Файл: Автоматизация контроля исполнения документов в приемной комиссии ВУЗ-а.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия

1.1 Характеристика предприятия и его деятельности

Предметной областью исследования взял Московский финансово-промышленный университет «Университет» (сокращённо — Университет «Университет») — негосударственное высшее учебное заведение, основанное в 1995 году.

Университет является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, другими нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.

Главная цель политики университета «Университет» — непрерывное повышение качества образовательных услуг, а также результатов научных исследований на основе эффективного развития научно-образовательного и инновационного потенциала вуза с учетом международных тенденций в сфере образовательной деятельности.

Основными задачами университета являются:

  • Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования;
  • Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием, в научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
  • Развитие науки и техники посредством научных исследований научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе и инновационной деятельности;
  • Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
  • Сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
  • Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;
  • Формирование у обучающихся гражданской позиции, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

Во исполнение возложенных задач университет осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • Реализацию программ профессионального среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности, в пределах государственных заданий по приему обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и иными нормативными правовыми актами;
  • Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, иных научно-технических, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, направленных на решение актуальных проблем, в том числе по проблемам образования, использование полученных результатов в образовательном процессе, развитие научных школ;
  • Повышение квалификации и переподготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, педагогических, научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в пределах государственных заданий;
  • Подготовку научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру, докторантуру, соискательство;
  • Деятельность по обеспечению проживания обучающихся в общежитиях университета;
  • Деятельность по содержанию и эксплуатации имущественного комплекса, в том числе объектов движимого и недвижимого имущества, закрепленных за университетом в установленном порядке;
  • Информационное обеспечение структурных подразделений университета, обучающихся и работников университета, создание, развитие и применение информационных сетей, баз данных, программ, а также обучение с использованием дистанционных технологий;
  • Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также защиты персональных данных обучающихся и работников университета;
  • Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне.

Университет в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:

  • Оказание образовательных услуг в пределах, установленных лицензией на ведение образовательной деятельности, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий по приему обучающихся по программам начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • Оказание платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе на подготовительных отделениях, курсах и в центрах довузовской подготовки;
  • Выполнение аналитических, фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам с юридическими и (или) физическими лицами, не включенных в научно-технические программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, создание продуктов интеллектуальной деятельности, а также реализация прав на них;
  • Проведение селекционной и семеноводческой работы в сфере растениеводства и селекционно-племенной работы в сфере животноводства;
  • Предоставление интеллектуальных продуктов, исключительные права на которые принадлежат университету;
  • Реализация товаров, произведенных или приобретенных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных на обеспечение уставной деятельности, в том числе на обеспечение образовательного процесса и научной деятельности;
  • Выполнение работ по устройству наружных инженерных сетей и коммуникаций и работ по устройству внутренних инженерных систем и оборудования;
  • Изготовление и реализация аудиовизуальной продукции, обучающих и компьютерных программ, электронных учебников, информационных и других материалов, изданных и созданных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
  • Оказание услуг связи, включая услуги в области информационно-телекоммуникационных систем, услуг передачи данных;
  • Проектирование, монтаж и обслуживание компьютерных сетей;
  • Оказание информационных, консультационных и переводческих услуг юридическим и (или) физическим лицам;
  • Разработка бизнес - проектов развития организаций в агропромышленном комплексе;
  • Оказание услуг в области охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест, обучение работодателей и специалистов вопросам охраны труда;
  • Организация и проведение выставок, ярмарок, семинаров, конференций, совещаний, симпозиумов, культурно-массовых и спортивных мероприятий;
  • Осуществление международного сотрудничества по направлениям, соответствующим профилю деятельности университета;
  • Оказание гостиничных, экскурсионных, ветеринарных, социально-бытовых, жилищно-бытовых, коммунальных услуг и услуг общественного питания;
  • Предоставление услуг проживания, пользование коммунальными и хозяйственными услугами в общежитии;
  • Организация и проведение стажировок и практик в Российской Федерации и за рубежом, направление на обучение за пределы территории Российской Федерации;
  • Оказание транспортных услуг и услуг по эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов;
  • Оказание физкультурно-оздоровительных и художественно-творческих услуг работникам университета, обучающимся в университете и иным лицам;

Университет вправе без согласия собственника ее имущества с уведомлением Министерства образования и науки России быть учредителем в том числе применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат университету. (Устав университета)

1.2 Организационная структура управления вуза.

Структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. В этой связи актуальна разработка научно обоснованной структуры управления образовательным процессом, структуры, эффективно функционирующей в условиях открытого информационно-образовательного пространства, обеспечивающей лёгкость доступа к изучаемой информации, стимулирующей генерацию новых знаний и обеспечивающей конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Рис 1. Организационная структура ВУЗа

Рассмотрим наиболее распространенные организационные структуры, первоначально остановившись на принятой типологии. В экономической литературе приводятся классические схемы организационных структур:

1) иерархическая (бюрократическая),

2) линейная,

3) линейно-штабная,

4) дивизионная (дивизиональная),

5) органическая (адаптивная),

6) бригадная (кросс-функциональная),

7) проектная,

8) матричная (программно­целевая).

Структуру управления университетом в значительной степени определяет то, каков механизм принятия решений, кто принимает их и на что он ориентируется. Эволюция внешней среды, изменение запросов внешних и внутренних по отношению к университету агентов заставляют его трансформировать свои цели; вместе с этим адаптируется и организационная структура управления.

1.Иерархические (бюрократические) типы структур. Доставшаяся российской высшей школе в наследство от советского периода традиционная организация университета может быть охарактеризована как иерархическая департаментализация. Учебную подсистему университета, реализующую основную задачу высшего учебного заведения, можно охарактеризовать как дисциплинарную департаментализацию, поскольку группировка людей и ресурсов осуществляется вокруг учебных дисциплин. Отметим, что дисциплинарная департаментализация приводит к глубокой специализации деятельности, и порождает межфакультетские и межкафедральные организационные барьеры, что характеризует университет исключительно как «иерархическую бюрократию», означающую игнорирование содержательной составляющей его деятельности, отождествление его с производственными организациями или государственными структурами.


Слабые и сильные стороны функциональной структуры организации приведены в табл. 1.

Таблица 1

Слабые и сильные стороны иерархической структуры

Сильные стороны

Слабые стороны

1.  Экономия в масштабах внутри одного функционального подразделения.

2.  Позволяет работникам профессионально развиваться и совершенствовать свои навыки.

3.  Способствует выполнению функциональных задач организации.

4. Хорошо работает, когда ведется подготовка по небольшому числу специальностей

1.  Замедленная реакция на изменения в окружающей среде.

2.  Может привести к тому, что все проблемы начинают отправлять на верхние уровни иерархии, вертикальные связи перегружены.

3.  Слабая горизонтальная координация между подразделениями.

4.  Затрудняет инновации.

5. Ограниченное видение сотрудниками целей организации

2. Линейная организационная структура. Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Структура управления ЮФУ в настоящее время полностью соответствует этой классической системе со всеми ее достоинствами и недостатками.

3. Линейно­штабная организационная структура. Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной.

4. Дивизионная (дивизиональная) структура управления. Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров организаций, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно-исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Этот принцип реализуется в управлении бизнесом в структурах типа финансового холдинга вполне применимым для организации управления вузами.


5. Органические типы структур. Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы, и быстрой реакции на изменения рынка, и, с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Для классических вузов с их производственным циклом в 4-6 лет и достаточной инерционностью рынка труда применение подобных структур весьма проблематично.

6. Бригадная (кросс-функциональная) структура. Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:

·      автономная работа рабочих групп (бригад);

·      самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

·      замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

·      привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам и совершенно неприемлемы в существующей системе высшего образования в России и в мире.

7. Проектная структура управления. Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т.д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).