Файл: Контрольная работа по дисциплине Социология Вариант 1 Социология как наука обучающийся гр. Зип19 Мамедов Г. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дюркгейм был убежденным рационалистом, а рационализм следует рассматривать как французскую национальную традицию, которая восходит к Декарту (1596–1650).
Социальная проблема для Дюркгейма не столько экономическая, сколько моральная, и в этом вопросе он очень далек от марксистского понимания социализма. Сущность социализма Дюркгейм усматривает не в отношении к собственности и даже не в планировании. Социализм Дюркгейма – это, по сути дела, «социализм» Конта, который резюмировал его в двух ключевых словах: организация и морализация. Социализм представляет собой лучшую, то есть более осознанную организацию коллективной жизни, цель и следствие которой интеграция индивидов в социальных общностях, наделенных моральным авторитетом и поэтому способных выполнять воспитательную функцию.
Таким образом, Дюркгейму было присуще, широкое толкование социализма и он считал, что для его понимания нужно исследовать все его разновидности. Он определял социализм следующим образом: «Социализм – это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся к организованному состоянию. Это также можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил».
По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.
Вебер считал, что абстрагироваться от того, что человек есть существо сознательное, не может ни историк, ни социолог, ни экономист. Но руководствоваться при изучении социальной жизни методом непосредственного вживания, интуиции Вебер решительно отказывался. Ибо было ясно, что результат подобного способа изучения не обладает обще значимостью, он слишком субъективен.
По Веберу вместо того, чтобы исследовать мир переживаний историка, необходимо изучать логику образования тех понятий, которыми при этом оперирует историк.
В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит отдельного рационально (осмысленно) действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты – право, государство, религия и т. д. – должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество «первое» составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действия отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.
Наличие субъективного смысла и ориентация на других – два необходимых признака «социального действия» и его понимания предмета социологии.
Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно–рациональное; аффективное; традиционное.
Теория рационализации Вебера связана с его трактовкой «социального действия», которая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся основой политической социологии Вебера.
5. Каковы основные этапы развития социологии в России?
Первый этап – 1860–1890 гг.
Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.
Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».
Спор, как называть эту науку – «социальной физикой», «философией истории» или «социологией» был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в конечном счете, можно было бы согласиться с любым из них или каким–либо другим, но вопрос заключался в ином – в междисциплинарных отношениях. Говорить о социологии как «философии истории» значило суживать рамки рассматриваемых явлений, так как абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом.
Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология.
Второй этап – 1890 г. – начало XX в
В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. Кареев «Введение в изучение социологии»), в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше.
К началу ХХ в. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений.
До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:
1. Позитивизм (становление социологии, конец 60–х – конец 80–х годов ХIХ в.)
1) географический детерминизм;
2) органицизм;
3) концепция культурно–социологических типов;
4) народничество;
5) субъективная школа;
6) психологическое направление;
7) классический позитивизм.
2. Антипозитивизм (начало 80–х годов ХIХ в. – ХХ в.):
1) Ортодоксальное направление;
2) Философский иррационализм;
3) Индивидуальный психологизм.
3. Неопозитивизм (начало ХХ в.)
Третий этап – первая четверть XX в.
В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее – выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы.
Вводится научная степень по социологии. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию. В эти годы начала издаваться литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П. Сорокина. Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами.
Четвёртый этап – 20–30–е годы XX в.
После выхода в свет краткого курс а «История ВКПб» И. В. Сталина в административно–приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово «социология» оказалось вне закона, и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц–профессионалы.
К концу 30–х годов ХХ в. социологию упразднили
Пятый этап – конец 50–х годов, по настоящее время.
Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука – нет. Социология была поглощена философией, Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на «позитивных» аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет «застоя» носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти о т народа, нарастании нац. тенденций и т. д.
Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.
Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерии и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др.
Запрет на развитие теоретической социология был снят в 1988 г.
6. Ключевые идеи и краткая биография Питирима Сорокина.
Окончил школу грамоты. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.
В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов–революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей.
Осенью 1907 года отсутствие каких–либо перспектив на хорошую работу или учёбу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт–Петербург.
Питирим окончил университет в 1914 году, оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1915 года – редактор газеты «Народная мысль». С 1916 года – приват–доцент.
После Февральской революции принял активное участие в политической деятельности.
В июне – октябре по заданию «Союза возрождения России» руководил подготовкой восстания против большевиков в районе Великий Устюг – Котлас – Архангельск. 30 октября в Великом Устюге сдался ЧК. Чекисты намеревались его расстрелять, но Сорокин попросил разрешения послать телеграмму В. И. Ленину с раскаянием.
После отхода от политики Сорокин сосредотачивается на научной и преподавательской деятельности.
В условиях НЭПа В. И. Ленин поставил вопрос о необходимости продолжения жёсткого идеологического контроля над содержанием обучения по общественным дисциплинам. Руководство страны решило отстранить от преподавания и от руководства наукой «буржуазную профессуру». Летом 1922 года в Советской России прошли аресты научной и творческой интеллигенции.
В октябре 1923 году приглашен в США американскими социологами для чтения курса лекций по истории русской революции, с которыми Сорокин выступал в различных колледжах и университетах.
Смысл предлагаемой Сорокиным концепции социокультурной динамики заключается в том, что каждый из этих циклически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои законы развития и пределы роста. Основная идея Питирима Сорокина как социолога – идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развиваться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй.
7. Чем отличается макросоциология от микросоциологии?
Это уровни социологического знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых явлений.
Макросоциология ориентирована на изучение социальных явлений крупного масштаба, таких как общество, социальные институты, общности, системы и процессы, в них происходящие.
Микросоциология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия: отношения между отдельными личностями, процессы коммуникации в малых группах, пространство повседневной реальности.
8. Из нижеперечисленных тем выберите те, которые соответствуют сфере интересов макросоциологии, и те, которые относятся микросоциологии:
‒ межличностные отношения в малых группах ‒ микросоциология;
‒ этапы развития общества как целого ‒ макросоциология;
‒ мотивация экономического поведения человека в различные исторические эпохи ‒ макросоциология;
‒ классовая структура общества ‒ макросоциология;
‒ характер взаимосвязи политики и экономики ‒ макросоциология;
‒ процесс становления личности ‒ микросоциология.
9. Назовите отрасли социологического знания, связанные с основными сферами Вашей жизнедеятельности.
Социология затрагивает все сферы моей жизни – это семья, круг друзей и коллег по работе, жители города и т.п. Поэтому можно сказать, что отраслевая социология, в большей степени связана с основными сферами моей жизнедеятельности.
10. Какую роль играет социология в современном обществе, какие функции она выполняет?