ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чаще всего безграмотность среди одноклассников проявляется в неправильном ударении, в нарушении речевого этикета. В письменных и устных ответах мысли излагаются непоследовательно и искажаются факты событий. Ускоренный темп речи - скороговорка, привычка цедить слова сквозь зубы, не открывая рта. Приведу несколько примеров:
Неправильное ударение. Зво´нит(звони´т) звонок, за´дал(зада´л) вопрос.
Отрывки из сочинений изложений:
«Во двор въехали двелошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
«Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже».
Вот выдержки из ответов по истории:
- Федор Иванович был больной, и правил Борис Годунов - муж его жены.
- Противник патриарха Никона - Вакуум.
- Удмурты поддержали Пугачева из-за того, что он обещал им свободу, в то время, когда в Советском Союзе был коммунизм.
Чтобы иметь хороший словарный запас, и правильно строить предложения в устной и письменной речи, нужно читать много классической литературы.
Я спросил своих одноклассников : «Что вы читаете кроме учебников?»
Ответ: «Я читаю новостную ленту «ВКОНТАКТЕ»; я читаю форумы по играм и компьютерным программам».
Грамотность среди учащихся 9 «Б» класса. Оценки по русскому языку
за январь-февраль 2014 года.
Положительных оценок по русскому языку у девочек 9 класса больше, чем у мальчиков. (см. Диаграмму № 5)
Диаграмма № 6 . Оценки по русскому языку. Мальчики-девочки.
Таким образом, моё небольшое исследование показало, что правы наши учёные – лингвисты, которые говорят, что наш язык находится в очень плачевном состоянии. Они отмечают: «Русская речь переживает сегодня состояние острого кризиса, избавить её от неоправданных заимствований, просторечий и вульгаризмов в одночасье невозможно, на это требуется время. Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Если разрушается данная языковая среда, то затем разрушительные процессы начинаются и в обществе».
Я согласен с этим мнением. Я считаю, что проблема экологии русского языка должна стать не только общенародной, но и личной проблемой каждого человека. Конечно, многое зависит от окружающего нас мира, но многое зависит и от нас самих. Прежде всего, человек сам должен осознать, что он делает и что говорит. Как говорится, пока «не щёлкнет» в мозгу: «Изменись!», всё бесполезно. Спасти свой язык, свою речь может только сам человек. Каждый для себя должен решить: «Я больше не буду употреблять в своём лексиконе мат, заимствования, вульгарные слова, я буду говорить правильно».
Итак, проблема экологии русского языка – это и всенародная, и личная проблема каждого отдельного человека. Это очень важная проблема, её нельзя оставлять без внимания и закрывать на неё глаза, иначе мы останемся «без языка», потеряем свой родной русский язык. А без языка у народа не будет ни будущего, ни страны, не будет, в конце концов, и самого народа.
Неправильное ударение. Зво´нит(звони´т) звонок, за´дал(зада´л) вопрос.
-
Нарушение речевого этикета. На сегодняшний день традиции общения во многом утеряны. «Можно Диму?» вместо "Здравствуйте, Татьяна Алексеевна, это Алеша. Попросите (или позовите), пожалуйста, Диму», «Ну ладно, давай!» вместо «До свидания». -
Неправильное построение предложений.
Отрывки из сочинений изложений:
«Во двор въехали двелошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
«Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже».
Вот выдержки из ответов по истории:
- Федор Иванович был больной, и правил Борис Годунов - муж его жены.
- Противник патриарха Никона - Вакуум.
- Удмурты поддержали Пугачева из-за того, что он обещал им свободу, в то время, когда в Советском Союзе был коммунизм.
-
Речевая небрежность, проглатывание - «съедание» звуков: («горить» вместо говорить, «шпора» – шпаргалка, вместо сейчас – «ща», «выхи» - выходные, «физра» – физкультура
Чтобы иметь хороший словарный запас, и правильно строить предложения в устной и письменной речи, нужно читать много классической литературы.
Я спросил своих одноклассников : «Что вы читаете кроме учебников?»
Ответ: «Я читаю новостную ленту «ВКОНТАКТЕ»; я читаю форумы по играм и компьютерным программам».
Грамотность среди учащихся 9 «Б» класса. Оценки по русскому языку
за январь-февраль 2014 года.
Положительных оценок по русскому языку у девочек 9 класса больше, чем у мальчиков. (см. Диаграмму № 5)
Диаграмма № 6 . Оценки по русскому языку. Мальчики-девочки.
Вывод.
Таким образом, моё небольшое исследование показало, что правы наши учёные – лингвисты, которые говорят, что наш язык находится в очень плачевном состоянии. Они отмечают: «Русская речь переживает сегодня состояние острого кризиса, избавить её от неоправданных заимствований, просторечий и вульгаризмов в одночасье невозможно, на это требуется время. Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Если разрушается данная языковая среда, то затем разрушительные процессы начинаются и в обществе».
Я согласен с этим мнением. Я считаю, что проблема экологии русского языка должна стать не только общенародной, но и личной проблемой каждого человека. Конечно, многое зависит от окружающего нас мира, но многое зависит и от нас самих. Прежде всего, человек сам должен осознать, что он делает и что говорит. Как говорится, пока «не щёлкнет» в мозгу: «Изменись!», всё бесполезно. Спасти свой язык, свою речь может только сам человек. Каждый для себя должен решить: «Я больше не буду употреблять в своём лексиконе мат, заимствования, вульгарные слова, я буду говорить правильно».
Итак, проблема экологии русского языка – это и всенародная, и личная проблема каждого отдельного человека. Это очень важная проблема, её нельзя оставлять без внимания и закрывать на неё глаза, иначе мы останемся «без языка», потеряем свой родной русский язык. А без языка у народа не будет ни будущего, ни страны, не будет, в конце концов, и самого народа.
Литература:
-
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=224. Журнал «Мгарский колокол». Александр Оконишников. Статья. «МАТ – инфернальная лексика». -
Ожегов С.И. словарь русского языка. Ок.57000 слов. Под ред. 13-е изд.испр.М.-рус.яз.1981.-816 с. -
Wiki – учебник «Активные процессы в русском языке на современном этапе». -
Стихотворение Э.Асадова. -
Высказывания о русском языке А.С.Пушкина, М.В Ломоносова, И.С Тургенева, Н.М. Карамзина. -
Интернет, статьи.