Файл: Проблемы экологии русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чаще всего безграмотность среди одноклассников проявляется в неправильном ударении, в нарушении речевого этикета. В письменных и устных ответах мысли излагаются непоследовательно и искажаются факты событий. Ускоренный темп речи - скороговорка, привычка цедить слова сквозь зубы, не открывая рта. Приведу несколько примеров:

Неправильное ударение. Зво´нит(звони´т) звонок, за´дал(зада´л) вопрос.

  1. Нарушение речевого этикета. На сегодняш­ний день традиции общения во многом утеряны. «Можно Диму?» вместо "Здравствуйте, Татьяна Алексеевна, это Алеша. Попросите (или позовите), пожалуйста, Диму», «Ну ладно, давай!» вместо «До свидания».

  2. Неправильное построение предложений.

Отрывки из сочинений изложений:

«Во двор въехали двелошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.

«Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже».

Вот выдержки из ответов по истории:

- Федор Иванович был больной, и правил Борис Годунов - муж его жены.

- Противник патриарха Никона - Вакуум.

- Удмурты поддержали Пугачева из-за того, что он обещал им свободу, в то время, когда в Советском Союзе был коммунизм.

  1. Речевая небрежность, проглаты­вание - «съедание» звуков: («горить» вместо говорить, «шпора» – шпаргалка, вместо сейчас – «ща», «выхи» - выходные, «физра» – физкультура

Чтобы иметь хороший словарный запас, и правильно строить предложения в устной и письменной речи, нужно читать много классической литературы.

Я спросил своих одноклассников : «Что вы читаете кроме учебников?»

Ответ: «Я читаю новостную ленту «ВКОНТАКТЕ»; я читаю форумы по играм и компьютерным программам».

Грамотность среди учащихся 9 «Б» класса. Оценки по русскому языку

за январь-февраль 2014 года.

Положительных оценок по русскому языку у девочек 9 класса больше, чем у мальчиков. (см. Диаграмму № 5)

Диаграмма № 6 . Оценки по русскому языку. Мальчики-девочки.


Вывод.




Таким образом, моё небольшое исследование показало, что правы наши учёные – лингвисты, которые говорят, что наш язык находится в очень плачевном состоянии. Они отмечают: «Русская речь переживает сегодня состояние острого кризиса, избавить её от неоправданных заимствований, просторечий и вульгаризмов в одночасье невозможно, на это требуется время. Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Если разрушается данная языковая среда, то затем разрушительные процессы начинаются и в обществе».

Я согласен с этим мнением. Я считаю, что проблема экологии русского языка должна стать не только общенародной, но и личной проблемой каждого человека. Конечно, многое зависит от окружающего нас мира, но многое зависит и от нас самих. Прежде всего, человек сам должен осознать, что он делает и что говорит. Как говорится, пока «не щёлкнет» в мозгу: «Изменись!», всё бесполезно. Спасти свой язык, свою речь может только сам человек. Каждый для себя должен решить: «Я больше не буду употреблять в своём лексиконе мат, заимствования, вульгарные слова, я буду говорить правильно».

Итак, проблема экологии русского языка – это и всенародная, и личная проблема каждого отдельного человека. Это очень важная проблема, её нельзя оставлять без внимания и закрывать на неё глаза, иначе мы останемся «без языка», потеряем свой родной русский язык. А без языка у народа не будет ни будущего, ни страны, не будет, в конце концов, и самого народа.

Литература:





  1. http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=224. Журнал «Мгарский колокол». Александр Оконишников. Статья. «МАТ – инфернальная лексика».

  2. Ожегов С.И. словарь русского языка. Ок.57000 слов. Под ред. 13-е изд.испр.М.-рус.яз.1981.-816 с.

  3. Wiki – учебник «Активные процессы в русском языке на современном этапе».

  4. Стихотворение Э.Асадова.

  5. Высказывания о русском языке А.С.Пушкина, М.В Ломоносова, И.С Тургенева, Н.М. Карамзина.

  6. Интернет, статьи.