Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы определения инновационных проектов
1.1 Виды и содержание инновационных проектов
1.2 Сущность и принципы управления инновационными проектами
2. Порядок разработки инновационного проекта
2.1 Разработка концепции проекта
2.2 Планирования ответственности принятие решений ООО
3. Реализация инновационной деятельности на примере ТОО «ВОСТОКМОЛОКО»
Продуктово-тематический план инновационного проекта представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также работ по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта.
В процессе продуктово-тематического планирования по заданиям, включенным в проект, определяются следующие параметры:
• состав этапов работ и сроки их выполнения;
• состав ответственных исполнителей и соисполнителей по этапам;
• сметная стоимость каждого этапа, в том числе затраты на НИОКР, капитальные вложения, прочие затраты с разбивкой по годам;
• перечень важнейших материально-технических ресурсов, необходимых для реализации задания, с разбивкой по годам;
• расчеты экономической эффективности;
• карты технического уровня по новым видам продукции и по новым технологическим процессам.
Эффективным методом разработки продуктово-тематического плана являются программно-целевые методы, инструментом ~ «дерево целей» и «дерево работ», а основной формой - разработка комплексной программы реализации проекта.
Календарный план инновационного проекта определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Календарные расчеты имеют своей целью регламентацию слаженного и согласованного хода работ с учетом целесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой теме (заданию) проблемно-тематического плана и по отдельным организациям- исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в целом (сводный оптимальный календарный план).
В качестве метода календарного плакирования в системе управления инновационными проектами рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления (СПУ). Система СПУ предусматривает детальное изучение будущих работ и представление их в виде специального чертежа - сетевого графика. Технологически процесс построения сетевого графика и разработки календарного плана разделяется на следующие основные этапы и шаги:
. Уточнение целей и ограничений проекта:
• целей: продолжительность, качество;
• ограничений: стоимость, наличие производственных ресурсов.
. Построение сетевого графика:
• составление перечня работ;
• установление связей между работами, этапами (топологии сети);
• построение сети зависимостей (частные и сводные сетевые графики).
. Разработка календарного плана (анализ проекта во времени):
• оценка длительности каждой работы;
• определение продолжительности выполнения отдельных задач, этапов, стадий и всего проекта;
• расчет параметров сети: расчет дат начала и окончания каждой задачи и проекта в целом; определение критического пути проекта; расчет резерва времени; оптимизация (перепланирование) сети.
. Оценка наличных ресурсов, определение необходимых ресурсов, их стоимости и распределение ресурсов по задачам проекта.
Использование при календарном планировании проекта сетевых методов позволяет определить наиболее ответственные работы, составляющие критический путь проекта; установить минимальное время завершения проекта; выделить работы, задачи с высоким риском; выделить слишком интенсивные периоды деятельности. Основные процедуры и методы сетевого планирования инновационных проектов применяются в соответствии с известной общей практикой СПУ.
Техника-экономический план (или ресурсный) представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет состав и потребность в ресурсах, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков. В процессе ресурсного планирования подготавливаются и проводятся подрядные торги, заключаются договора (контракты) на поставку. Договор поставки ресурсов является основополагающим документом, регламентирующим сроки, объемы и условия поставки ресурсов. Особым видом ресурсов являются денежные средства (финансы). Планирование затрат должно осуществляться таким образом, чтобы они могли удовлетворить потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. Для этого составляется бюджет проекта.
Бюджет инновационного проекта - это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточного точно, а бюджеты будущих лет могут изменяться с изменением цен. На общем бюджете основываются планы отдельных исполнителей.
Бюджет проекта имеет двоякое значение: во-первых, это план действий, а во-вторых, инструмент для руководства и контроля. Правильно составленный бюджет проекта направлен на решение двух основных задач:
• обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнить проект в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;
• снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.
Исходной информацией для планирования затрат на проект являются: сметная документация по проекту и календарный план проекта. Планирование затрат при составлении бюджета проекта ведется от общего к частному, и распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в три шага.
. Последовательно суммируется стоимость всех работ календарного плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат во времени.
. Размер необходимых затрат в каждый временной период определяется путем суммирования стоимости работ, которые выполнены в этот период по календарному плану.
. Осуществляется распределение затрат во времени по каждому виду работ. При этом рассматриваются возможные варианты использования средств: нормальный, ускоренный и замедленный.
Бизнес-план инновационного проекта позволяет оценить и обосновать возможность реализации проекта в условиях конкуренции. При составлении бизнес-плана необходимо ответить на такие вопросы: так ли уж хороша сама идея? на кого рассчитаны новый продукт или услуга? найдут ли эти продукт или услуга своего покупателя? с кем придется конкурировать?
Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инновационного проекта. Ценность его заключается в том, что он дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции, содержит ориентир критериев развития проекта и служит важным инструментом финансовой поддержки со стороны внешних инвесторов.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от вида инновационного проекта, т. е. масштабов, значения для народного хозяйства, научной направленности, размеров предполагаемого рынка сбыта и наличия конкурентов. Однако примерный состав, содержание разделов, методы и общие требования к составлению бизнес-плана инновационного проекта такие же, как к разработке любого бизнес-плана.
Процесс планирования. Деятельность по разработке инновационных планов охватывает все этапы проектного управления: от разработки концепции проекта до контроля исполнения календарных планов и расходования ресурсов (рис. 7).
На этапе разработки концепции проекта формируется продуктово тематический план проекта в форме инновационной программы. Для этого проводятся количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам («дерево целей»); выбор организационно-технологических решений;
продуктово-тематическая разработка проекта («дерево работ») и расчет основных параметров проекта.
На этапе планирования реализации инновационного проекта разрабатываются календарные и ресурсные планы. Для этого строятся частные и сводные сетевые модели комплексов работ; разрабатываются детальные и сводные календарные планы; определяется потребность в ресурсах и анализируется реализуемость проекта. На этом же этапе производится оформление документов по пакету планов и утверждение планов и бюджета.
На этапе контроля хода реализации проекта осуществляется контроль за выполнением плановых заданий непосредственных исполнителей и по необходимости корректировка планов. Номенклатура и глубина разработки отдельных этапов изменяются в зависимости от масштаба и вида инновационного проекта.
3. Реализация инновационной деятельности на примере ТОО «ВОСТОКМОЛОКО»
Товарищество с ограниченной ответственностью «Востокмолоко» является производителем молока и молочной продукции для реализации оптово-розничных торговых сетях продуктов питания. Предприятие имеет 15-летнию историю успешного развития на рынке г. Усть-каменогорск и Восточно-Казахстанской области. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация технологического оборудования. За представленный новый способ расфасовки и хранения готовой продукции на республиканской выставке «Алтын-сапа - 2010» в городе Астана ТОО «Востокмолоко» удостоено «Диплома I степени».
Предприятие проводит достаточно активную инновационную политику за счет собственных средств. В настоящий момент идет поиск инвестора для покупки полной технологической линии по изготовлению высокотехнологичную трехслойную упаковку методом тепловой диффузии, что позволит увеличить срок хранения и получить эргономично - привлекательный дизайн, расширяющий ассортимент конечного продукта.
Инновационная деятельность предприятия, занимающегося созданием, производством и реализацией молочных продуктов может проходить в трёх направлениях, которые также подразумевают возможность их включения в проект инновационного развития предприятия:
разработка новых и совершенствование старых производственных линий, оптимизация производственного цикла, совершенствование способов упаковки и хранения продукции;
производство и реализация новых ассортиментов молочной продукции, разработка нового дизайна упаковки продуктов;
внедрение новых способов хранения продукции, инновационный маркетинг производства продуктов питания, инновации в рекламе молочных продукции.
Предприятие ТОО «Востокмолоко» проводит активную работу в первых двух из указанных направлений. На предприятии совершенствуются технологии производства, а также проводится набор квалифицированных специалистов для изготовления новых видов молочной продукции и привлекательной конструкций ее упаковки.
Несмотря на рост выпуска продукции в сопоставимых ценах, рентабельность остается низкой. На лицо необходимость совершенствования производственных процессов. Затраты на инновации по отношению к себестоимости производимой продукции остаются сравнительно небольшой величиной. Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться). На фоне этого ожидается, что норма рентабельности установится на уровне 8% .
Несмотря ни на что, рост общей суммы инвестиций в новаторство не может однозначно свидетельствовать о росте рентабельности. Инновационная политика предприятия не должна ориентироваться исключительно на расширение финансирования инноваций: оно должно также разумно и эффективно управлять процессами их разработки, обоснования и внедрения. Поэтому, здесь очень важно определить структуру этих инвестиций и их эффективность. Структура и данные для оценки эффективности инновационного процесса на предприятии ТОО «Востокмолоко».
Видно, что политика управления инновациями предприятия в текущем году будет направлена в большей степени на внедрение новой продукции и технологий ее упаковки, а также на экономию материалов. Вместе с тем, инвестиции в создание и освоение новой продукции сравнительно малы, хотя приносят наибольший эффект. Можно предположить, что такой скромные инвестирования - это временная мера, которая связана с поиском инвестора для расширения производства и ассортимента продукции.