Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Объекты управления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основные задачи и методы управления финансами
1.1 Сущность управления финансами
1.4 Основные методы и формы управления финансами
Глава 2. Органы управления финансами в РФ
2.3 Федеральное казначейство РФ
2.4. Государственный таможенный комитет России
Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов. Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (государственном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий. Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов Национального банка Республики, а на основе выпуска государственных ценных бумаг. С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования.
Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах. С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды. Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования). Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Государственная налоговая служба, Счетная палата и др.). Все это не могло не отразиться на процессе управления финансами.
Этот процесс осуществляется в первую очередь учреждениями, относящимися к представительным и исполнительным органам власти. Представительными органами власти, участвующими в процессе управления общественными финансами, являются государственная, республиканские, областные, городские, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения. Исполнительные органы власти в лице Правительства РК, территориальных администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов, ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.
Основные функции управления государственными и финансами Управление финансами – сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.
В процессе управления финансами органами управления осуществляются следующие функции:
- финансовый анализ;
- финансовое прогнозирование;
- планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;
- оперативное регулирование финансов;
- контроль за состоянием финансов;
- учет финансовых ресурсов. Финансовый анализ призван формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации и проявившихся тенденций, выявления проблем.
Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную документацию, отчетность. В ходе финансового анализа широко используются методы аудита. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребностей финансовых процессов в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку финансового планирования. В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов, и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов.
Финансовое планирование предусматривает составление среднесрочных и текущих планов образования и использования финансовых ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов, бизнес-планов. Оперативное регулирование финансами осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспределения, изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач.
Оперативное управление финансами включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми документами.
Финансовый контроль предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и целевого использования. Контроль за состоянием финансов, ходом финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления финансами информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов.
Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы.
Методы управления государственными финансами В управлении финансами сочетаются:
- административно-распорядительные методы, основанные на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств;
- экономические методы, базирующиеся на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.
В условиях централизованно управляемой экономики главенствующее место в управлении финансами принадлежит административно-распорядительным методам, тогда как рыночной экономике присуща высокая степень децентрализации управления финансовыми ресурсами.
Однако значительная централизация управления финансами наблюдается и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный бюджет и местные бюджеты. Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов. Применение экономико-математических методов и моделей, использование компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами.[6]
Выводы по 1 главе
Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.
Глава 2. Органы управления финансами в РФ
2.1 Счетная палата
Высший постоянно действующий орган внешнего государственного контроля Российской Федерации. Действует на основе Федерального закона 41-ФЗ, который содержит общие положения о данном органе, его составе и структуре, описывает содержание деятельности, функции, полномочия, обеспечение, а также организацию работы Счетной палаты.[7]
Счетная палата в течение 2019 - 2021 годов, как и прежде, ставит целью выполнение задач, определенных Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты в период с 2019 по 2021 год в своей работе будут ориентироваться на проведение стратегического аудита (в том числе проведение мероприятий в целях мониторинга и оценки достижения национальных целей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ от 7 мая 2018 г. N 204), будут проводить мероприятия по оценке хода реализации национальных проектов и государственных программ Российской Федерации, а также по оценке достаточности утвержденных проектов и программ для достижения национальных целей, выработке рекомендаций по расширению возможностей достижения показателей национальных проектов с учетом результатов стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита. Фокусом будет являться трансформация финансового аудита путем использования информационно-технологических и программных инструментов анализа данных.
Приоритетами Счетной палаты на 3 года будут являться повышение качества управления государственными финансами, обеспечение достоверности бюджетной отчетности, устранение выявленных системных нарушений. Акцент будет сделан на формулирование по итогам проведенных мероприятий рекомендаций по повышению эффективности расходования средств государственного бюджета, а также рекомендаций, направленных на содействие развитию системы государственного управления.
Все направления деятельности в течение указанного периода будут использовать риск-ориентированный подход при планировании и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с учетом лучших практик высших органов аудита иностранных государств и аудиторских организаций коммерческого сектора, что позволит повысить качество результирующих документов и эффективность использования ресурсов направлений деятельности.
Каждое направление деятельности при формировании плана работы Счетной палаты должно ориентироваться на формирование ожидаемого результата (тематики), который может оказать существенное влияние на экономическую ситуацию в стране или определенной отрасли, привлечь общественное внимание, а также содействовать принятию мер по устранению выявленных недостатков и нарушений. Указанные результаты (тематики) определяются направлениями деятельности и являются обоснованием для формирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на плановый год.
Счетная палата обеспечивает информационную открытость своей работы и доводит информацию о результатах контрольной, экспертно-аналитической и другой деятельности до заинтересованных сторон. Следствиями являются рост узнаваемости Счетной палаты и осведомленности о ее деятельности среди целевых аудиторий, рост оценки ее деятельности как эффективной, рост восприятия Счетной палаты как общественного института за счет обновления линейки коммуникационных продуктов, публикация всех отчетов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и содействие публичному обсуждению результатов деятельности Счетной палаты.
Также в 2019 - 2021 годах планируются повышение роли Счетной палаты как глобального центра компетенций в сфере аудита государственного управления в период председательства России в ИНТОСАИ и участия в совершенствовании международных стандартов государственного аудита, информирование органов законодательной и исполнительной власти, общественности и экспертного сообщества о результатах проведенных мероприятий.[8]
Основой для развития Счетной палаты будет являться стратегическое управление и изменение внутренней системы управления.
Основными результатами в трехлетнем периоде будут:
- внедрение полного цикла стратегического управления, включая разработку и корректировку стратегии, измерение достижения стратегических целей, внедрение инициатив по реализации стратегии;
- внедрение системы проектного управления в Счетной палате как инструмента решения нестандартных задач и реализации стратегических инициатив;
- внедрение системы показателей результативности деятельности Счетной палаты как механизма оценки достижения целей и задач Стратегии развития Счетной палаты.
2.2 Министерство Финансов РФ
В ведении Минфина РФ находится 5 основных подразделений: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральное казначейство. Следят и за таможенниками: как начисляются и взимаются платежи и пошлины, определяется стоимость товаров и транспортных средств.
С точки зрения права, Минфин РФ относится к исполнительной власти. По сути, это главный казначей России, основная задача которого изыскать и правильно распределить имеющиеся ресурсы для выполнения обещаний законодательной власти.