Файл: 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1 Особенности философии.

 

           1.1.1 Историко-философская справка:
           – исторически философия пришла на смену мифологическому вос-приятию окружающего мира;
           – термин "философия" был введен античными философами более двух тысяч лет назад. Первым философом в истории человечества счита-ется Фалес;
           – в античности всё духовное знание было взаимопроникающим - учение о природе ("натурфилософия" или современное естествознания), будущие социально-гуманитарные науки (этика, эстетика, история, языко-знание, риторика, поэтика, музыкальная гармония , художественное твор-чество- скульптура, изобразительное искусство и др.);
           – уже в античности весь этот комплекс знаний понимался как духов-ный комплекс, как духовное пространство человека . В этот период проис-ходит систематизация этого комплекса на разделы:
                      = онтология – учение о бытии;
                      = гносеология (или: эпистемология) - учение о познании;
                      = логика - учение о формах мышления.
           – к ХХ веку завершилось формирование знания по частнонаучным локусам (физика, химия, биология и др.). Сложилась такая ситуация: зна-ния, которые долго формировались в рамках философии, разошлись по частным наукам. Для частных наук философия осталась их "материнским лоном", а именно:
                      = концептуальным источником ;
                      = общей (универсальной, фундаментальной) теоретико-мето-дологической базой;
           – в течение всей своей истории философия переживала разное к се-бе отношение - от "отмены философии" до "абсолютного ее господства". Все виды знания до сих пор выясняют свои отношения с философией. Ав-тор учебника философии А.Г. Спиркин считает, что "и сегодня вопрос о соотношении всех этих форм духовной активности человека с философией не может считаться решенным, и сегодня в центре внимания большинства исследователей философии стоит проблема разделения собственно фило-софского знания и знания специальных наук " [ 7, с. 8].


           1.1.2. Этимология понятия.
           – Этимология (греч. etymologia, от etymon - "истиное значение сло-ва" и logos - "слово, учение"), это отрасль языкознания , исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.

         – Этимология (греч.): словопроизводство; корнесловие; учение об образовании одного слова из другого; указывающий корни; происхожде-ние слов; словопроизводный (В.И. Даль).

           а) У Сократа философия означала "любовь к мудрости".
                      NB: возможно это и условное название, но Сократ исходил из

                              его смысла. Софист (по гречески –"мудрец") – это "муд-

                              рый человек" или "философ" – это человек, любящий

                               мудрость.

           б) Платон первым ввел понятие "философия" в европейскую терми-нологию, но с более глубоким смыслом - "любовь к истине" (хотя и это не совсем точно).
                     NB: в древнегреческом языке "софия" не сводится к мудрости;

                           объем и содержание понятия "софия" шире сложнее.
           – изначально Платон мыслил философию не как "собрание бытовых истин ", а как "стремление к истине", то есть, для него это такое идеальное (нематериальное) состояние ума и души человека, которое способно гар-монизировать свою внутреннюю психику человека и его отношение с ок-ружающим миром.
                      NB: для Платона философское состояние ума (мышления,

                              сознания) - это такое нематериальное (идеальное) ка-

                              чество личности, когда быть философом - это значит

                              иметь в душе (психике) и разуме сам механизм стрем-

                              ления к истине.
           – Смысл философии (по Платону):

                      = философия - это индикатор истины, это идеальный

                     (психический) механизм, удерживающий человека от соблазна

                     изменить истине, отступиться от истины, не соблазниться

                     "привлекательным знанием", "симпатичной идеей";
                      = наличие философского механизма в мышлении (разуме) и

                     психике не позволяет человеку изменить себе, проявить

                     слабость.

           в) В наше время, с развитием науки, философия - это интеллек-туальная база духовной культуры человечества:
                     Пример: формальная логика (созданная Аристотелем и

                                    изучающая формы мышления человека) – формиро-

                                    вание понятий, суждений, умозаключений), являю-

                                    щаяся базовым разделом философии, стала современ-


                                    ной нейроматематикой в научных исследованиях моз-

                                    га нейрофизиологов Беларуси.
           В конечном счете, на сегодняшний день, философия как форма общественного сознания, заняла позицию:
           – фундаментальной основы познания;
           – фокуса (центра) познавательной и практической деятельности че-

              ловека;
           – энергетического источника интеллектуальной творческой деятель-

              ности человека.


           1.1.3. Гносеологические корни (природа) философского знания.
           – Возникновение философии связано с изменениями в духовной сфере человека и человечества. Это был тот исторический период, когда человечество совершало переход от мифологического мировоззрения к более интеллектуальному, осмысленному и мудрому мировоззрению и потому получило название философии в соответствии с этимологией этого понятия.

           – Сами духовные изменения означали новое состояние души: если при мифологическом мировоззрении человек осознавал себя объектом природы, то философское мировоззрение сделало человека субъектом природы (сумевшим понять своё место в природе и возможность овла-дения этим миром).
           – В силу многогранности духовной сферы философия родилась в ней как духовное образование, унаследовав и многогранный духовный потенциал.

           1.1.4. Связь философии с культурой и мышлением.
           – Поскольку философия (по праву своего рождения) изначально проявила себя в интеллектуальной рефлексии (от греч. reflexio – размыш-ляю, оцениваю) , то она сразу же стала философской способностью мозга.
           – Вполне понятно, что философия, рожденная в обширном и много-гранном духовном пространстве , унаследовала и духовную многоаспек-тность и интеллектуальный потенциал. Именно так запускалась смысловое разнообразие и богатство духовной сферы человека. Результатом этого стало философское (интеллектуальное) формирование мыслительной дея-тельности мозга.
           – Однажды родившись, философский механизм стал формировать более интеллектуальный стиль мышления в функционировании мозга , что привело к осознанию человеком сначала себя в природе, затем своего пре-имущества над природой , управления ею и своей ответственности перед природой. То есть, в духовной сфере человека появилось новое качество - саморазвитие .


           – Философия генетически связана с развитием мозга и его основной функцией – мышлением. Мозг и философия – это исторически (эволюци-онно) социокультурные образования , которые совместно формировали духовное пространство , социокультурное по своей природе. Разумеется, за прошедшие тысячелетия мозг и мышление социокультурно усложнялись и тем самым усложнялось и философское мышление.

           – Философия (философское мышление) заняла своё достойное мес-то в системе общественного сознания. Однако какое бы место философия там не заняла, ее центральным вопросом всегда остается вопрос о природе философского мышления , о фундаментальной роли культурогенеза в его человеческой эволюции.

           – При всех своих историко-культурных изменениях философия в мыслительной деятельности мозга остается и на сегодняшний день осо-бым типом мышления, особенность которого в том, что оно не отождес-твляет себя с пользой, либо с "истиной в последней инстанции", либо с "абсолютной мудростью".

           – Именно поэтому в современных культурах , как фундаментальных базовых основах человеческой эволюции, философское мышление заняло своё плотное (особое) место в общественном сознании.

1. 2.  Специфика философского знания

 Специфика философского знания заключается в двух факторах: 

а) двойственности философского знания; б) особенностях философского знания.

           а) Основная специфика философского знания в его двойственности, так как оно: 

           – имеет очень много общего с научным знанием: предмет, методы, логико-понятийный аппарат. Это с одной стороны.  А с другой:

           – философское знание не является научным “в чистом виде” по ря-ду причин:  во-первых,  в течение трех тысяч лет философия собрала и накопила  тысячи  интересных идей,  которые еще не доказаны экспери-ментальной наукой и потому не имеют статуса научности;  во-вторых,  в истории философии имеется огромная сфера  “вненаучного знания” (пара-наука, эзотеризм и т.п.), которые наука не изучает,  но из которых берет свое начало история медицины;

            – главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением;

            – отсутствие локализации философского знания.


            б) Особенности философского знания:

            – имеют схожую структуру (включает онтологию, гносеологию,  логику и т.д.)

 – носит предельно общий теоретический характер;

– содержит базовые основополагающие идеи и понятия, лежащие в основе всех наук;

          – несет на себе отпечаток личности и мировоззрения философа, то есть философская мысль ограничена силой мышления самого философа (в отличие от науки);

           – является совокупностью объективного  знания и ценностей,  нрав-ственных идеалов своего времени,  испытывает на себе влияние эпохи;

            – изучает не только предмет познания, но и механизм самого позна-ния;

           – находится в динамике (постоянно развивается и обновляется в со-ответствии с динамикой своего объекта – живой материей);

           – неисчерпаемо по своей сути и опирается на предельно общие по-нятия и категории;

           – ограничено познавательными способностями человека.

2.1.  Объект и предмет философии

            а) Объект философии:

           – это живая материя в единстве материального мира (физического мира как объективной реальности)  и идеального ( нематериального)  мира ( в субъективной реальности, психического пространства);

           – объект философии и науки совпадает -  живая материя, Космос,  Вселенная, всё сущее, мироздание.

             б) Предмет философии:

           – в целом предметом философии считается круг вопросов, которые она изучает; 

           – общая структура предмета философии (философского знания)  составляет четыре основных раздела:

           = онтология (учение о бытии);

 = гносеология (учение о познании);

 = проблема человека;
 = проблема общества.

           – В самом распространенном учебнике по философии А.Г. Спиркина предмет философии определяется через “человеческое измерение” [7, с.22-24]. А.Г. Спиркин считает, что “в центре внимания философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром” [7, с.22]. Автор определяет ряд критериев и мы позаимствуем их:

           = во-первых, в философии человек – не объект (этим занимается психология),  а субъект живой материи;

           = во-вторых, “предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставлено и столь же универсальные категории объекта” [7, с.13];