Файл: Контрольная работа по дисциплине Социология Вариант 1 Социология как наука обучающийся гр. Зип19 Мамедов Г. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра социально–гуманитарных дисциплин
контрольная работа
по дисциплине: «Социология»
Вариант № 1
Социология как наука
Выполнил:
обучающийся гр. ЗИП–19
Мамедов Г.В.
Проверил:
к.с.н., доцент,
Терскова С.Г.
Новокузнецк
2023 г.
Содержание
1. Определите следующие понятия темы 3
2. Выполните следующие контрольные задания 5
Список используемой литературы 18
1. Определите следующие понятия темы
Социология – наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях, общностях и группах.
Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Объект социологии – вся совокупность связей, отношений и взаимодействий, которые носят название социальных.
Предмет социологии – социальные отношения, процессы, тенденции и закономерности общества, его сфер (экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной) и элементов (личности, слоев, общностей).
Теоретическая социология – социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания.
Макросоциология – то масштабный подход к социологии, делающий акцент на анализе социальных систем и популяций на структурном уровне, часто на обязательно высоком уровне теоретической абстракции.
Микросоциология – один из основных уровней анализа (или фокусов) социологии, касающийся природы повседневных социальных взаимодействий и деятельности человека в малых масштабах: лицом к лицу.
Прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.
Академическая социология – это совокупность исследований, целью которых является получение фундаментального научного знания.
Эмпирическая социология – это изучение социологии, основанное на методологических методах и методах сбора, обработки и передачи первичной социологической информации.
Отраслевая социология – это совокупность областей, отраслей социологической жизни, изучающей социальные явления и процессы в отдельных широких сферах общественной жизни
Позитивизм в социологии – направление в социологии, объявляющее единственным источником познания социальные науки или их совокупность и отрицающее философию как особую отрасль научного знания.
Органицизм – это философская позиция, которая утверждает, что Вселенная и ее различные части (включая человеческие общества) должны рассматриваться как живые и естественно упорядоченные, подобно живому организму.
Психологизм – тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания.
Социальный факт – это понятие, связанное с объективным существованием мира, отражающее результат взаимодействия индивидов, социальных групп, общностей, классов и других социальных образований.
Структурно–функциональный анализ – анализ целостного явления путем вычленения его структурных элементов и установления функциональных взаимосвязей между ними.
Социум – это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.
Социологическая парадигма – это сознательно избранная определенным научным сообществом исследовательская позиция, теоретическая конструкция или модель, созданная для познания окружающего мира и решения ряда прикладных задач в ее концептуальных рамках.
2. Выполните следующие контрольные задания
1. Перечислите круг вопросов и проблем, которые бы укладывались в рамки предмета социологии.
В круг социологических проблем входят проблемы «изменяющегося мира»: урбанизация, рост народонаселения.
Социология – это изучение сложных взаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают и изменяют общество, и как общество формирует поведение людей и их представления о себе. Социологов интересует классификация людей по группам. Индивид рассматривается социологом как представитель той или иной группы, а именно, как ценности, убеждения, представления, и соответственно, поведение людей зависят от их принадлежности к группе. Отличает социологию привычка рассматривать человеческие действия как элементы более широких структур. Мыслить социологически – значит несколько больше понимать всех людей, окружающих нас, возможность выйти за пределы личного непосредственного опыта, частной перспективы.
Таким образом, поле деятельности социологии чрезвычайно широко: от анализа связей между конкретными индивидами до исследований глобальных социальных процессов. Чувства и эмоции, которые кажутся «естественно данными» человеку, на самом деле подвержены влиянию социальных факторов. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века.
2. Когда впервые был введен в оборот термин «социология», кого считают её «отцом», родоначальником и почему?
Термин «социология» ввел в 30–е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом–основателем новой научной дисциплины.
Социология возникала в претензии: на изучение общества как целостной системы; изучение общества позитивным (научно–инструментальным) методом.
Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.
Через довольно короткий период времени социологи (еще в прошлом веке) поняли, что могут:
• либо изучать общество как целостную систему, и тогда они вынуждены широко применять умозрительный подход;
• либо изучать общество строго научными средствами – и тогда они не охватывают всю его целостность, а анализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы.
Почему? Да потому, что до сих пор нет такого компьютера, который удерживал бы в памяти и успевал обрабатывать все социальные события и факты даже в отдельно взятом сообществе, и нет такого научного коллектива, который бы удовлетворительно объяснил, как устроено общество и почему в нем происходят те или иные события. Проще говоря, наши средства и возможности менее развиты, чем наши устремления и познавательные амбиции.
3. Кратко охарактеризуйте основные этапы развития западной социологии?
Первый этап − 1840–1890 годы – связан со сложным путем становления социологии как самостоятельной области научного знания. Первым проект создания новой науки об обществе сформулировал французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857). В 1830–1842 гг. он опубликовал свое главное произведение – шести томный труд «Курс позитивной философии», в котором новую науку об обществе предложил назвать социологией. Возможность и необходимость такой науки Конт обосновал законом трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. На первой стадии – теологической – человеческий разум имел склонность объяснять наблюдаемые явления действием сверхъестественных сил – богов, духов, демонов. По мере накопления знаний и совершенствования форм мышления наступает вторая стадия, именуемая метафизической. Она характеризуется установкой объяснять природу существ, начало и назначение всех вещей, апеллируя к абстракциям, т.е. к представлениям о действии скрытых в вещах и раскрываемых силой разума принципов и сил. Любое знание превращается в философские рассуждения об общих принципах и сущности явлений. Третья стадия эволюции, получившая название позитивной, или научной, и знаменующая начало XIX века, отличается тем, что человеческий разум сосредотачивает свои усилия в области действительного наблюдения.
Классический этап − 1890–1920 гг. – связан с развитием социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы. На этом этапе произошла институционализация социологии, показателями которой служат открытие социологических кафедр и факультетов, издание специализированных журналов, создание научно–исследовательских организаций, учреждение профессиональных ассоциаций.
Современный этап – с 1920–х до 1970–х годов − характеризуется стремлением к созданию общесоциологических теорий, которые синтезировали бы теоретические достижения предшествующего периода. Другой отличительной чертой данного этапа являлась мультпарадигмальность – сосуществование как макросоциологических, так и микросоциологических направлений.
Постмодернистсий этап, начавшийся в 1980–х годах, представлен теориями интегрального синтеза, основанными на идее интеграции исследовательских подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими. Самые выдающиеся теоретические разработки на этом этапе – теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (р. 1929), теория структурации Энтони Гидденса (р. 1938), конструктивистский структурализм Пьера Бурдье (1930–2001).
4. Каковы социологические воззрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера?
Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, примыкающая к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Однако Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер был не согласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Спенсер считал, что «мир управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями. Социальный организм покоится в конце концов не на мнениях, но почти всецело на характерах».
Таким образом, Спенсер стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это и не связывается с его аналогией общества с биологическим организмом.
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. По его определению эволюция является интеграцией материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое – общество – не может и не должно поглощать отдельную личность. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Как он писал: «...Идеалом, к которому мы идем, является общество, в котором управление будет доведено до возможно меньших пределов, а свобода достигнет по возможности наибольшей широты».
Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей в достижении общей цели добровольным или принудительным. Он делит общество на два типа: «военное» и «промышленное», которым и соответствуют эти два типа отношений людей.
В истории социологии Э. Дюркгейм (1858–1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии – «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований.