Файл: Товарная политика торгового предприятия и пути ее совершенствования (на примере ПАО «Детский мир»)».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Товарная политика торгового предприятия
1.1. Сущность и значение товарной политики
1.2. Товарный ассортимент: понятие, структура
ГЛАВА 2. Анализ товарной политики ПАО «Детский мир»
2.1. Общие сведения о предприятии ПАО «Детский мир» и анализ его деятельности
2.2. Анализ ассортимента ПАО «Детский Мир» на примере раздела «Игрушки и игры»
2.3. Анализ процесса формирования товарной политики ПАО «Детский мир»
Публичное акционерное общество "Детский мир" - советская и российская сеть магазинов товаров для детей, созданная в Союзе ССР в 1947 году и ставшая крупнейшей.
Первый магазин с названием «Детский мир» открылся 8 сентября 1947 года в Москве на улице Кирова (ныне Мясницкая) и был филиалом ЦУМа. Приказом Министерства торговли РСФСР от 25 июня 1985 года № 176 была введена норма, согласно которой в каждом городе с населением свыше 100 тыс. человек универмаг по продаже товаров детского ассортимента площадью более 2500 м² должен был называться «Детский мир». Соответствующая норма была закреплена и в ГОСТе по розничной торговле.
Сеть магазинов "Детский Мир" - старейшая в России. Магазин предлагает товары от крупнейших производителей товаров для детей: одежда, обувь, игрушки, товары для новорожденных и будущих мам. При этом история магазина насчитывает более 50 лет. Даже на сегодняшний день он считается самым большим магазином товаров для детей. Это крупнейшая российская компания по реализации товаров для детей и подростков. Сеть магазинов «Детский мир» лидирует в розничной торговле товарами для детей и подростков в возрасте от 0 до 14 лет. Это одежда и обувь ведущих брендов, игры и игрушки, товары для спорта, товары для новорожденных - в общем все в чем нуждается Ваш ребенок. В связи с большими оборотами магазин может поддерживать конкурентные цены, чтобы посетители могли приобретать качественные товары по доступным ценам. Сеть магазинов «Детский мир» представлена в более 625 магазинами в России и Казахстане. Среднемесячная аудитория всех магазинов сети превышает 3,5 миллионов посетителей. Женщины – 70% Мужчины – 30%. В сети магазинов очень приветливый персонал, все очень вежливые и всегда помогут в выборе игрушки для детей или подарка на праздник. Метод продажи в магазинах «Детский Мир»: самообслуживание, покупатели сами ходят и выбирают свои будущие покупки, и рассчитываются на кассе. Принимаются как наличные, так и безналичные платежи. Для удобства, при входе есть камеры хранения личных вещей покупателей. Также в помощь представлен ассортимент подручных средств для покупок: вместительные тележки, небольшие корзинки для ручной клади и для самых взыскательных покупателей – детей- маленькие тележечки с флажками (чтобы родители могли видеть свое чадо и легко ориентировать в его передвижении). Так же можно воспользоваться услугами бонусных карт, скидок, разнообразных акций, клубных карт, подарочных карт, развлечений для детей и дополнительных услуг и сервисов. Цель «Детского мира» – стать национальным эталоном магазина с широчайшим ассортиментом качественных товаров для детей и подростков. Они строят социально-ответственный бизнес, который вместе с государством и общественными организациями будет всегда противодействовать проникновению на отечественный рынок товаров, которые могут нанести ущерб моральным и нравственным устоям, психическому здоровью наших детей. Узнаваемый бренд с более чем полувековой историей, широчайший ассортимент и оптимальное сочетание цены и качества товаров помогают группе удерживать лидирующие позиции на рынке. Любое предприятие розничной торговли должно иметь вывеску, на котором указывается его наименование, товарный профиль магазина, режим работы, организационно-правовая форма, юридический адрес, о чем всегда заботиться руководство компании и по сей день. Сеть «Детский мир» ориентирована на потребителей, которые заинтересованы в приобретении качественных товаров по доступным ценам. В ПАО «Детский Мир» имеются: - устав общества, в котором указаны основные цели, предмет, и виды деятельности общества; - график выхода на работу, благодаря которому все работники выходят на работу во время и без опозданий, что в дальнейшем вознаграждается; -продавцам выдаются карточки-памятки со спецификой работы с покупателями. Составляется рейтинг обслуживания покупателей. В наш век технологий сеть магазинов «Детский мир» преуспела и здесь: покорила пространство интернета. Как известно, многие люди предпочитают делать покупки через интернет. Это и просто, и удобно, а главное — экономит время! В интернет-магазине «Детский мир» можно найти широкий ассортимент товаров для детей всех возрастов. Все товары в интернет-магазине «Детский мир» систематизированы и размещены на страницах с яркими фотографиями и подробным описанием. Каталог товаров для детей снабжает всей необходимой информацией и помогает в выборе. Таким образом, делать покупки не выходя из дома стало очень легко. Теперь сделать малыша счастливым, а его детство его — беззаботным может помочь самый большой интернет-магазин товаров для детей в России — «Детский мир». Сайт http://www.detmir.ru/ является официальным сайтом сети.
Основной вид деятельности:
- 47.78.9 торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах
Дополнительные виды деятельности:
- 47.29 торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах
- 47.75 торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах
- 47.76.2 торговля розничная домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах
- 47.91 торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет
Объем консолидированной неаудированной выручки в I квартале 2019 г. увеличился на 16,1% до 27,9 млрд руб. по сравнению с 24,0 млрд руб. в I квартале 2018 г.: в т.ч. объем выручки интернет-магазина вырос на 74,1% до 2,6 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; в т.ч. объем выручки сети «Детский мир» в Казахстане вырос на 60,4% до 743 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Рисунок 2)
Рисунок 2. Выручка и прирост
Общая торговая площадь Компании увеличилась на 12,1% г/г до 769 тыс. кв. м.Рисунок 3. Прирост торговой площади
В I квартале 2019 г. компания вышла на рынок Беларуси, открыв три магазина в городе Минск. Общая торговая площадь белорусской сети «Детмир» составила 3 тыс. кв. м.
В марте 2019 г. рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило ПАО «Детский мир» долгосрочный рейтинг кредитоспособности на уровне ruA+ с прогнозом «Стабильный».
В марте 2019 г. компания заключила сделку по приобретению недвижимости для открытия флагманского магазина в Москве с ООО «Евромагазин 21 Век», входящим в группу компаний Сбербанк. Общий объем инвестиций в покупку недвижимости и открытие нового флагмана составит около 1 млрд руб. Общая площадь помещения - 3 642,5 кв. м. Открытие флагманского магазина «Детский мир» на улице Новый Арбат запланировано во II полугодие 2019 г.
В рамках реализации программы долгосрочной мотивации менеджмента Компании в I квартале 2019 г. ГК «Детский мир» осуществила выкуп 3 862 613 обыкновенных акций ПАО «Детский мир», составляющих 0,5% от ее уставного капитала, за 139 млн руб.
Таблица 1
Данные отчета о финансовых результатах за 2016-2018 гг. (тыс. руб.)
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
85 113 918 |
101 352 334 |
115 623 770 |
Себестоимость продукции, работ, услуг |
(53 945 961) |
(67 311 271) |
(77 077 461) |
Валовая прибыль (убыток) |
31 167 957 |
34 041 063 |
38 546 309 |
Коммерческие расходы |
(17 168 314) |
(19 989 380) |
(22 570 244) |
Управленческие расходы |
(2 826 577) |
(4 230 297) |
(4 153 530) |
Прибыль (убыток) от продаж |
11 173 066 |
9 821 386 |
11 822 535 |
Доходы от участия в других организациях |
8 872 |
69 000 |
8 411 |
Проценты к получению |
247 834 |
104 048 |
94 501 |
Проценты к уплате |
(1 853 278) |
(1 719 666) |
(1 646 253) |
Прочие доходы |
393 565 |
333 354 |
472 764 |
Прочие расходы |
(2 772 354) |
(2 618 323) |
(2 801 938) |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
7 197 705 |
5 989 799 |
7 950 020 |
Текущий налог на прибыль |
(1 800 301) |
(1 377 726) |
(1 419 690) |
в том числе постоянные налоговые обязательства (активы) |
(398 910) |
(250 769) |
(71 483) |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
(3 752) |
41 633 |
(79 262) |
Изменение отложенных налоговых активов |
(32 233) |
(9 639) |
105 144 |
Прочее |
335 351 |
419 326 |
(17 986) |
Чистая прибыль (убыток) |
5 696 770 |
5 063 393 |
6 538 226 |
Сильные стороны компании:
-Одна из самых сильных сторон - бренд «Детский мир»;
-Реализация только высококачественных товаров, приобретенных у официальных поставщиков;
-Множество различных сертификатов, полученных компанией, говорят о ее высоком уровне развития;
2.2. Анализ ассортимента ПАО «Детский Мир» на примере раздела «Игрушки и игры»
В сети магазинов «Детский мир» представлены следующие категории товаров: Игрушки и игры, Гигиена и уход, Детская комната, Питание и кормление, Спорт и отдых, Прогулки и путешествия, Одежда и обувь, Зоозавр, Творчество и настольные игры, Для мамы, Школа, Книги, Акции (где можно посмотреть все акции магазина и посмотреть наличие товаров) и Герои (где можно найти товары по категориям различных брендов – мультфильмов, фильмов, сказок, известных брендов). Поскольку провести анализ всего ассортимента сети магазина «Детский мир» будет достаточно проблематично, поэтому на примере самой интересной и актуальной категории «Игрушки игры» проведем анализ ассортиментной политики.
Игрушки являются сложной группой товаров. Роль игрушек в воспитании детей огромна. Они отличаются по материалу, из которого изготовлены, художественному оформлению, а также по тому влиянию, которое они оказывают на развитие тех или иных способностей детей. Поэтому подразделить их по какому-то одному признаку не представляется возможным. Поэтому Раздел «Игрушки и игры» поделен на 12 разделов, в каждом из которых есть свои категории. Поскольку каждый отличительный признак будет рассматривать затруднительно, поэтому мы рассмотрим данный раздел с наиболее важных критериев: по воспитательной (педагогической) направленности; по возрастному назначению; по сырьевому признаку; в зависимости от страны-производителя; по торговой марке; по цене. Дети разных возрастов резко отличаются уровнем своего развития, у них по-разному проявляются интересы к окружающим их предметам и явлениям. Поэтому в «Детском Мире» игрушки выкладываются по возрастному признаку: Для детей ясельного возраста до 3 лет; Для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет; Для детей школьного возраста от 6-7 до 17 лет.
Рисунок 4. Доля игрушек в магазине «Детский мир» по возрастному признаку
Каждая группа товаров расположена отдельно, чтобы покупатель мог без проблем подобрать нужную игрушку для своего ребенка. Для детей раннего ясельного возраста (до года) игрушка является предметом первой необходимости, с помощью которой у них развиваются зрение, слух, восприятие цвета, хватательные движения. Игрушки должны быть яркими, простыми по форме, гигиеничными и безопасными. Следуя этим условия, в «Детском Мире» в этом отделе расположены игрушки такие как: погремушки, шары, кольца, пирамидки, вкладные чашечки, бочонки, матрешки и др. Эти игрушки имеют яркую окраску и довольно таки простую форму, несложную конструкцию; изготовляют их из легко моющихся материалов (резины, пластмассы, дерева). К 10 - 12 мес. ребенок начинает вставать, у него появляется потребность ходить, развивается координация движений. Для этого возрастного периода незаменимы различные вкладные чашечки, бочонки, матрешки, мячи, и др. Дети в возрасте от 1 года до 3 лет быстро развиваются как физически, так и умственно, движения их становятся более уверенными, но еще слабо развиты мышцы рук и ног. В этот период ценными являются игрушки, с помощью которых дети получают первые представления о цвете, форме, назначении различных предметов. Дети много говорят, становятся любознательными. Для развития речи рекомендуются разрезные картинки, книжки-картинки, книжки-ширмочки, панорамные картинки и др. Анализ ассортимента мягконабивных игрушек по размерам показывает, что наибольший удельный вес приходится на игрушки от 25 до 60 см, доля которых составляет в общей структуре ассортимента 50%. Наименьший удельный вес приходится на долю мелких игрушек 20%. В каждой категории представлены все виды животных. Игрушки представлены в различных цветовых гаммах. Как правило, мягконабивные игрушки по цвету имитируют прообраз животного, послужившего основой. Игрушки для детей возраста от 3 до 7 лет являются более сложной категорией. Для этого представлен широкий спектр детских конструкторов, мягких игрушек, игрушек на радиоуправлении, игрушек по сюжетно-ролевым играм, оружие, музыкальных инструментов, игровых наборов и фигур, настольных игр и др. Дети в возрасте от 3 до 4 лет много времени проводят на воздухе и отличаются большой подвижностью. В связи с этим «Детский Мир» предлагает большой выбор спортивных игрушек: трехколесные велосипеды, самокаты, беговелы, обручи, мячи, каталки, санки и так же основном образные игрушки - куклы крупных размеров, кукольная посуда, гарнитуры и др. Дети от 4 до 5 лет играют преимущественно теми же игрушками, что и младшие дошкольники. Только содержание игр усложняется. В «Детском Мире» есть тематические наборы - группы игрушек, объединенных одной темой. Например, детский сад, школа, завод и т.д. Такие игрушки развивают чувство коллективизма и товарищества. Игры детей старшего дошкольного возраста становятся значительно содержательнее, они носят более самостоятельный, творческий характер. Характер игр для младших школьников (7 - 9 лет) определяется большой самостоятельностью детей, стремлением все знать, все исследовать. Игры становятся более углубленными, содержательными. Наряду со спортивными игрушками (городки, кегли, лыжи, санки) возникает потребность в познавательных, технических играх. Для детей среднего и старшего школьного возраста в «Детском Мире» имеются в продаже шахматы, шашки, домино, настольный теннис, радиотехника и различные наборы для операций и опытов. По классификации игрушек по воспитательному назначению положена их педагогическая направленность, что позволяет наиболее полно проанализировать потребительские свойства игрушек, а именно: их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей. По воспитательному признаку игрушки подразделяют на 8 групп:
- игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий;
- игрушки, способствующие физическому развитию детей;
- игрушки, знакомящие детей с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки);
- игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники;
- игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами;
- игрушки, способствующие музыкальному и художественному развитию детей;
- настольные игры;
- игрушки-забавы.
Рисунок 5. Доля игрушек в магазине «Детский мир» по воспитательному назначению
В ассортименте «Детского мира» больше и полнее всего представлены игрушки-забавы (20%) и игрушки с элементами науки и техники (20%), т.к. первая группа-это особая группа игрушек, она воспитывает у детей жизнерадостность, чувство юмора и умение удивляться. Главное в таких игрушках - элемент неожиданности, в основном с механизмом движения. Вторая преобладающая группа-это игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники. Они помогают развить трудолюбие, внимательность, аккуратность, учат понимать схемы и чертежи, дают детям основы знаний о принципах построения новейших машин и приборов. Менее всего представлены настольные игры (3%), руководству магазина следует обратить внимание на ассортимент данного вида игрушек, т.к. они способствуют развитию у детей памяти, сообразительности, выдержки, находчивости, чувства коллективизма, дисциплинируют детей, развивают у них глазомер, меткость, ловкость. В зависимости от материала, представлены следующие категории: пластмассовые; металлические; деревянные; резиновые; мягконабивные; керамические; игрушки из картона. В зависимости от страны-производителя игрушки можно разделить на отечественные и зарубежные. 67% игрушек в магазине поставляются от зарубежных производителей (в основном китайский производитель). Известно, что почти 70% производимых в мире игрушек китайского происхождения, в том числе производимых в Гонконге. Большинство гонконгских производителей игрушек размещает свои промышленные предприятия в Китае. В Китае размещено производство большинства американских игрушечных корпораций, поэтому китайцам есть у кого перенимать передовую технологию и копировать образцы новых товаров. Кроме того, китайцы обладают многими уникальными материалами и способами производства, поэтому даже российским компаниям более выгодно заказывать игрушки в Китае по собственным эскизам, нежели открывать новое производство на родине. Значительно в меньшей доли представлены игрушки отечественного производителя (33%). Товары представлены в разных известных марках: LEGO, Attivio, Bondibon, Kribly Boo, Magformers, Playgo, Город игр, Десятое королевство, Diamant, Disney, HEROS, MODEL TOYS, TOTUM, Woodkit, Woody, 1TOY, Banbao, Bauer, CATERPILLAR, Chicco, Mobicaro, Clementoni, Clicformers, CyberToy, Dolu, ELC, Engino, Fanclastic, Kre-O, Laser Pegs, Lite Brix, MOCHTOYS, Meccano, Mega Bloks, Nanoblock, PAREMO, Peppa Pig(Свинка Пеппа), Playmobil, SHINING GALAXY, SLUBAN, Shopkins, Sky Ray, TOTO TOYS, Villy-Nilly, ZOOB, Zormaer, Город мастеров, Каролина, Куби-Дуби, ЛЕСОВИЧОК, Маша и Медведь, Нордпласт, Пластмастер, Полесье, Радужки, Росигрушка, Технолог, Фиксики, Щенячий патруль (PawPatrol), Barbie, DC Hero Girls, DESCENDANTS, Demi Star, Dickie, Disney, Disney Princess, Enchantimals, Ever After High, Evi, FUNVILLE, Harry Potter, Jakks Fairies, Jakks Pacific, Jakks Tollytots, LIV, MLP Equestria Girls, Mattel, Miraculous, Monster High, My Little Pony, Novi Stars, Princess, STEFFI, Shimmer and Shine, Simba, Simba (Steffi love), Sonya Rose, Star Wars, Tangled, The Incredibles, Toy Story, ToysLab, Winx, Даша Путешественница, Карапуз, Море чудес и др. 60% кукол, 80% конструкторов и 75% настольных игр - иностранного производства. Импортные товары занимают около 80% ассортимента в «Детском Мире». В эти 80% входят и дорогие западные, и самые дешевые китайские товары. Средняя же ниша заполнена товарами из Польши и прочих стран Восточной Европы. На российскую продукцию, таким образом, приходится всего 20% игрушечного рынка в «Детском Мире». По ценовому признаку игрушки в магазине «Детский мир» можно подразделить на 4 категории: 1)от 50 до 500 рублей; 2)от 500 до 5000 рублей; 3)от 5000 до 10000 рублей; 4)от 10000 до 40000 рублей.