Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Планирование производства»(Выбор комплекса задач автоматизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность по планированию производства является систематической деятельностью, направленная на расчет и прогнозирование целей и этапов производственного процесса в условиях изменений: расширения товарного ассортимента, внедрения новых продуктов, техники и устранения слабых мест в существующей системе.

Вне зависимости от масштабов деятельности организации, существует ряд факторов, которые являются предпосылками необходимости организации и планирования производства. К таким факторам относятся:

  • Внесение изменений в товарный ассортимент;
  • Создание новых продуктов или услуг;
  • Устранение слабых мест в существующей рабочей системе;
  • Внедрение нового оборудования;
  • Выполнение новых законодательных или тарифных предписаний.

Планирование производственной деятельности организации осуществляется с учетом нескольких из перечисленных факторов. Например, при планировании увеличения мощностей или приобретения запасных частей для устаревшего оборудования, руководитель организации всегда стремится одновременно с этим рационализировать рабочий процесс и улучшить условия труда.

Перед началом процесса планирования производства необходимо наличие достаточного количества ресурсов, а также необходимо проверить полноценность плана в условиях ограничения по времени. В этом случае может потребоваться привлечение дополнительных ресурсов.

В организациях малого и среднего бизнеса необходимо в процессе планирования производства проверять соответствие количества необходимых ресурсов объему проекта. В крупных организациях для планированием производства занимаются специалисты отдела планирования.

Актуальность работы заключается в применении информационных технологий для повышения эффективности процесса планирования производства.

Объект исследования – бизнес-процесс планирования производства.

Предмет исследования – автоматизация процесса управления производства.

Целью работы является проектирование реализации операций бизнес-процесса планирования производства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Выбрать комплекс задач автоматизации.
  2. Охарактеризовать существующие бизнес-процессы.
  3. Описать документооборот, возникающий при решении задачи.
  4. Обосновать проектные решения по информационному обеспечению.
  5. Дать обоснование проектным решениям по программному обеспечению.
  6. Создать и описать информационную модель.
  7. Дать характеристику нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
  8. Охарактеризовать результативную информацию.
  9. Разработать общие положения.
  10. Дать характеристику базе данных.
  11. Разработать структурную схему пакета.
  12. Описать программные модули.
  13. Разработать контрольный пример реализации.

1. Аналитическая часть

1.1 Выбор комплекса задач автоматизации

Процесс планирования производства является важной частью деятельности организации. Как правило, организации производят ограниченное количество видов продукции. При этом в каждой организации используются различные процессы, механизмы, оборудование, трудовые навыки и материалы. Для получения прибыли компания должна организовать все эти факторы таким образом, чтобы производить нужные товары наивысшего качества в нужное время с минимальными затратами.

Входным информационным потоком задачи планирования производства является информация о ресурсах предприятия, к которой относится количество персонала, оборудования и сырья и ассортимента продукции. Выходным информационным потоком будет являться план производства.

Рассматриваемая задачи будет включать в себя процессы сбора и анализа данных о ресурсах организации и составление оптимального плана производства.

Рассматриваемый процесс связан с управленческим учетом, который является поставщиком информации и количестве ресурсов организации. А также с процессом производства, поскольку процесс результатом процесса производства будет выпуск количества продукции, согласно плану производства.

Важность процесса планирования производства в целом для организации обусловлена тем, что необходимо оптимально использовать имеющиеся ресурсы организации для максимизации выручки от продаж товаров.

В процессе планирования производства участвуют специалисты планового отдела. Они осуществляют сбор данных о количестве ресурсов организации от специалистов по управленческому учету, на основании которых рассчитывают оптимальный план производства с помощью экономико-математических моделей.

Результатным показателем процесса является перечень номенклатуры производимых товаров с указанием объемов производства для каждой позиции.

Исходным показателем процесса является перечень ресурсов организации с указанием количества каждого ресурса. В перечень ресурсов организации входят как материальные, так и человеческие ресурсы.

Методом расчета показателей является линейное программирование. Специалистом отдела планирования составляется экономико-математическая модель задачи, в которой указаны ограничения ресурсов организации. Затем составляется функция и с помощью экономико-математического моделирования находится такое количество позиций товарного ассортимента, которое необходимо произвести для получения максимальной прибыли.


Входными документами задачи будут являться отчетные формы управленческого учета, а именно:

  • Отчет о закупках (используется для определения количества ресурсов);
  • Отчет о запасах сырья и готовой продукции (используется для определения количества ресурсов);
  • Анализ динамики показателей прибыли (используется для определения выгодных с точки зрения реализации товарных позиций).

Результатным документом будет план производства.

1.2 Характеристика существующих бизнес – процессов

На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса планирования производства. Управление процессом осуществляется руководителем планового отдела, механизмом процесса является специалист планового отдела. Входным потоком процесса являются данные о ресурсах предприятия. Выходным потоком – план производства.

На рисунке 2 представлена декомпозиция бизнес-процесса.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процесса

Рисунок 2. Декомпозиция бизнес-процесса

Процесс планирования производства начинается с анализа данных о ресурсах организации. Специалист планового отдела осуществляет сбор отчетных форм управленческого учета. На основании данных отчетов управленческого учета формируется список ограничений для математической модели.

Затем сотрудник составляет математическую модель задачи в редакторе MS Excel. В процессе этого вводятся ограничения на ресурсы и строится целевая функция, направленная на максимизацию прибыли организации. Затем редактор MS Excel осуществляет расчет математической модели и выдает оптимальные значения объема производства по каждой позиции товарного ассортимента.

Рассчитанные данные необходимо сформировать в отчетную форму. План производства оформляется в таблицу и передается на подпись руководителю отдела.

Проанализировав бизнес-процессы предметной области можно отметить, что процесс сопровождается высокими временными затратами на анализ данных о ресурсах организации и расчет оптимального плана производства. Несмотря на то, что расчет оптимального плана производства автоматизирован с помощью табличного редактора MS Excel, для его осуществления необходимо составить экономико-математическую модель задачи. Для этого специалисту планового отдела необходимо вручную вводить ряд параметров. Чем крупнее производство в организации, тем больше параметров необходимо ввести. Для снижения временных затрат необходимо спроектировать информационную систему, в которой эти задачи будут автоматизированы.


1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи

Рассмотрим документооборот, возникающий в процессе решения задачи. В процессе документооборота ведутся расчеты, которые отражаются в отчетных документах. Все расчеты ведется на основе данных управленческого учета. Схема документооборота представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема документооборота

Рассмотрим количественные показатели формирования документооборота. Характеристика документооборота представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика формирования документооборота

Характеристика

Отчет о закупках

Отчет о запасах

Анализ прибыли

Математическая модель

План производства

Количество документов в год, шт.

4

4

4

4

4

Количество символов в документе, шт.

30 000

30 000

30 000

1 000

50 000

Частота возникновения в год

1

1

1

1

1

Трудозатраты на обработку в год, ч/час

288

288

288

320

160

На основании характеристики документооборота можно сделать вывод о трудоемкости расчетов процесса планирования производства. Допущение ошибок в расчетах негативно скажется на деятельности предприятия. Особенно это может сказаться на расхождении в количестве необходимых ресурсов.

Для оценки эффективности внедрения информационных технологий в деятельность организации, необходимо оценить объем трудозатрат после внедрения информационных технологий [2]. Характеристика трудозатрат на формирование документооборота после внедрения информационных технологий представлено в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика формирования документооборота после внедрения информационных технологий

Характеристика

Отчет о закупках

Отчет о запасах

Анализ прибыли

Математическая модель

План производства

Количество документов в год, шт.

4

4

4

4

4

Количество символов в документе, шт.

30 000

30 000

30 000

1 000

50 000

Частота возникновения в год

1

1

1

1

1

Трудозатраты на обработку в год, ч/час

128

128

128

160

80


Трудозатраты на формирование документооборота по базовому плану составили 1344 человеко-часов в год. Трудозатраты после внедрения информационной системы составили 624 человеко-часов. Снижение трудозатрат на формирование документооборота говорит в пользу автоматизации бизнес-процесса планирования производства.

1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Входным документом бизнес-процесса будут данные управленческого учета, которые представляют собой отчетные формы. Для построения этих форм не требуется оригинальное проектирование, поскольку они будут представлены в том виде, в котором они представлены в бухгалтерской системе.

Выходным документом является план производства, который содержит данные о наименовании товарного ассортимента и их количестве необходимых для обеспечения производства. План производства не является унифицированным документом, соответственно необходимо оригинальное проектирование на основе документа, используемого в организации. Документ должен иметь возможность печати и сохранения в форматах: .doc, .docx, .xlsx, .xls для обеспечения удобства дальнейшей обработки.

В рассматриваемых документах используются следующие классификаторы:

  1. Номенклатура;
  2. Единицы измерения.

Информационная база должна быть организована в виде интегрированной базы данных с распределенной организацией для обеспечения совместной работы нескольких специалистов. Для организации базы данных будет использоваться реляционный подход, который минимизирует избыточность данных и обеспечивает простоту манипулирования ими.

1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению

Операционная система является основой программного обеспечения ПК. Она представляет собой комплексы системных и служебных программных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с ПК. Операционные системы различаются способами реализации алгоритмов управления ресурсами ЭВМ, методами проектирования, аппаратными платформами и т.д [6].

Операционные системы классифицируют по следующим признакам: