Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Теоретические основы понятия «менеджмент»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управление – это неотъемлемая часть, очень важный механизм любой организации. Но управление можно рассмотреть не только как некий вид деятельности, но и как целую науку.

Любая наука основывается на использовании исторического опыта. Делается это с целью избежания повторения ошибок, усовершенствования различных аспектов и тд. Как и любая наука, управление интересуется прошлым, настоящим и будущим. Знание прошлого способствует лучшему пониманию настоящего, что, в свою очередь, позволяет спрогнозировать будущее развитие.

Управление, как род деятельности, так и наука появился не сразу. Когда древние люди стали жить группами, у них появилась потребность в организации их деятельности. На начальных этапах, пока объединенные группы людей были малы, всеми сферами управлял один человек, или, как тогда значилось, вождь той самой группы. И уже непосредственно по мере развития и разрастания этих групп, а также усложнения их выполняемых функций, появилась нужда в введении разделения труда и дифференциации функций.

Изучение истории управленческой деятельности сейчас наиболее актуально, так как, изучая опыт прошлого, отслеживая эволюцию, можно прийти к пониманию и осознанию истинной сущности данного рода деятельности.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Менеджмент ориентирует организации на удовлетворение потребностей рынка, на повышение эффективности производств, на свободу принятия решений и тд. Имея данные цели, менеджеры, как специалисты своей деятельности, формируют структура организации/фирмы/предприятия, которая в свою очередь обеспечивает оптимальные условия для реализации собственных стратегических действий фирмы. Менеджмент можно рассмотреть, как род деятельности, как искусство, как систему, как аппарат. Но в данной курсовой работе менеджмент будет рассматриваться именно как наука.

Основываясь на выше сказанном, целью данной курсовой работы является изучение менеджмента как социально-исторического явления, его сущность, этапы и периоды эволюции, а также основные тенденции и перспективы развития.

Для достижения вышеупомянутой цели необходимо перейти к выполнению следующих задач:

  1. Изучить теоретические основы понятия «менеджмент»;
  2. Изучить историю менеджмента, его этапы и периоды;
  3. Проанализировать роль кадровой службы в менеджменте.
  4. Рассмотреть менеджмент на примере компании.

Объектом исследования в данной курсовой работе является компания ООО «ПРОМХИМРЕЗИНА».


А предметом исследования в данной курсовой работе являются направления и тенденции развития менеджмента на примере компании ООО «ПРОМХИМРЕЗИНА».

В ходе исследования были использованы следующие методы:

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь включают в себя параграфы, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы понятия «менеджмент»

1.1. Сущность и содержание понятия «менеджмент»

Термин «менеджмент» (MANAGEMENT) американского происхождения не имеет перевода на русский язык дословно, но имеет слово-аналог «управление», которое хоть и отражает общую сущность, но не в полной мере соответствует действительности. Понятие «менеджмент» произошло от английского «manage», что переводится как руководить, управлять, стоять во главе.

Понятие «управление» намного шире понятия «менеджмент», так как захватывает многие виды человеческой деятельности в различных ее сферах. Чего нельзя сказать о понятии «менеджмент» - оно же затрагивает исключительно социально-экономические процессы на уровне предприятий, фирмы, организаций, корпораций.

В настоящее время понятие «менеджмент» употребляется для рассмотрения нескольких понятий. Например, как:

- вид деятельности;

- область знаний (наука);

- искусство;

- система;

- процесс;

- аппарат.

Несмотря на различные подходы к рассмотрению понятия «менеджмент» все же существуют некоторые общие черты в его определении:

- наличие целей в управлении;

- особый интеллектуальный характер указанного вида деятельности;

- управление имеет место только в организации;

- менеджменту присуща совокупность основных процессов управления: планирование, организация, руководство и контроль.

В современной теории существует несколько точек зрения содержания менеджмента (см. рис 1.1):

Рисунок 1.1 — Теории менеджмента

Менеджмент как категория людей представляет собой некий социальный слой людей, группу, которые осуществляют управление. Менеджер – это в первую очередь руководитель, занимающий постоянную должность, который наделен полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности предприятия.


В зависимости от уровня управления различают:

- руководителей высшего звена;

- руководителей среднего звена;

- руководителей низшего звена.

Руководителей высшего звена обычно называют генеральными менеджерами или топ-менеджерами.

Руководителей среднего звена иногда называют младшими начальниками. Они готовят информацию для принятия решений на высшем уровне управления, после чего принятые решения доводят до нижестоящих должностей в виде определённых заданий.

Руководители низшего звена отвечают непосредственно за выполнение этих самых производственных заданий, за отчётность за ход производства перед средним звеном. Они напрямую взаимодействуют с рабочими, которые занимаются производством той или иной продукции. Низовое звено иначе называют техническим уровнем управления

Менеджмент как аппарат управления представляет собой некий орган управления организацией/предприятием. То есть это некоторая организационная структура, действия которой направлены на управление той или иной организацией, регионом, страной. А главной задачей этой структуры является координации и рационализации использования ресурсов предприятия для достижения ее целей.

Менеджмент как наука и искусство управления представляет собой самостоятельную область знаний. Объектом такой точки зрения является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности. А предмет изучения научного менеджмента – наиболее значимые закономерности, свойства.

Менеджмент как процесс управления представляет собой интеграционный процесс, который предполагает выполнение определенных функций, например, таких как формирование организации и управление ими путём постановки целей и разработки способов их достижения. Для реализации той или иной функции применяют различные методы.

Также менеджеров можно рассмотреть по характеру их деятельности: линейные и функциональные.

Таким образом сущность и понятие менеджмент может быть раскрыто такими аспектами, как:

- способ, манера общения с людьми;

- власть и искусство управлять кадрами;

- особые умения и административные навыки;

- орган управления, административная единица.

1.2. Функции и виды менеджмента

Классификация основных функций был разработан еще в начале ХХ в ученым Анри Файолем, которая актуальна и по сей день:


Рисунок 1.2 — Функции менеджмента

Начнем наш анализ основных функций с рассмотрения, пожалуй, самой главной – организации.

Организация, или создание организационных структур, именно как функция менеджмента представляет собой создание такой системы, при которой каждый сотрудник предприятия обязан знать свои должностные обязанности и непосредственно выполнять их , а также быть готов к неожиданным ситуациям, то есть знать, как ему поступать в определенных критических моментах. В силу исчерпаемости человеческих ресурсов, вполне понятно, что лишь в очень маленькой компании начальник может контролировать каждого сотрудника. Что невозможно сделать в условиях огромного предприятия. Именно поэтому уже давно придумана и введена в пользование иерархическая структура организации труда.

Из функции организации вытекает следующая – руководство. При данной функции менеджер с помощью определенных указов, предписаний и распоряжений доводит необходимую информацию до подчиненных и делает все возможное для реализации поставленных задач этими же сотрудниками. Сами указы и распоряжения могут следующих видов: устные, письменные, а также доведенные до подчиненных с помощью электронной почты.

Еще одной неотъемлемой функцией менеджмента является прогнозирование и планирование. Давайте же разберемся по отдельности в каждом из этих определений.

Прогнозирования – это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии. Другими словами это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. А планирование – это оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность, связанная с постановкой целей и действий в будущем. В процессе планирования выделяют несколько этапов:

  1. Целеполагание (формулировка целей);
  2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей;
  3. Составление перечня необходимых действий;
  4. Составление программы работ (плана мероприятий);
  5. Анализ ресурсов;
  6. Анализ разработанного варианта плана;
  7. Подготовка детального плана действий;
  8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

И как бы то ни было, в работе любого менеджера два этих понятия очень тесно взаимосвязаны.

Следующей функцией менеджмента будет названа функция координации. Согласованность деятельности менеджеров того или иного предприятия является очень важным условием успешности и продуктивности этого самого предприятия. Все действия менеджеров должны не только не противоречить друг другу, а вовсе взаимодополнять друг друга и вести предприятие к достижению поставленных целей и задач.


Последней функцией менеджмента по количеству, но не по значимости, обозначим функцию контроля. К сожалению, никакой идеально продуманный план не будет реализован также идеально. Для достижения поставленных целей и максимально «идеальному» выполнению выстроенного плана как раз таки и необходима данная функция – функция контроля. Также стоит упомянуть такое понятие, как контроллинг. Контроллинг - это инструмент менеджера, но сам по себе он не может обеспечить успех предприятия и не может освободить менеджеров от функций управления.

Теперь перейдем к рассмотрению видов менеджмента. Признают такие, как:

- Общий;

- Функциональный;

- Нормативный;

- Стратегический;

- Оперативный.

Теперь с каждым по порядку. Общий (генеральный) менеджмент представляет собой управление деятельностью предприятия в целом или отдельных его хозяйствующих частей.

Функциональный (специальный) менеджмент – это управление определенными специализированными сферами деятельности организации, ее звеньев. В любой организации общий и функциональный менеджмент тесно связаны, дополняя друг друга и функционируя вместе.

Нормативный менеджмент включает в себя разработку и реализацию политику организации, а также определение позиции организации в конкурентной среде.

Стратегический менеджмент представляет собой разработку стратегий и планов, их распределение для формирование потенциала успеха организации.

Оперативный менеджмент отвечает за разработку тактических и оперативных мер, сущность которых направлена на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Подводя итог хочется отметить, что менеджмент именно как управленческий процесс имеет свои специфические функции, которые напрямую связаны с тапами и целями управления, и может быть разделён на различные виды, которые зависят от поставленных задач.

1.3. Развитие менеджмента

Развитие менеджмента (как в теории, так и в практике) представляет собой единый сложный процесс формирование менеджмента, который является составляющей экономических отношений, производства, торговли и жизни в общем.

Появление менеджмента, как и любой науки имеет свои предпосылки. Если рассматривать социально-экономическую сферу жизнедеятельности, то можно вынести следующие факторы, которыми обусловлено возникновение данной науки:

  1. Развитие реального общественного и затем промышленного производства;
  2. Появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
  3. Развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).