опираются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностранных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше - спрос явно превышает предложение. Менеджмент – особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение оптимальных результатов деятельности организации при помощи различных функций, принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента. Английское слово «management» в переводе означает «управление». В классическом представлении слово «управление» шире понятия «менеджмент». Однако в отечественной литературе «менеджмент» и «управление» определяются как слова-синонимы. Вместе с тем следует отметить, что семантика слова «менеджмент» очень сложна и истинный объём и содержание данного понятия можно увидеть, только проследив эволюцию взглядов на управление.
Так, в период древних цивилизаций не существовало аналога понятию
«менеджмент». В основе взглядов на управление лежали сложившиеся обычаи и традиции, которые получили закрепление в законодательных актах и древних письменных источниках. Профессия «менеджер» как таковая в настоящее время востребована, так как страна после перехода к рыночным отношениям нуждается в грамотных руководителях, которые умели бы управлять людьми и предприятием, знали бы все технологии предприятия, методы успешного решения основной задачи производства, получения прибыли, а также сотрудничать на взаимовыгодных условиях с другими предприятиями. Этим они помогут экономике России развиваться более полноценно. Решения менеджеров могут повлиять на судьбы миллионов людей и государств.
Эта тема показалась мне наиболее актуальной в силу того, что в настоящее время профессия управленца становится всё более популярной среди молодого поколения.
В наше время все больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные менеджеры. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному сотруднику, оказалось довольно трудно, поскольку они все различаются в зависимости от особенностей работы данной профессии.
Так, например, для менеджеров технических служб необходимым требованием является наличие глубоких технических знаний, а для работника производственного отдела знания организации производства и управления. Несомненно, знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Кроме того, профессиональный управляющий понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т.е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне её. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.
Целью данной работы является анализ и выявление ключевых качеств работы менеджера, которые определяют успешность его работы в организации. Объектом исследования являются взаимоотношения руководителя и коллектива. Предметом анализа является непосредственно сам менеджмент, а также особенности его развития и формирования в России. Объектами выступают человеческие ресурсы.
Глава 1. Понятие «менеджмент», цели и задачи
Сегодня для всех очевидно, что управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных. Оно является функцией биологических, социальных, технических систем, которое обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. В самом общем виде управление представляется как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальных затратах, усилий и времени. То есть управление – это упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.
Рассмотрим вопрос, почему вообще возник менеджмент? Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства труб необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, кто плавит его, продает, транспортирует. И, конечно, тех, кто всем этим руководит.
Управление в социальных системах связано с управлением людьми и охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных наук, таких как социология, социальная психология, психология. Вообще главной целью менеджмента является удовлетворение постоянно меняющихся потребностей людей через использование, главным образом, рыночных механизмов (спрос, предложение, рентабельность, прибыль и т.п.). Безусловно, такая цель является чрезвычайно многоплановой и сложной. Поэтому каждая конкретная организация формулирует для себя более узкие и конкретные цели в рамках главной цели менеджмента и двигается к ним поэтапно, решая отдельные задачи менеджмента или, как чаще говорят, реализуя функции менеджмента. Все функции менеджмента, то есть то, что он выполняет и решает, в принципе делятся на две категории.
Первая из них – это общие функции менеджмента, то есть те, которые в той или иной форме реализуются при управлении любой организацией; в их число входят:
- целеполагание (миссия, философия, цели и задачи организации), то есть определение предназначения, смысла и конечного результата, которые должны быть достигнуты организацией, а также путей движения к ним;
- прогнозирование и планирование, то есть формы и методы предвидения проблемных ситуаций и разработка последовательности действий по их сглаживанию;
- организация (точнее – организовывание) и координация, то есть строение организации, её составные элементы, связи между ними и их эффективное взаимодействие;
- разработка и принятие управленческих решений, то есть теория и практика нахождения и выработки наилучшего в конкретных условиях решения;
- мотивация и стимулирование, то есть методы и приёмы внутреннего и внешнего воздействия на людей;
- контроль и учёт, то есть формирование и поддержание чётких и единообразных форм, по которым оценивается деятельность людей и организаций.
Вторая из них – это специальные (частные) функции менеджмента, то есть те, которые реализуются при решении вопросов, связанных с управлением конкретной организации; в их число могут входить:
- система управления организацией, то есть структура органов управления, а также место и роль менеджеров в этой структуре;
- деловые коммуникации, то есть процессы движения информации, общение участников организации между собой и с окружающей средой;
- методы менеджмента, то есть рычаги и механизмы, с помощью которых менеджеры решают задачи и достигают поставленных целей;
- персонал (персонал-менеджмент), то есть формы и методы работы с людьми;
- конфликты, то есть происхождение и природа конфликтов и пути их предупреждения и устранения;
- стили управления и имидж организации, то есть стиль поведения и деятельности конкретного менеджера и как это влияет на восприятие организации различными людьми;
- риски (риск-менеджмент), то есть формы поведения в условиях неопределённости;
- финансы и хозяйство (финансовый менеджмент), то есть анализ состояний и принятие решений в финансовой и материальной сферах;
- стратегии (стратегический менеджмент), то есть формы и методы определения поведения (политики) организации на длительную перспективу;
- инновации, инвестиции и организационное развитие (инновационный менеджмент), то есть пути и методы совершенствования организации и повышения её конкурентоспособности;
- организационная культура, то есть нормы, правила и ценности, принятые в организации.
Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления. Одна из самых основных причин — разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между коллективом; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом.
Также разделение труда тесно связано с другим фактором — технологическим усложнением процесса производства. По мере того как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции определенным образом распределялись между участниками производственного процесса. Усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не, только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем.
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах; экономической - необходимость в производстве и распределении ресурсов; оборонительной - защита от врагов. Но какова, же главная цель менеджмента? Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем самым неопределённее будущее. Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации. Естественно, для каждой отдельной организации понятие успех ассоциируется с разными целями и задачами. Поэтому цели и задачи менеджмента разных организаций могут и должны отличаться. Успешная компания – не обязательно огромная корпорация. Возможно, достижение «крупных» размеров не стоит в приоритетных задачах организации, а вот выполнение поставленных целей вполне свидетельствует об успешности даже небольшой фирмы. Есть даже такие организации, которые после выполнения всех задач прекращают своё существование. Но чаще, конечно, для организации важно продержаться на рынке как можно дольше.
Одной из самых главных задач самого менеджмента - это достижение всех целей ради функционирования непосредственно самой организации и развития её как целостной системы... Исходным же моментом в этом случае является так называемая структура целеполагания при помощи, которой деятельность всех руководителей и менеджеров приобретает всё большее значение в тяжёлых условиях как рынка и рыночной экономики, так и самого производства. И, именно за счёт этой важнейшей структуры и увеличивается число объектов, фирм, а также компаний, управляющих трудовым процессом. Каждая фирма определяет, прежде всего, цели, задачи и действия, при помощи которых предприятие начинает свой жизненный цикл и развивается дальше. Сами же факторы услуг, продукции, различных рынков потребителей, ресурсов и специализации являются главными целями, которые присутствуют в любой фирме. Самые же основные цели любого предприятия - это такие цели, благодаря которым происходит серьёзное регулирование любого субъекта, вносящего в производство свою лепту. Также фактором за счёт, которого декларируются все важные принципы работы, является характеризующая управленческая деятельность в самом менеджменте.
Как правило, с помощью таких факторов и раскрывается вся основная система плановых ресурсов и зданий, среди которых есть и разного рода миссии организации и всякие полезности, без которых производство не смогло бы существовать. И именно поэтому для всей деятельности по управлению фирмой или группой разных фирм существует много всяческих подходов, которые входят в группу организационных миссий и помогают в наисложнейшем процессе управления...
Эволюция менеджмента. Этапы развития
Основой эволюции и развития менеджмента принята к рассмотрению временная шкала, т.е. хронологический подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов:
I период – древний период;
II период – индустриальный период (1776–1890 гг.);
III период – период систематизации (1856–1960 гг.).
IV период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время).
Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.).
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали её практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания её сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.