Файл: Виды современных денег.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом доля наличных денег в обращении вне касс банков (по агрегату МО) в общей сумме денежной массы (по агрегату М2) постоянно снижается. За 2016 г. она снизилась на 3 процентных пункта, т.е. темпы роста денежной массы превышали темпы роста наличных денег в обращении.

Однако одновременно наблюдается и рост денежной массы М2, хотя темпы ее прироста постепенно снижаются. Если в 2018 г. она росла приблизительно на 12% в месяц, то в 2017 г. - на 2%. Изменение денежной массы отображено в таблице 3

Таблица 3 -Денежная масса М2 в России в 2017-2019 гг

Денежная

масса М2, млрд. руб.

Года

Отклонение

2017

2018

2019

2018 г к 2017 г

2019 г к 2017 г

Всего

8995,8

13272,1

13493,2

4276,3

4497,4

Наличные деньги

2785,2

3702,2

3794,8

917

1009,6

Безналичные деньги

6210,6

9569,9

9698,3

3593,3

3487,7

Уровень достаточности денежной наличности в экономике, рассчитанный как отношение наличных денег в обращении (вне кассы банков) к ВВП, к 2019 году, по предварительным данным, составил 11,2% (2018 год - 10,4%), включая секторы экономики. - 8,6% (в 2017 году - 8,0%). В развитых странах этот показатель составляет 6 - 8%.

В 2019 году структура распределения наличных денег в обращении изменилась. Доля наличных денег в руках населения увеличилась с 57 до 61%. Только 5 - 7% текущих денежных доходов населения направляется на вклады и ценные бумаги. Доля кассовых остатков в кассах банков несколько увеличилась, в основном в операционных кассах кредитных организаций - с 9 до 10%. Помимо объективных причин роста, связанных с расширением внутренних структурных подразделений кредитных организаций и привлечением новых клиентов, на увеличение остатков на операционных кассах повлияло накопление денежных средств с целью снижения их транспортных расходов ( из-за значительной удаленности структурных подразделений).

Доля кассовых остатков в кассах субъектов предпринимательства уменьшилась на 5 процентных пунктов и составила 29% (рассчитывается как разница между общей суммой наличных денег в обращении и денег в руках населения и в кассах банки). Структура платежей, осуществленных через банковскую систему России в 2018 году по видам платежных инструментов, представлена ​​в таблице 4.

Таблица 4 - Структура платежей, проведенных через банковскую систему


Показатель

Доля по количеству %

Доля по объему, %

Средний размер платежа, тыс.руб.

Кредитовые переводы

54,3

97,6

159,1

Прямые дебеты

2,8

0,4

11,5

Банковские карты

22,3

0,4

1,8

Чеки

неиз

неиз

неиз

Прочие

20,5

1,5

6,7

Несмотря на рост безналичных платежей за счет использования различных видов платежных карт, основная масса наличных составляет основную часть расчетов с населением. По данным Банка России, на начало 2019 года в Российской Федерации было выпущено 103,5 миллиона банковских карт. Подавляющее большинство всех платежных карт в России (около 90%) были выпущены в рамках «зарплатных» проектов.

В 2018 году через банковскую систему России было осуществлено 4,9 млрд. Платежей на сумму 433,3 трлн. рублей. В среднем ежедневно совершалось 19,7 миллиона платежей на сумму 1,7 триллиона. рублей.

По сравнению с 2018 годом количество платежей, осуществленных через банковскую систему России, увеличилось почти на треть. Объем платежей снизился на 13,3%, что в основном связано со значительным сокращением объема платежей в иностранной валюте (в 2,4 раза). В то же время средний размер платежа в иностранной валюте сократился почти в 2 раза.

Это привело к значительному снижению объема платежей в иностранной валюте: с 23,8% в 2018 году до 11,6% в 2019 году. В общем объеме их доля составила 1,3%.

Как и в предыдущие годы, подавляющее большинство платежей, осуществляемых через банковскую систему России, приходилось на платежи в российских рублях. Ежедневно совершалось 19,4 миллиона платежей на сумму 1,5 триллиона. рублей. Объем платежей, эквивалентный годовому ВВП, обернулся за 29 дней.

Средний платеж в российских рублях, осуществленный через банковскую систему России, составил 79,2 тыс. Руб.

Большинство наших сограждан предпочитают использовать банковские карты для снятия наличных в банкоматах, а не в качестве платежного средства. Так, в 2018 году граждане обналичили 2,62 трлн рублей через банкоматы, что составляет 93,7% от общей суммы по всем карточным операциям, в 2019 году граждане сняли 3,97 трлн рублей, или 93,5% от общей суммы операций.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в связи с развитием экономики наблюдается увеличение платежного оборота. Уровень достаточности денежной наличности в экономике, рассчитанный как отношение наличных денег в обращении (вне кассы банков) к ВВП, к 2018 году, по предварительным данным, составил 11,2% (в 2016 году - 10,4%) с учетом тени секторы экономики - 8,6% (в 2017 году - 8,0%). В развитых странах этот показатель составляет 6 - 8%.


В 2019 году структура распределения наличных денег в обращении изменилась. Доля наличных денег в руках населения увеличилась с 57 до 61%). Только 5 - 7% текущих денежных доходов населения направляется на вклады и ценные бумаги. Доминирующее положение наличных в структуре платежных инструментов также связано с психологическим аспектом: население привыкло платить наличными.

Большинство наших сограждан предпочитают использовать банковские карты для снятия наличных в банкоматах.

2.4. Проблемы и перспективы развития денег в современных условиях

Деньги являются неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Стабильность экономического развития страны зависит от того, как функционирует денежная система.

Проблемы развития денег в современных условиях включают в себя:

выпуск денежных средств; проблема отложенных расчетов; проблема, связанная с обращением безналичных средств.

Проблемы, связанные с денежным обращением, включают проблему улучшения качества и защитных свойств банкнот и монет; соответствие серии банкнот банкнот и монет потребностям наличного обращения.

В условиях значительного роста цен на сырье расходы Банка России на чеканку монет растут. Ситуация усугубляется значительной потребностью в небольших изменениях. Попав в обращение, монета быстро покидает ее, оседает в кошельках и копилках или просто выбрасывается. Такая ситуация обусловлена ​​многими факторами.

Отсутствие экономических стимулов для принятия монеты в розницу, значительные затраты на обработку монеты создают препятствия для ее возврата от населения банкам. В результате коммерческие банки обращаются за подкреплением монет в региональные отделения Банка России.

Следующая значительная проблема - задержка расчетов банками, РСС и предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансовой и денежной информацией.

Подав в банк платежное поручение о переводе средств в трех экземплярах, компания получает третий экземпляр банка с квитанцией о получении заказа и печатью банка. Затем компания после извлечения из своего лицевого счета может проверить, что переведенная сумма была списана со счета. Но если банк осуществляет расчеты через RCC, такие учетные записи являются лишь предварительными условиями для межбанковских платежей, которые осуществляются RCC и начинаются в тот момент, когда средства списываются с банковского счета. В рабочем процессе прерывания также иногда происходят. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на этапе их передачи в РСС и в течение некоторого времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, согласно средствам, полученным через РСС на счет предприятия, банк может задержать учетную запись после их зачисления на счет предприятия [10, с. 55].


Проблема, связанная с обращением безналичных средств, всегда связана с риском не получить ожидаемый размер доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Кроме того, инфляция лишает банки возможности привлекать долгосрочные депозиты, поэтому для осуществления безналичного обращения во все возрастающей сумме они должны использовать собственный капитал. Причины углубления кризиса безналичного обращения в значительной степени связаны с продолжающейся неблагоприятной общей экономической ситуацией в стране, которая усугубляется острым кризисом неплатежей.

Таким образом, к основной проблеме развития денег в современных условиях можно отнести: проблему, связанную с наличным обращением, проблему отсроченных платежей, проблему, связанную с обращением безналичных денежных средств.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо: усилить контроль за законностью денежного обращения для предотвращения возможных незаконных действий; создание всеобъемлющей нормативной базы, которая поможет повысить прозрачность платежной системы; идентификация участников расчетов в виде идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН), банковских идентификационных кодов (БИК) требуется внутри страны; разработка и применение широкого спектра безналичных форм, разработка гарантийного механизма.

Чтобы решить проблему, связанную с денежным обращением, необходимо усилить контроль за законностью денежного обращения. Для предотвращения возможных незаконных действий необходимо более широкое вовлечение ведущих российских банков в разработку государственной денежно-кредитной, структурной и инвестиционной политики. Государство будет содействовать формированию инвестиционных банковских ассоциаций, поддерживать их роль в формировании финансово-промышленных групп, что значительно повысит эффективность денежного оборота в России.

В результате реализации гибкой инвестиционной политики российских банков и реализации мер по улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности, эффективность инвестиционной деятельности повысится и, возможно, будет увеличиваться объем привлечения средств частных инвесторов в инвестиционную сферу и, прежде всего, крупный корпоративный национальный капитал.

Для совершенствования методики расчетов основные направления деятельности связаны с комплексной трансформацией существующей платежной системы в направлении централизации ее архитектуры, которая предусматривает, прежде всего, централизованное управление платежной системой и расчетами в рамках единого регулирования. создание комплексной нормативно-правовой базы, которая повысит прозрачность платежной системы, сократит текущие расходы и снизит риски, влияющие на функционирование всей банковской системы. Чтобы усовершенствовать методику расчетов, внутри страны необходимо определить участников расчетов в виде идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН), идентификационных кодов банков (БИК) и т. Д.


Единая система идентификации и индексации получателей бумажных документов или сообщений, отправляемых по электронным каналам связи, является важным условием сокращения количества ошибок и задержек при их обработке. Очень важно разработать стратегию и маркетинг в сфере расчетных услуг с учетом особенностей различных групп покупателей.

В банковской практике это находит свое выражение в специфике расчетно-кассового обслуживания особо важных (VIP) клиентов, крупных корпораций, средних и малых фирм, физических лиц с последующей классификацией их деятельности по отраслям, регионам и т. Д. В то же время Для обеспечения надежности системы и защиты интересов всех групп участников расчетов необходим контроль со стороны государственного органа, которым является центральный банк.

Чтобы повысить скорость и эффективность безналичных денежных потоков, очень важно разработать механизм предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственные гарантии не могут полностью удовлетворить потребности коммерческих структур в гарантиях.

В связи с этим работа, проводимая с участием ряда коммерческих банков по созданию системы гарантийно-залоговых средств, распределенных по уровням управления, имеет большое значение для изменения ситуации в сфере безналичного обращения (с точки зрения предоставления гарантий). ). Эти средства будут привлекать как средства отечественных, так и иностранных коммерческих банков и фирм, а также государственные средства (земля, имущество, отдельные производственные объекты). Работа таких фондов позволит решить вопросы предоставления гарантий без обращения к федеральному бюджету.

Таким образом, для решения проблем, связанных с развитием денег, необходимо усилить контроль за законностью денежного обращения, чтобы предотвратить возможные незаконные действия, создать комплексную нормативно-правовую базу, которая повысит прозрачность платежной системы, сократит текущие расходы и снизить риски, разработать и применить широкий спектр форм безналичного обращения, разработать гарантийный механизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деньги играют решающую роль в обществе, поскольку они опосредуют обращение общественного продукта, способствуют созданию стоимости и прибавочной стоимости, играют активную роль в процессе воспроизводства, влияют на цены, проценты и другие важные показатели стоимости экономики , С помощью денег происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта между различными секторами экономики, а также социальными группами и слоями населения.