Файл: Юрта традиционное жилище тувинцев 5 1 Строение юрты 5.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Передние стенки аптара были обязательно расписаны красочным орнаментом. Эти узоры служили главным украшением тусклого интерьера жилища, освещаемого солнцем лишь через дымовое отверстие или костром очага. Самое ценное имущество хранилось в аптара. Для почетных гостей имелись специальные небольшие войлочные коврики – олбук, декорированные цветными аппликациями. В целом количество утвари было невелико. Но это были отобранные веками и наиболее необходимые и рациональные для кочевого быта вещи. [4]
В юрте обычно стояла только одна кровать, на ней спали лишь хозяин и хозяйка. Все прочие члены семьи, включая взрослых детей, спали на полу, укрывшись шубами. Там же ночевали и оставшиеся гости. Причем каждый спал в отведенном ему месте.
Каждый тувинец обязан был соблюдать порядок, установленный в отношении места в юрте. Но это не значит, что каждый член семьи не мог ходить по всей юрте. Они передвигались и по другой половине, но спать ложились и садились за еду строго на своем месте. [3]
1.3 Солнечные лучи как определитель времени в юрте
В жизни каждого народа существует определенные накопленные народным опытом знания, передаваемые их поколения в поколение. Они включают сведения о животном и растительном мире, о народных мерах длины, веса, и т.д., о народном календаре. К ним относится и способ определения времени дня по тому, как и когда, освещены солнцем те или иные предметы в юрте. Этот способ связан с рядом хозяйственных работ.
Приведем определение времени дня по предметам юрты.
ДаⱧ адар - рассвет; в это время женщины первыми поднимаются с постели.
ХΥн хараачага турда – солнце стало на дымовой круг на крыше юрты; женщины начинают доить коров.
ХΥн улунга турда - солнце осветило жерди купола крыши; дойка овец, биче дΥш - начало малого полдня
ХΥн дорде – солнце осветило передний угол юрты, напротив входа; скот под присмотром пастухов все еще удаляется от аала.
ХΥн сыртык бажында турда – солнце появилось на изголовье постели, осветив подушку –сыртык; пастухи пасут овец, начинается дΥш – полдень.
ХΥн дожек ортузунда турда - солнце появилось на середине постели; пастухи подгоняют скот к аалу, идут в юрты обедать.
ХΥн бут адаанга турда – солнце вышло за постелью; женщины готовятся к доению скота, привязывают телят, козлят и ягнят у места доения скота; пастух подгоняют дойный скот к юртам; по времени это дΥш эрткен.
ΥлгΥΥрге турда - солнце встало на деревянный шкаф для посуды, женщины доят овец и коз; чΥрΥΥнче кире берген, т.е. солнце ежит к закату.
ХΥн улунга турда - солнце освещает жерди крыши, находящиеся у входа в дверь; в это время начинается доение коров; происходит закат солнца – хΥн ашкан; доение заканчивается с наступлением светлых сумерек – чырык имир; солнце из юрты уже ушло.
Приведенное исчисление своего рода домашние часы, применяли только летом, ибо зимой солнце заглядывало в юрту позднее и ненадолго, и освещение солнцем этих предметов юрты было иным.[1]
До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении тувинских юрт.
Правила запрещали сидеть в следующих позах: дазалап – сидение на полу с прямо вытянутыми и немного раздвинутыми в стороны ногами; бут куспактап олурары – сидение на полу с согнутыми в коленях ногами (так сидели бездетные и осиротевшие); бут баштап олурары - сидение на левой ноге, поставленной на носок, ступня правой впирается в землю; куш олуду олурары - на корточках. [5]
Есть у тувинцев такой обычай: любого человека проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашают в юрту отдохнуть с дороги, подносу в первую очередь пиалу горячего чая с молоком. В народе говорят: «Акты амзадыр - аяк эрнин ызырар» - «Белую пищу попробовать – пиалу слегка пригубить». Это еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина юрты к гостю, которая подносится почитаемая «белая пища» - «ак чем» - цвета молока.
Не случайно юрту покрывают в белый цвет. символизировавшего достаток и счастье людей, живущих в ней.
Не принято (не рекомендуется):
- Без спроса хозяев входить в юрту.
- Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.
- Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи.
- Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину.
- Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.
- Самовольно садится на почетной стороне без приглашения.
- Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.
- Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.
- Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;
- Нельзя свистеть - это сигнал, созывающий злых духов.
- Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.
- При застолье гости не имеют права менять свои места.[5]
Юрта продолжает и по сей день оставаться незаменимым типом жилища чабанов не в силу привычки и традиций, а в силу своей универсальности. Юрта легка, удобна и транспортабельна. Внутренний интерьер юрты весьма практично приспособлен для кочевого уклада жизни. Нет ничего лишнего и, в то же время, есть все для жизнедеятельности семьи, в то же время, есть все для жизнедеятельности семьи.
Юрта была и остается главным жилищем тувинца. На государственном празднике животноводов - Наадым каждый год лучших животноводов награждают новой юртой. А еще каждый на Наадыме проводится конкурс на лучшую юрту. В местечке Тос-Булак разбивают юрточный городок. Юрта в эти дни становится одним из героев праздника. В ней гостеприимно встречают гостей, «настаивают хойтпак», на крышах юрт сушат курут – творог.[6]
В годы перехода кочевников на оседлость многие считали, что юрты является символом прошлого, что она вот-вот должна уйти и имеет право остаться в экспозиции в музее. Но жизнь показала, что это ошибочный прогноз. Но юрты как вид сохраняются. Ранее в районах не находилось достаточного количества больших и красивых юрт, оснащенных всей необходимой утварью и мебелью. Сейчас их мастерят на тувинских предприятиях, организовано промышленное производство не только юрт, но и мебели к ним.[2]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что юрта это яркий символ кочевого мира, совершенно уникальный мир. Она служила не только жилищем, но и прекраснейшим примером трудолюбия, таланта, сообразительности наших предков. Воспитывались многие поколения в юртах уважению, к труду, любви к родителям, старшим, родине, беречь и любить природу. У тувинцев исконная культура, традиции, обычаи.
Глава 2.Традиционная жилище тувинцев
2.1 Быт и традиции тувинцев
Наиболее распространенным типом жилища во всех районах Тувы, за исключением таежных, была и остается разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. В большинстве районов она называется древним тюркским словом «Өг», известным уже в орхонских надписях.
Стены юрты образует деревянный каркас из 6 (или больше) звеньев складной решетки, установленных вертикально по кругу. Крыша — куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных в деревянный круг, служащий одновременно и дымовым отверстием. В зависимости от ширины раздвижения звеньев решетки стены юрты могут быть выше или ниже.
Рис. 1. Сборка традиционной тувинской юрты
Летом, например, стены ставят выше, крыша от этого становится круче, что лучше предохраняет юрту от дождя. Зимой, наоборот, решетки раздвигают больше, стены становятся ниже, а крыша — более сферической, что делает юрту теплее и устойчивей при ветрах. Ориентируют юрту обычно по-древнетюркски — входом на восток.
Рис. 2. Семья арата возле юрты, 1952 г. фото В.П. Ермолаева
Одностворчатая или двухстворчатая дверь устанавливается между звеньями решетки. Юрта покрывается семью кусками войлока определенного размера и поверх перевязывается веревками. Земляной пол застилался войлоком, шкурами, а в настоящее время — досками. В центре юрты на земле находится очаг с железным таганом на трех ножках для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. Юрта не имеет перегородок, правая сторона при входе считается женской — здесь, почти у самой двери, находится кухня, левая сторона — мужская, у двери лежат седла, сбруя, и здесь же держат скот-молодняк в холодное время года. Прямо против входа, за очагом, находится почетный угол (тор), где принимают гостей и сидит хозяин.
Деревянная мебель была и остается приспособленной к перекочевкам: кухонная полка, кровать, шкафчик со створками или выдвижными ящиками для хранения различных мелочей и ценностей, низенький столик, который ставят перед сидящими на полу гостями. В переднем углу у многих, особенно у состоятельных тувинцев, стоят столики с предметами буддийского культа.
Домашняя утварь из дерева, кожи, войлока тоже приспособлена к кочевому образу жизни. Утварь юрты рядового арата состоит из деревянных кадок или больших кожаных сосудов для хранения кислого молока, деревянных ведер и подойников, выдолбленных из ствола тополя, с волосяной дужкой и берестяным дном, прибитым деревянными гвоздями, деревянных больших ступок для толчения зерна и маленьких — для соли и кирпичного чая. Чугунные котлы различных размеров для варки мяса, чая, перегонки кислого молока в араку, ручная каменная мельница, а также деревянные чашки, ложки, блюда, кожаные и войлочные мешки для хранения продуктов и посуды дополняют перечень домашней утвари. Правда, появились и предметы русского производства, фарфоровая и металлическая посуда, бондарные и железные изделия (котлы, чайники, топоры).
Конечно, юрта, ее мебель и утварь всегда различались в зависимости от достатка владельца. Юрта богача была больше, деревянные части ее покрашены. На полу расстилали орнаментированный прочный белый войлок и войлочные ковры с аппликациями, на кроватях, кроме войлоков, лежали меховые одеяла, красивые кожаные или матерчатые подушки-валики. На кухонных полках стояла металлическая и фарфоровая (китайского и русского производства) посуда.
Рис. 3. Юрта бедняка, крытая берестой, 1935 г., фото В.П. Ермолаева
Бедняцкие юрты покрывали коричневым или серым войлоком, служившим до полного износа. Деревянная утварь была бедная и самодельная, на земляном полу вместо войлока лежали куски бересты. Однако и такая юрта была доступна не каждому: многие жили в маленьких конических шалашах-чумах, покрытых ветхим войлоком. Основу таких шалашей составляли палки, связанные вверху в пучок или вставленные в деревянный дымовой круг (хараача), а внизу расставленные по кругу. Называлось такое жилище «боодей».
2.2 Интерьер в юрте
В материальной культуре кочевников центра Азии ничего так зримо не было обусловлено их подвижным образом жизни, как жилище и утварь. Почти каждая обиходная вещь была, действительно, необходима, предельно легка, без труда упаковывалась во вьюк, имела традиционное место в интерьере жилища и всегда была, как говорится, под рукой.
Большая часть утвари тувинцев изготовлялась в условиях домашнего производства из наиболее доступных легких и прочных материалов – кожи, дерева, бересты и шерсти.
Женщины делали часть утвари из войлока – коврики ширтек и олбук , матрасы дѳжек, мешочки хап.
Мужчины изготовляли из дерева в своём хозяйстве кровати, сундуки, колыбели, разборные полки для посуды, сосуды для молока, ступки, крюки-вешалки, корытца и др. Лишь украшенные многоцветной росписью сундуки и декорированные передние стенки кроватей приобретали у ремесленников- столяров, работавших на заказ. Для поделок использовали лиственницу, реже- кедр, а также тополь и берёзу ( в том числе её корень).
Наиболее громоздкими, разумеется, лишь по сравнению с остальными вещами, было низкое деревянное супружеское ложе – кровать –( орун), но и она весила всего несколько килограммов, имея крайне простую конструкцию: на поставленную на ребро доску (длиной около 2 м, высотой от 0,2 до 0,5м) клали поперек дощечки, опиравшиеся одним концом на эту доску, а другим – на коротко обрубленные брёвнышки или деревянные колышки, вбитые в землю; поверх укладывали несколько досок. На неё стелили 4-8 войлочных матрацев в зависимости от обеспеченности семьи. В изголовье лежала подушка (