ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Теория речевых актов Дж. Остина, Дж. Серля
Зародилась в кругу английских философов (оксфордской
школы «лингвистической философии»), исследовавших
обыденный язык (Дж. Остин, П.Ф.Стросон и др.). Они
выдвинули тезис: естественный язык достоин изучения,
поскольку позволяет людям довольно эффективно общаться
несмотря на многозначность, косвенность и др. черты,
традиционно относимые к недостаткам естественного языка.
коммуниканты не просто произносят определенные слова, но
осуществляют определенные речевые действия для достижения
= речевое действие предложения или просьбы, побуждение адресата совершить поездку.
В рамках ТРА решаются следующие вопросы:
Поскольку речевой акт – это вид действия, то при
его анализе используются те же категории,
которые необходимы для характеристики и
оценки любого действия: субъект, цель, способ,
результат, условия, успешность и т.п. В
современных прагматических исследованиях
«коммуникативный акт», т.к. текст тоже можно
рассматривать как действие (рекламные и PR тексты;
различные опосредованные формы коммуникации –
ЛОКУЦИЯ (от латинского locutio «говорение»)
ИЛЛОКУЦИЯ (in locutio – «в процессе говорения»)
(per locutio – «посредством говорения
РА – это сложное образование, состоящее из 3-х одномоментных
фаз, уровней, актов: локутивного, иллокутивного, перлокутивного.
Иллокутивный акт - действие, подчиняющееся правилам.
Речевой акт, рассматриваемый в аспекте
его реальных последствий, выступает как
сообщение, может ему поверить или
обрадоваться или расстроиться;
человек, к которому было обращено
требование, может ему подчиниться
услышавший в свой адрес угрозу, может
проигнорировать ее или принять всерьез
и насторожиться, испугаться и т.п.
Что может повлиять на перлокутивный эффект? Эффекты межличностного восприятия
Главным новшеством трехуровневой
схемы анализа речевого действия,
предложенной Дж.Остином, является
(силы). Оно отражает такие аспекты
содержания высказывания, которые не
получили адекватного описания ни в
традиционной лингвистике, ни в
классической риторике. Естественно, что
именно этому аспекту речевого акта в ТРА
Структура иллокутивной силы высказывания
Изучение иллокуции (иллокутивной силы,
иллокутивной функции) высказывания показалo,
что она представляет собой весьма сложную
сущность, в составе которой могут быть выделены
Дж. Серль в «Классификации иллокутивных актов»
выделяет 12 «значимых измерений», позволяющих
слушателю различать иллокутивные акты.
Д.Вандервекен выделяет уже не 12, как Серль, а 6
компонентов, которые определяют условия успешности
и эффективности речевых актов.
(Серль, Вандервекен, 1985): 7 компонентов.
Коммуникативная (иллокутивная) цель РА
Проверка выполнения предварительных условий в диалоге
Условие искренности сообщения: «говорящий считает, что р».
Условие искренности просьбы «говорящий искренне хочет, чтобы С сделал р».
Условие искренности обещания: «Г действительно собирается сделать р».
5. Социальный статус коммуникантов
Дьяк. Царица к тебе, великий государь, видеть желает.
Милославский. Повязку это ты зря снял. Не царская, говоря откровенно, у тебя физиономия.
Бунша. Чего? Попрошу вас! С кем говоришь?
М.А. Булгаков. Иван Васильевич
6. Условие пропозиционального содержания
Данное условие заключается в ограничениях, накладываемых иллокутивной силой на характер пропозиции.
7. Способ достижения иллокутивной цели
Другие компоненты иллокутивной силы
Другие лексические классификации
Проявления в диалоге
Дьяк. Царица к тебе, великий государь, видеть желает.
Бунша. Вот тебе раз! Этого я как-то не предвидел. Боюсь, чтобы не вышло недоразумения с Ульяной Андреевной. Она, между нами говоря, отрицательно к этому относится. А впрочем, ну ее к черту, что я ее, боюсь, что ли?Милославский. И правда.
Бунша снимает повязку.
Милославский. Повязку это ты зря снял. Не царская, говоря откровенно, у тебя физиономия.
Бунша. Чего? Попрошу вас! С кем говоришь?
М.А. Булгаков. Иван Васильевич
6. Условие пропозиционального содержания
Данное условие заключается в ограничениях, накладываемых иллокутивной силой на характер пропозиции.
Несмотря на то, что одно и то же пропозициональное содержание может быть представлено в высказываниях с различной иллокутивной силой, сочетаемость пропозиционального содержания с иллокутивной силой не является безграничной. Например, РА предсказания и РА обещания предполагают, что их пропозициональное содержание отнесено к плану будущего времени, а сообщение может быть о прошедшем или настоящем.7. Способ достижения иллокутивной цели
- выпрашивание или упрашивание требуют более одного речевого действия (в отличие от РА просьбы).
- мольбы и команды различаются паралингвистическим оформлением (интонация, позы, жесты).
- оглашение и сообщение по секрету различаются по числу участников РА.
Другие компоненты иллокутивной силы
- направление приспособления между словами и миром (direction of fit):
- соотношение с остальной частью дискурса:
- связь с внеязыковыми установлениями:
Цель утверждений в том, чтобы слова соответствовали миру, а обещаний и просьб – чтобы мир соответствовал словам.
(Я вывожу, я заключаю, я возражаю подразумевают предшествующий контекст)
(чтобы благословлять, крестить, отлучать от церкви Г должен иметь сан, чтобы объявлять войну – соответствующую должность и т.п.)
и др.
Классификации РА
Одна из задач ТРА – классификация разновидностей речевых поступков, которые мы совершаем. В силу того, что РА сами по себе неоднородны и у разных авторов получают неоднозначную интерпретацию, существуют разные классификации РА, различающиеся своими основаниями и количеством классов.2 подхода
- основан Дж. Остином: лексическая классификация иллокутивных (перформативных) глаголов, строится на основе семантического сходства глаголов – например, to ask, to question; to promise, to guarantee; to grade, to characterize)
- основан Дж.Серлем, классификация самих иллокутивных актов.
Другие лексические классификации
Идеи Дж.Остина получили свое дальнейшее развитие в работах других исследователей, которые пошли по пути большей дифференциации классов. Так, З.Вендлер усовершенствовал классификацию Остина, добавив к ней 2 класса: оперативы (to appoint, to ordain) и интеррогативы (to ask, to question). Т.Баллмер и В.Бренненштуль выделяют 24 типа, сведенные к 8 группам. Ю.Д.Апресян – 15 классов, М.Я.Гловинская – 29 классов глаголов, А.Вежбицка – 37 классов.Классификация Дж. Серля
Репрезентативы (ассертивы), или сообщения – РА, при помощи которых Г сообщает С о некотором положении вещей (объявление, напоминание).
Директивы – попытки со стороны говорящего добиться того, чтобы слушающий что-то совершил (просьба, предложение, приказ, требование, совет, рекомендация).
Комиссивы, или обязательства – РА, цель которого состоит в том, чтобы возложить на Г обязательство совершить некоторое будущее действие или следовать определенной линии поведения (обещание, ручательство).Экспрессивы – РА, при помощи которых Г выражает свои чувства (поздравление, извинение, благодарность, выражение сочувствия, приветствие, прощание):
Декларации (декларативы) - ритуальные речевые действия, в силу осуществления которых создается определенное положение вещей.
Дальнейшее развитие классификации РА
- Выделение вопросов в отдельный класс
- Выделение подклассов РА.
- нейтральное обещание
- обещание-уверение
- обещание-уступка
- клятвенное обещание