Файл: Контрольная работа по дисциплине основы инклюзивного взаимодействия на тему Общая характеристика понятия ограничение жизнедеятельности человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 463

Скачиваний: 508

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права

Кафедра социологии и психологии

Контрольная работа по дисциплине

ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

на тему

Общая характеристика понятия «ограничение жизнедеятельности человека», составляющие компоненты, правовые основы обеспечения человека, имеющего ограничения жизнедеятельности в современном социальном пространстве.

Иркутск 2023

Оглавление


Основная часть 3

Заключение 6

Список использованной литературы 7

Ограничение жизнедеятельности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Понятие используется в медико-социальной экспертизе, на его основе производится экспертная оценка инвалидности — установление группы инвалидности.

Основная часть


Основные виды нарушений в организме человека:

·  нарушения слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших;

· нарушения зрения – слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией; 

·  нарушения речи – общее недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, заикание и иные нарушения речи;

· нарушения опорно-двигательного аппарата;

· сложные дефектами, в том числе слепоглухотой;

· нарушения в интеллектуальной сфере (в силы психофизиологических возможностей и особенностей данная категория обучающихся не получают образование в высшей школе);

· расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения
;

· соматические заболевания;

· иные нарушения в развитии.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Инвали́дность - это состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Люди, имеющие инвалидность дифференцируются в зависимости от группы инвалидности. Принято различать следующие группы инвалидности:

Первая группа инвалидности характеризуется стойким значительно выраженным расстройством функций организма (заболевание, травма), имеющее выраженное ограничение одной (нескольких) категорий жизнедеятельности. Критерии I группы инвалидности являются неспособность к самообслуживанию, неспособность к самостоятельному передвижению, дезориентация, неспособность к общению, неспособность контролировать свое поведение и полная зависимость от других лиц.

Вторая группа инвалидности характеризуется способность к самообслуживанию и способностью к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и/или с помощью других лих. Для данной категории инвалидов характерна неспособность к трудовой деятельности и обучению или способность только в специально созданных условиях с помощью других лиц. Способность их к общению, контролю своего поведения и ориентации во времени и пространстве реализуется с помощью других лиц.

Третья группа инвалидностихарактеризуется незначительными или умеренно выраженными расстройствами функций организма(заболевание, дефект, травма), имеющее не резко или умеренно выраженное ограничение одной(нескольких) категорий жизнедеятельности.  Для инвалида 3 группы характерна способность к самообслуживанию и способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств способность к трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объёма производственной деятельности, способность к обучению в учебных заведениях общего типа при

соблюдении специального режима учебного процесса, способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объёма усвоения, получения и передачи информации, способность к ориентации во времени и пространстве с использованием вспомогательных средств.

Понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) закреплено в ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Согласно действующему закону обучающийся с ОВЗ – это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ст.1, 273-ФЗ).

К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе обучающиеся-инвалиды.

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка профессионального образования инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного высшего образования. Профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов информацией по вопросам получения профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования.

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ ВО.



Заключение


В настоящие время перед современным обществом стоит непростая задача кардинального изменения отношения к людям с ограничением жизнедеятельности, путем стремления современного общества к созданию равных условий качества жизни для всех. Доступность для человека с ограничением жизнедеятельности физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В заключение хотелось бы сказать, что важно помнить, - любой, даже самый незначительный шаг, направленный на создание доступной и равной среды для людей с ограничением жизнедеятельности ведёт к улучшению качества жизни не только людей с ограничением жизнедеятельности, но и всего общества в целом.


Список использованной литературы


1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

2. Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн)

3. Приказа Минобрнауки от 16.04.2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов»;