Файл: Юрта традиционное жилище тувинцев 5 1 Строение юрты 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сыртык) из кожи, реже – из ткани. Её лицевая сторона, обращенная к центру жилища, была плоской, из прямоугольной дощечки, декорированной кожей либо тканью. Подушечка служила для хранения мягких вещей, которые вкладывали через боковую прорезь. Одеяло (чоорган) было сшито из меха или шкуры.

Сравнительно легкие парные ящики – сундуки аптара с откидывающейся вверх крышкой служили также украшением жилища, так как их передние стенки покрывала пышная узорная роспись.

Маленький ребёнок находился в деревянной колыбели (кавай), декорированной обычно резными узорами, игравшими роль охранительных символов и благопожеланий младенцу. Колыбели подвешивали к верхней части жилища, у изголовья кровати, на крюке – деревянном, роговом или металлическом, также с узорами или мелкой пластикой того же назначения.

Среди нескольких деревянных сосудов, стоявших на левой половине юрты, непременно были небольшие деревянные ведёрки цилиндрической формы – хууң, служившие подойниками, а также для хранения воды. Их выдалбливали из цельного куска тополя или березы, причём в западных районах их дно делали из нескольких слоев бересты, которую прибивали деревянными гвоздиками, в восточных же – вставляли деревянное дно.

Не было семьи, утварь которой не включала бы долбленные деревянные ступки (согааш или соктааш) для измельчения соли, чая, зерна. Их размер зависел от назначения: для зерна предназначалась одна, сравнительно большая ступка (до 0,5 ми более высотой) из лиственницы, а для чая и слои – две значительно меньших (высотой 25-30см) из берёзы.

В юртах берёзовые цилиндрические долбленые бочки доскаар предназначались для кисломолочного напитка хойтпак и кумыса, достигавшие высоты около 1 м., но для хранения, особенно перевозки кумыса и молочной водки (арага) тувинцы-кочевники пользовались горизонтальными деревянными бочонками доора хууң значительно меньшего размера. Их поперечные стенки из тонкого дерева или бересты прибивали гвоздями. В верху сосуда, на месте короткого сучка делали вертикальный слив. Такие сосуды длиной от 40 до 100-120 см были особенно удобными при перекочёвке. В каждой семье непременно имели несколько деревянных мисок –чашек (аяк) для еды, чая, кумыса, которые хранили в цилиндрах (аяк хавы) из прутьев, стянутых деревянными обручами, или в специальных мешочках из войлока. Впрочем, богатые скотоводы предпочитали привозные фарфоровые китайские чашки. Отправляясь в путь, всадник вёз чашку за пазухой халата.Араку пили не только из аяков, но и из
чарок (дашка). Для разлива чая служили высокие кувшины (домбу, хоо) – медные и деревянные.

Деревянные блюда деспи овальной или прямоугольной формы, с загнутыми по краю бортиками и четырьмя короткими ножками либо без них делали из одного куска дерева при помощи тесла и ножей с прямым и искривленным лезвием (блюда имели длину 20-45см, ширину 20-25 см, высоту бортика около 3 см, высоту ножек 2-10см). в деспи гостям подавали мясо. В начале 20 века деспи начали быстро выходить из употребления. Лишь у наиболее богатых имелись для угощения металлические блюда (тавак), преимущественно серебряные, а также небольшие фарфоровые тарелочки (була) для печенья.

Среди утвари, сшитой из кожи и шкур животных, были большие кожаные вьючные парные сумы (барба и таалың), изготовлявшиеся из выделанной кожи домашних и диких животных. При перевозке их вьючили на волов, лошадей или верблюдов по обе стороны грузового седла.

Для хранения и перевозки жидкостей использовали сшитые из бычьей или коровьей кожи сосуды. Кисломолочный напиток хойтпак хранили в больших трапециевидных бурдюках кѳгээр в виде мешка. Такой сосуд вмещал до 200 л.

Кумыс и араку хранили в сшитых из копченой кожи орнаментированных плоских флягах көгээржик. Они имели высокое горло и округлое тулово с овальным низом и несколько спрямленными либо приподнятыми по краям плечиками. Были и сосем небольшие фляги хойлаарак, которые носили за пазухой, причем самые маленькие имели высоту около 5см.

Во многих семьях имели также бурдюки аржымак, выкроенные из двух обработанных цельных шкур, снятых с задних ног быка. Их сшивали особым двойным швом с кожаной прокладкой, в узкой части затыкали деревянной пробкой. Хранили в них напитки – араку и хойтпак. Кумыс и араку перевозили в бурдюках дорзук, которые для поездок привязывали к седлу. Их сшивали особым швом из двух продымленных шкур с задних ног лошадей, затыкали пробками из осины. Дорзук вмещал до 5л и более.

Из овечьих и козьих желудков (хырын), мочевых пузырей (сыңый) и кишок (шөйγндγ) изготовляли сосуды для хранения главным образом масла. Их извлекали сразу же после их забоя животного, тщательно мыли теплой водой, а желудок дополнительно выворачивали, надували и коптили, подвесив в юрте. Сосуды – желудки были разного размера в зависимости от принадлежности взрослой овце или ягненку. Из кожи, войлока, ткани шили небольшие мешочки (хап) различного назначения, которые развешивали на решетках юрты. Для процеживания сыворотки и выжимания творога использовали мешочки

таар из холста.

Металлических вещей среди постоянно использовавшейся утвари было немного – железный таган (ожук) на трёх или чаще на четырёх ножках, нередко декорированный, а также чугунный полусферический котёл (паш) с деревянной крышкой. Нередко железные декорированные таганы и, как правило, чугунные котлы покупали у китайских купцов. Из железа выковывали ножи (бижек), крюки (илбек) для извлечения мяса из котла. Железные щипцы (демир кыскаш) позволяли брать из очага горящие угли, головешки. Медными были ковши (хымыш) для разлива воды и чая.

Заключение



Тувинская юрта – это дом живого огня. Тепло, сухо, чисто, уютно. Неизменный вечный порядок. Чабанская юрта добра, гостеприимна: каждого встретит, согреет, посадит на лучшее место; и всем, и при этом говорят: «Это наша традиция, обычай».

Отсюда можно сделать вывод, что юрта – малый круг, мир собственного бытия! Он становится ближе, понятнее и доступнее человеку. Юрта для тувинца – это исходная точка всего экологического сознания. И наконец, юрта – это маленький своеобразный мир, в котором ярко выражены все атрибуты природы. Это наш язык, культура, традиции, обычаи, обряды, сознание.

Список использованной литературы





  1. Аракчаа, Л.Д. Солнечные лучи как определитель времени в юрте // Тезисы и материалы Конгресса национальных систем образования «Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии». – Кызыл, 2004. - С.133-134.

  2. Биче-оол, С.М. Юрта - пространство женщины и семьи // Тезисы и материалы Конгресса национальных систем образования «Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии». – Кызыл, 2004. –С.134-137.

  3. Вайнштейн С.И. В белой юрте тувинца// Загадочная Тува. – М.: ООО «Домашняя газета», 2009. – С.219-250.

  4. Жилище и убранство // Иллюстрированная этнография Тувы. –Абакан: ООО «Журналист», 2009. – С. 38-48.

  5. Монгуш, О. Тепло милой юрты // Сокровища культуры Тувы. – М., 2006. - С.134-143.

  6. Мурыгина Г. Юрта - древняя и молодая // Тув. правда. – 2012. – 18 авг. - №88. – С.1-2.

  7. Оюн, Л.М. Юрта - великий дар предков // Башкы. - 2012. - №1. - С.   20-23. 

  8. Юрта - модель мироздания// Девять драгоценностей: по итогам проекта «Тос эртине»: фотоальбом. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2011. – С.106-108.