Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Конституция Российской Федерации[1] устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Тем самым в Конституции РФ судебная власть впервые признается одной из основ конституционного строя, являясь одним из равноправных и самостоятельных элементов системы разделения властей. В ст. 11 Конституции РФ в числе органов, осуществляющих государственную власть, обозначены суды Российской Федерации, которые обеспечивают реализацию судебной власти (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

При характеристике судебной власти необходимо исходить из того, что судебная власть представляет собой конституционно обособленную и самостоятельную ветвь государственной власти, основным предназначением которой является разрешение правовых споров посредством деятельности судебных органов по осуществлению правосудия.

Выполняя функции разрешения правовых споров и конфликтов, судебная власть балансирует функционирование законодательной и исполнительной ветвей власти, в целях недопущения произвола и злоупотреблений, наряду с правосудием, осуществляет судебный контроль.

Целью настоящей работы является анализ организации и полномочий судебной власти в РФ.

Объект исследования – конституционно-правовые отношения, которые возникают при реализации судебной власти в РФ.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие судебную власть в РФ.

Задачи исследования:

  • Проанализировать принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации;
  • Дать характеристику проблемам судебной власти в Российской Федерации.

При написании настоящей работы применяются следующие методы исследования: метод анализа, логический метод.

Анализ – данный метод предполагает расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Логический метод – это метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа.

Информационной базой для написания работы послужили: законодательство РФ; учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, а также электронные Интернет-ресурсы.


Структура данной работы соответствует поставленным задачам и включает введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы.

1. Принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации

1.1. Принципы организации судебной системы в Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации - это установленная Конституцией и федеральным конституционным законом совокупность судов всех видов и уровней, построенных в соответствии с их компетенцией и с учетом федерального и административно-территориального устройства государства в целях осуществления судебной власти.

Организация государственной власти демократического правового государства на основе политико-правового принципа «разделения властей, предопределяет, что одной из разновидностей государственной власти выступает судебная власть, которая в правовом государстве осуществляет правосудие и выполняет контрольные функции по отношению к двум другим ветвям власти

Осуществление судебной власти (правосудие) как независимого органа государственной власти происходит только судом в лице судей, а так же, привлекаемых в установленном порядке присяжных и арбитражных заседателей в установленных законодательством формах осуществления правосудия как деятельности судов по рассмотрению и разрешению споров, возникающих в процессе жизнедеятельности государства и общества. Другие органы и лица не имеют права осуществлять правосудие и судебную власть. Никакие другие органы власти, органы местного самоуправления либо органы прокуратуры или следствия и иные органы не вправе осуществлять правосудие.

Осуществление судебной власти - судами реализуется ими самостоятельно и автономно от законодательной и исполнительной власти. Осуществление судебной власти реализуется посредством конституционного, гражданского, административного, а так же, уголовного судопроизводства.


Суд как обобщенное понятие конституционного и судоустройственного права выступает специальным государственным органом, который занимает особое положение в системе российского государственного механизма, и выступает самостоятельным и независимым от прочих органов государственной власти.

В состав суда входят судьи − уполномоченные носители судебной власти, должностные лица, наделенные судейскими полномочиями, и представители народа, которые привлекаются в установленных законом случаях к осуществлению правосудия.

Построение правового государства в Российской Федерации невозможно без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятель­ность, базируясь на общепризнанных демократических принципах отправле­ния правосудия.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации судебная власть является суверенным и самостоятельным элементом государственного аппарата, имеющая несколько отличительных признаков:

  1. Судебную власть осуществляют входящие в единую судебную систему РФ федеральные суды и суды субъектов федерации. Особое положение суда в механизме государства определяют характер их деятельности, важность возложенных на суды задач.
  2. Так же существует такой признак судебной власти как - исключительность судебной власти. Он заключается в том, что судебную власть уполномочены осуществлять только суды (ст. 118 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Закона “О судебной системе Российской Федерации ”).
  3. Обособленность, независимость и самостоятельность судебной власти. Выполняя свои обязанности, судьи не подвергаются давлению со стороны кого-либо, подчиняясь исключительно закону. (ст. 118 Конституции Российской Федерации, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе Российской Федерации ”).

Никто не имеет право давать судье рекомендации, как разрешить то либо иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе.

  1. Ст. 118 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Закона “О судебной системе Российской Федерации” определяет, что судебная власть осуществляется путем судопроизводства. Судопроизводство выступает видом деятельности, начинающейся при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и наличие в нем достаточных доказательств для разрешения уголовного дела), и протекающей в последовательности и форме, определенной законом.

Судебная власть осуществляется на основе процессуального законодательства, и в строгом соответствии с ним.


Подробная регламентация судебного процесса, судебных документов и строгое выполнение судами всех процессуальных требований, обеспечивает правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав и интересов участников судопроизводства.

  1. Так же, одним из самых существенных признаков судебной власти выступает властный характер полномочий суда.

На сегодняшний день, судебная власть регулируется посредством большого количества нормативно-правовых актов, однако, не смотря на это, большинство исследователей считает, что судебная власть все еще нуждается в доработке.

Провозглашенные Конституцией Российской Федерации принципы судоустройства и судопроизводства с трудом реализуются, так как, в этом случае наблюдается определенное противодействие и давление со стороны прочих органов власти. Согласно Конституции РФ, судебная власть является трехзвенной.

Верховный суд Российской Федерации и Конституционный Суд выступают высшими судебными органами.

Верховный суд выступает высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

Конституционный Суд существует для контроля за всеми государственными органами в Российской Федерации.

В современной Российской Федерации принцип разделения властей выступает признанным и закреплен в конституции, а так же, в той либо иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Построение правильно функционировающего механизма сдержек и противовесов выступает важной задачей для нашей станы.

Таким образом, правовая сущность судебной власти (ее обособленная природа, суверенитет и внутренняя общность) обнаруживается в природе ее взаимоотношений с иными ветвями власти. Сотрудничество властей не может трансформироваться в их смешение и взаимопроникновение. Суды РФ многократно проявляли суверенитет в отношении к законодательной и исполнительной властям. Конституционный Суд РФ занимает специальное место в системе судебной власти; в последние несколько лет он играет устойчивую роль, являясь посредником между балансирующими законодательной и исполнительной властями. РФ удалось избежать классического для стран с многосистемной судебной системой противостояния разных подсистем судебной власти (общей, конституционной и арбитражной юстиции), хотя отдельные "признаки конкуренции" все же обнаруживаются. Фактическое отсутствие проблемы пересечения юрисдикций при этом считается опосредованным подтверждением некоторой слабости судебной власти в социуме.


Такой уровень законодательного регулирования судебной системы призван обеспечить стабильность судебной системы Российской Федерации, не допускает возможности ее изменения путем применения иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации или других нормативных правовых актов, а также исключает возможность передачи судебных функций каким-либо иным органам, создаваемым вне рамок судебной системы.

Организация судебной власти представляет собой структуру судебной системы, т.е. то, на каких основах, базисе построена система данной ветви власти. Поэтому, чтобы понять организацию судебной власти в Российской Федерации, необходимо раскрыть основополагающие принципы, лежащие в основе построения судебной системы.

Основными принципами построения судебной системы являются: единство, учет административно-территориального и государственного устройства, сочетание организационных и функциональных связей между судами, организационная самостоятельность судебной власти.[2]

Согласно ФКЗ «О судебной системе РФ» единство судебной системы обеспечивается путем:

1. установления судебной системы Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2. соблюдения всеми судами и мировыми судьями установленных федеральным законом правил судопроизводства;

3. применения всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

4. признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5. законодательного закрепления единства статуса судей;

6. финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.[3]

Говоря о принципе единства в судебной системе, стоит упомянуть такой момент, как подсудность, подведомственность, так как в настоящее время данный аспект вызывает особый интерес. Так, в декабре 2012 г. на VIII Всероссийском съезде судей уделялось особое внимание теме подсудности дел судам. Съездом были обозначены и такие вопросы, как формирование института административной юстиции, установление в законе процедуры административного судопроизводства, необходимость более четкого законодательного отграничения преступных деяний в сфере экономики от гражданско-правовых сделок, совершаемых в области предпринимательской и иной экономической деятельности, возникший спор из которых должен решаться судами в порядке гражданского судопроизводства, а не путем уголовного преследования, которые также в значительной степени связаны с конституционным правом на законный суд и распределением юрисдикционных полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.[4]