Файл: Управление конфликтами в организации (Понятие конфликта, структура и типы конфликтов в организациях)..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления конфликтами в современных организациях
1.1 Понятие конфликта, структура и типы конфликтов в организациях
1.2 Концепции конфликтов и причины их возникновения
1.3 Современные методы управления конфликтами
2.3 Оценка мероприятий по управлению конфликтами в ОАО Агрофирма «Ливенское мясо»
К уходу от конфликта не следует прибегать в тех случаях, когда очень важна проблема, лежащая в его основе, или при наличии перспективы достаточно длительного существования основ данного конфликта.
Разновидностью метода ухода от конфликта является метод бездействия. При этом методе развитие событий отдается на откуп времени, все происходит стихийно. Бездействие оправдано в условиях полной неопределенности, когда невозможно предвидеть варианты развития событий, предсказать последствия.
Следующая разновидность этого метода – уступки, или приспособление. В этом случае администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных требований. Этот метод используется, когда администрация обнаруживает свою неправоту; когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для вас; в случае необходимости минимизации потерь, когда превосходство явно на другой стороне и вы проигрываете, когда гармония и стабильность особенно важны.
Сюда же можно отнести метод сглаживания, который используется в организациях, ориентированных на коллективные методы трудового процесса. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны. Напротив, подчеркиваются общие интересы. Различия преуменьшаются, общие черты – акцентируются. «Мы одна дружно действующая команда и не следует раскачивать лодку». Довольно часто в таких случаях реальная проблема уходит на второй план.
Подавление конфликта, в свою очередь, предполагает использование различных методов. Например, метод скрытых действий применяется в случаях, когда стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств делает невозможным открытый конфликт; отсутствует желание иметь дело с открытым конфликтом из – за боязни потери имиджа; невозможно по тем или иным причинам вовлечение противоположной стороны в активное противодействие; дисбаланс сил, отсутствие паритета в ресурсах сталкивающихся сторон подвергает более слабую сторону повышенному риску или вызывает излишние издержки.
Применяемые в этих случаях приемы включают как «джентльменские», так и далекие от них формы воздействия на противоположную сторону. Здесь могут иметь место и кулуарные переговоры, и политика «разделяй и властвуй», и подкуп. Нередки проявления прямого обмана, создания различного рода дополнительных препятствий в форме скрытого или открытого сопротивления «секретным действиям», провоцирования актов саботажа, распространения среди работников негативных настроений по отношению к руководству и т.п.
Суть метода быстрого решения в том, что решение по проблеме, вызвавшей конфликт, принимается в самые короткие сроки, почти мгновенным соглашением. Это становится возможным в случаях острого дефицита времени для принятия обстоятельного решения, вызванного, в частности, сложившейся ситуацией; существенного изменения одной из сталкивающихся в конфликте сторон своей позиции под влиянием аргументации другой стороны или же в связи с получением новой информации; взаимного желания конфликтующих сторон участвовать в поиске более приемлемых вариантов соглашений; когда конфликтная ситуация не является остро противостоящей интересам сторон; уверенности сторон в том, что скорое решение резко снижает издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.
Для управления конфликтом наиболее рациональным и оправданным является использование всего комплекса методов воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников конфликта.
Неумение разрядить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Нужно помнить, что конфликтом надлежит, умело управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял его убеждения. Конфликт – это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия.
Подводя итоги первой главы, следует отметить, что под конфликтами понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.
Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Например, люди могут не соглашаться друг с другом в оценке тех или иных явлений, иметь различные взгляды по тем или иным вопросам, а вместе с тем дружно и согласованно работать. Несогласие может не вести к конфликту.
Отсюда следует определить конфликт как такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Каждая из конфликтующих сторон или личностей считает себя правой и решительно вступает в борьбу за свои интересы. Конфликты возникают на почве противоположности интересов и социальных установок людей. Конфликт требует обязательного решения, без чего немыслима нормальная работа и жизнь социальной группы, коллектива.
Глава 2 Исследование конфликтных ситуаций и факторов, оказывающих влияние на развитие конфликтов в ОАО Агрофирма «Ливенское мясо»
2.1 Общая характеристика деятельности и системы управления предприятием ОАО Агрофирма «Ливенское мясо»
ОАО Агрофирма «Ливенское мясо» является интеграционным объединением агропромышленного комплекса в Орловской области.
Акционерное общество открытого типа мясоптицекомбинат «Ливенский» было переименовано 29 апреля 1992 года решением администрации г. Ливны под названием ОАО Агрофирма «Ливенское мясо», путем слияния 5 акционерных обществ:
- акционерное общество открытого типа мясоптицекомбинат «Ливенский»;
- акционерное общество закрытого типа комплекс по производству свинины «Ливенское» создано путем преобразования в процессе приватизации Ливенского комплекса по откорму свиней, который был построен на долевом участии колхозов Ливенского района. Проектная мощность 12000 голов. Начал свою деятельность с 1970 года;
- акционерное общество закрытого типа по откорму крупного рогатого скота «Ливенское»;
- сельскохозяйственное предприятие «Весна»;
- сельскохозяйственное предприятие «Новый путь».
Предприятие ОАО Агрофирма «Ливенское мясо» расположено по адресу: Орловская обл., г. Ливны, ул. Титова, 2. ОАО Агрофирма «Ливенское мясо» располагается в особой экономической зоне регионального уровня агропромышленного типа. В настоящее время является действующим участником в аграрном рынке.
Собственность, находящаяся во владении предприятия, является частной. Она реализуется в уставном капитале, который составляет 53038 тыс. руб. и материализуется в зданиях, сооружениях, машинах, оборудовании, транспортных средствах, продуктивном скоте, объектах социально-культурного назначения в продукции и товарах, денежных средствах, учитываемых на балансе предприятия.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов равна 373310 тыс. руб. Из них 6911 тыс. руб. составляют здания и 312508 тыс. руб. – машины и оборудование.
Миссия ОАО Агрофирмы «Ливенское мясо»:
- быть членом промышленного сообщества;
- стремиться улучшить социальную жизнь людей;
- высокая производительность;
- изготовление доступных и качественных мясных и колбасных изделий.
Таким образом, ОАО Агрофирма «Ливенское мясо» стремится делать жизнь лучше, предлагая потребителям только качественные и полноценные продукты.
Целью создания и деятельности общества является извлечение прибыли и укрепление финансово-экономического состояния мясных отраслей животноводства и кормопроизводства, промышленной переработки скота и реализации мясных, продуктов на основе интеграции материальных и финансовых ресурсов акционеров и привлечения инвестиций.
ОАО Агрофирма «Ливенское мясо» осуществляет следующие виды деятельности:
- заготовку, производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
- переработку скота и птицы;
- выработку мяса, субпродуктов, колбасных изделий, полуфабрикатов и сопутствующей продукции, получаемой при переработке скота;
- закупка молодняка и откорм КРС;
- производство и реализация товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения;
- торговую, торгово-закупочную, посредническую, закупочную, сбытовую, в том числе путем создания сети торговых баз, магазинов, коммерческих баз.
ОАО Агрофирма «Ливенское мясо» выпускает колбасную продукцию, делящуюся на следующие группы: вареные колбасы, сосиски, сардельки, полукопченые колбасы, варено-копченые колбасы, сырокопченые колбасы.
Для производства продукции на предприятии имеются:
- Колбасно-кулинарный цех, включая следующие отделения: кулинарное; обвалочное; шприцовочное; обжарка; экспедиция.
- Цех переработки и хранения, он включает в себя подразделения: база приемки скота; отделение первичной переработки скота; кишечное отделение; жировое отделение; шкуропосолочное отделение; отделение технических фабрикатов.
- Холодильник.
Для обслуживания основного производства на предприятии имеются: механическая служба; служба энергетика; компрессорное отделение; котельное отделение; автопарк.
ОАО Агрофирма «Ливенское мясо» полностью обеспечена инженерными сооружениями: электроснабжение осуществляется от подстанции ТП – 630 КВА; хозяйственно-питьевое водоснабжение обеспечивается от действующей артезианской скважины; хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды поступают в очистные сооружения мясоптицекомбината, а затем на городские очистные сооружения; производственно-оборотное водоснабжение обеспечивает котельная.
Стратегия Агрофирмы заключается в осуществлении долгосрочных инвестиций. В рамках этой стратегии Агрофирма активно вкладывает средства в производство, разработку продуктов, отвечающих вкусам и традициям, а также использует местное сырье и компоненты. Таким образом, Агрофирма соединяет опыт и лидерство в пищевой индустрии с потребностями потребителей. Стратегия Агрофирмы направлена не только на укрепление и модернизацию производственной инфраструктуры предприятия, и внедрение новых технологий в производство. Агрофирма также стремится быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами. Кроме того, Агрофирма вкладывает средства в обучение и повышение квалификации сотрудников.
Организационная структура управления Агрофирмы имеет ряд особенностей (приложение 1).
Как видно из структурной схемы в ОАО Агрофирме «Ливенское мясо» существует 9 функций управления: планирование, закупки, маркетинг, механообеспечение, электрообеспечение, разработка проектов, производство, контроль качества, управление кадрами.
К основным функциям относятся:
- Закупки – отвечает за закупки и распределение продуктов (ингредиентов).
- Маркетинг – отвечает за изучение потребительского рынка и сбыт готовой продукции.
- Производство – отвечает непосредственно за производство продукции.
К обеспечивающим функциям относятся:
- Механообеспечение – осуществляет контроль за работой производственных линий, обеспечивает наладку технологического оборудования, проведение всех видов ремонта технологического оборудования, а также монтаж нового и демонтаж устаревшего оборудования;
- Электрообеспечение – отвечает за бесперебойное снабжение Агрофирмы электроэнергией, проводит планирование и осуществляет ремонт энергетического оборудования, разрабатывает и осуществляет мероприятия по реконструкции, технологическому перевооружению и перспективному развитию энергетического хозяйства;
- Разработка проектов – осуществляет разработку и последующее внедрение новых производственных линий, занимается внедрением в производство новейших достижений науки и техники; кроме этого, занимается вопросами механизации и автоматизации производственных процессов, следит за соблюдением установленной технологии и отвечает за совершенствование выпускаемой продукции;
- Контроль качества – осуществляет контроль за комплексностью и качеством готовой продукции, разрабатывает предложения по предупреждению и уменьшению брака, организует контроль за качеством поступающего на предприятие сырья.