Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Объекты управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рыночная экономика - социально ориентированная хозяйственная система, которая дополняется государственным регулированием.

Финансы - инструмент экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств.

Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что изучение функций финансов необходимо для реализации эффективной финансовой деятельности, управления финансами, повышения финансовой грамотности.

Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. Так же финансы являются средством стимулирования развития государства и общества в нужном, в каждый данный период развития, направлении.

Финансовое управление представляет собой одно из самых перспективных направлений в экономической нaуке. Оно сочетает в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учёта, анализа, так и практические подходы.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово – бюджетной политики, налоговой, валютной, денежно – кредитной политики; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении управления финансами России, обозначение путей его совершенствования.

А также изучить, как осуществляется управление финансами в Российской Федерации.

Рассмотреть структуру органов управления государственными финансами, финансовое регулирование социально – экономических процессов, финансовый контроль.

Изучить внедрение автоматизации управления финансами на предприятии по программному комплексу S-Finance. 

Объект исследования – финансы и управление финасами РФ.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы известных авторов, исследующих вопросы управления финансами.

В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.


Выводы обосновывались по анализируемым показателям. Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Основные задачи и методы управления финансами

1.1 Сущность управления финансами

Система финансов Российской Федерации – это сферы и звенья финансовых отношений и связанные с ними денежные фонды, и органы управления финансами в РФ.

Управленческая финансовая деятельность подчиняется целям и задачам финансовой политики, финансовому и связанному с ним законодательству. В управлении участвует государственная власть и органы местного самоуправления.

Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, то есть управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимают совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели.[1]

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Основными методологическими принципами управления финансами является:

  • · зависимость от конечной стратегической цели,
  • · макроэкономическая сбалансированность всех отраслей экономики,
  • · соответствие интересам всех членов общества,
  • · использование экономических законов,
  • · учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Финансовую систему отдельных субъектов хозяйствования или целого государства можно сравнить с кровеносной системой человека. Она охватывает все сферы жизни общества и напрямую влияет на ее состояние. Кроме того, изменение финансового положения одного субъекта моментально сказывается на всех остальных субъектах, вступивших с ним в отношения. На макроэкономическом уровне финансовые кризисы приобрели общемировой масштаб вследствие процессов глобализации и интеграции. Например, кризис 2008 начался на внутреннем рынке США, а затем перекинулся на соседние страны. Постепенно он привел к общему экономическому спаду. Финансовый менеджмент представляет собой инструмент создания стабильности и поддержания финансовой устойчивости субъекта хозяйствования. Он включает в себя комплекс мероприятий, направленных на увеличение финансового результата и повышения общей эффективности работы экономической структуры. С его помощью осуществляется управление бюджетом страны, денежными средствами реального сектора, а также личными финансами отдельных индивидов. Финансовый менеджмент решает две задачи: занимается поиском новых источников дохода; диверсифицирует источники размещения денежных средств. Он включает в себя этапы проведения предварительного анализа, разработку и внедрение плана, включающего в себя стратегические, тактические и оперативные цели. Так же в его сферу деятельности входит организация обратной связи, проведение постоянного мониторинга и контроля, внесение своевременных корректировок. Полученные данные могут быть использованы для оптимизации работы в сфере финансов, а также применяться для управления экономическими и социальными процессами.[2]

В управление финансами выделяют объекты и субъекты управления.

1.2 Объекты управления

Объектами финансового управления выступает весь комплекс отношений, складывающихся относительно формирования, распределения и применения резервных фондов частных субъектов или государственного бюджета. Если говорить о государственной части финансов, то она включает в себя: Внебюджетные фонды. Государственный бюджет. Государственный кредит. Внебюджетные фонды представляют собой накопления денежных средств силами федеральной и региональной власти. Они используются для целей, не предусмотренных государственным бюджетом. Сами внебюджетные фонды являются самостоятельными организациями, которые имеет строго целевое предназначение. Одним могут заниматься решением социальных вопросов, другие представлять интересы отраслевого и межотраслевого производства. Государственный бюджет, прежде всего, оплачивает услуги власти. Кроме того, он используется для достижения определенных целей и задач в рамках внутриполитической деятельности. В основе федерального бюджета России, например, лежит прогноз социально-экономического развития государства. То есть, применение государственного бюджета, как правило, следует стратегическому плану. Государственный кредит описывает ту часть финансовых отношений, которая складывается между исполнительными органами государственной власти и частными субъектами хозяйствования. Он применяется, как один из источников финансирования бюджета. Государство выпускает долговые обязательства, которые продаются на фондовом рынке. Частные резервные фонды представляют собой совокупность финансовых средств субъектов хозяйствования. В рамках рыночных экономических отношений каждый субъект самостоятельно определяет источники формирования резерва, принципы его распределения и практического применения. К объектам управления финансами так же относятся личные средства отдельных домашних хозяйств. У человека могут быть сбережения, а также средства, которые используются для удовлетворения собственных потребностей. Индивид самостоятельно определяет принципы использования личных финансовых средств.[3]


1.3 Субъекты управления

В России на общегосударственном уровне субъекты управления финансами осуществляют законотворческую деятельность, а также реализуют исполнение принятых решений на практике.

К этим субъектам относятся Президент РФ, Правительство, Федеральное собрание. Непосредственными исполнителями принятых распоряжений и законов становятся Министерство финансов, а также Федеральные налоговая и таможенная службы. На региональном и муниципальном уровне существует своя иерархия органов финансового управления. Например, это может быть законодательное собрание муниципального субъекта. Если говорить об отдельных предприятиях или индивидуальных предпринимателях, то их финансовая деятельность определяется уставными документами, а также организационно-правовой формой. Каждый индивид так же может быть субъектом финансового управления, осуществляя менеджмент собственных средств. В России главным исполнительным и контролирующим органом управления финансами выступает Министерство финансов России. В его обязанности входят: Финансовое планирование для всей экономики в целом, а также для отдельных отраслей. Осуществление методического руководства. Разработка бюджета на федеральном уровне. Составление консолидированного бюджета. Контроль и отчетность использования федеральных бюджетных средств.

1.4 Основные методы и формы управления финансами

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного долга, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.[4]

Выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:

- финансовое планирование;

- прогнозирование;

- программирование;

- финансовое регулирование;

- финансовый контроль;

- принятие финансового законодательства;

- система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Финансовое планирование — это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.


Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов.

Финансовое программирование — метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

- для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

- повышения эффективности расходования государственных средств;

- прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы. Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества.

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность уполномоченных органов по проверке соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития государства.

Управление финансами регулируется высшими законодательными органами через принятие фин. законодательства, утверждение гос. бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.

Основные методы мобилизации финансовых ресурсов гос-вом: налоги, кредит, страхование. Налог– обязательный, безвозмездный денежный платеж, взимаемый гос-вом с организаций и ФЛ. Кредит– предоставление ссуды кредитором заемщику в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности за опр. вознаграждение (в форме процента за пользование кредитом), где кредиторами и заемщиками выступают ЮЛ и ФЛ, гос. органы управления, правительство. Страхование – отношения по защите имущественных интересов ФЛ и ЮЛ при наступлении опр. событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Управление финансами - это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами. Управление финансами находится в тесной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, с действующим финансовым механизмом. В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм. Это нашло выражение прежде всего в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу. Изменились межбюджетные отношения. [5]