Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Планирование производства»(Выбор комплекса задач автоматизации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
1.2 Характеристика существующих бизнес – процессов
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3 Характеристика результатной информации
2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5 Характеристика базы данных
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7 Описание программных модулей
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность по планированию производства является систематической деятельностью, направленная на расчет и прогнозирование целей и этапов производственного процесса в условиях изменений: расширения товарного ассортимента, внедрения новых продуктов, техники и устранения слабых мест в существующей системе.
Вне зависимости от масштабов деятельности организации, существует ряд факторов, которые являются предпосылками необходимости организации и планирования производства. К таким факторам относятся:
- Внесение изменений в товарный ассортимент;
- Создание новых продуктов или услуг;
- Устранение слабых мест в существующей рабочей системе;
- Внедрение нового оборудования;
- Выполнение новых законодательных или тарифных предписаний.
Планирование производственной деятельности организации осуществляется с учетом нескольких из перечисленных факторов. Например, при планировании увеличения мощностей или приобретения запасных частей для устаревшего оборудования, руководитель организации всегда стремится одновременно с этим рационализировать рабочий процесс и улучшить условия труда.
Перед началом процесса планирования производства необходимо наличие достаточного количества ресурсов, а также необходимо проверить полноценность плана в условиях ограничения по времени. В этом случае может потребоваться привлечение дополнительных ресурсов.
В организациях малого и среднего бизнеса необходимо в процессе планирования производства проверять соответствие количества необходимых ресурсов объему проекта. В крупных организациях для планированием производства занимаются специалисты отдела планирования.
Актуальность работы заключается в применении информационных технологий для повышения эффективности процесса планирования производства.
Объект исследования – бизнес-процесс планирования производства.
Предмет исследования – автоматизация процесса управления производства.
Целью работы является проектирование реализации операций бизнес-процесса планирования производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Выбрать комплекс задач автоматизации.
- Охарактеризовать существующие бизнес-процессы.
- Описать документооборот, возникающий при решении задачи.
- Обосновать проектные решения по информационному обеспечению.
- Дать обоснование проектным решениям по программному обеспечению.
- Создать и описать информационную модель.
- Дать характеристику нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
- Охарактеризовать результативную информацию.
- Разработать общие положения.
- Дать характеристику базе данных.
- Разработать структурную схему пакета.
- Описать программные модули.
- Разработать контрольный пример реализации.
1. Аналитическая часть
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
Процесс планирования производства является важной частью деятельности организации. Как правило, организации производят ограниченное количество видов продукции. При этом в каждой организации используются различные процессы, механизмы, оборудование, трудовые навыки и материалы. Для получения прибыли компания должна организовать все эти факторы таким образом, чтобы производить нужные товары наивысшего качества в нужное время с минимальными затратами.
Входным информационным потоком задачи планирования производства является информация о ресурсах предприятия, к которой относится количество персонала, оборудования и сырья и ассортимента продукции. Выходным информационным потоком будет являться план производства.
Рассматриваемая задачи будет включать в себя процессы сбора и анализа данных о ресурсах организации и составление оптимального плана производства.
Рассматриваемый процесс связан с управленческим учетом, который является поставщиком информации и количестве ресурсов организации. А также с процессом производства, поскольку процесс результатом процесса производства будет выпуск количества продукции, согласно плану производства.
Важность процесса планирования производства в целом для организации обусловлена тем, что необходимо оптимально использовать имеющиеся ресурсы организации для максимизации выручки от продаж товаров.
В процессе планирования производства участвуют специалисты планового отдела. Они осуществляют сбор данных о количестве ресурсов организации от специалистов по управленческому учету, на основании которых рассчитывают оптимальный план производства с помощью экономико-математических моделей.
Результатным показателем процесса является перечень номенклатуры производимых товаров с указанием объемов производства для каждой позиции.
Исходным показателем процесса является перечень ресурсов организации с указанием количества каждого ресурса. В перечень ресурсов организации входят как материальные, так и человеческие ресурсы.
Методом расчета показателей является линейное программирование. Специалистом отдела планирования составляется экономико-математическая модель задачи, в которой указаны ограничения ресурсов организации. Затем составляется функция и с помощью экономико-математического моделирования находится такое количество позиций товарного ассортимента, которое необходимо произвести для получения максимальной прибыли.
Входными документами задачи будут являться отчетные формы управленческого учета, а именно:
- Отчет о закупках (используется для определения количества ресурсов);
- Отчет о запасах сырья и готовой продукции (используется для определения количества ресурсов);
- Анализ динамики показателей прибыли (используется для определения выгодных с точки зрения реализации товарных позиций).
Результатным документом будет план производства.
1.2 Характеристика существующих бизнес – процессов
На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса планирования производства. Управление процессом осуществляется руководителем планового отдела, механизмом процесса является специалист планового отдела. Входным потоком процесса являются данные о ресурсах предприятия. Выходным потоком – план производства.
На рисунке 2 представлена декомпозиция бизнес-процесса.
Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процесса
Рисунок 2. Декомпозиция бизнес-процесса
Процесс планирования производства начинается с анализа данных о ресурсах организации. Специалист планового отдела осуществляет сбор отчетных форм управленческого учета. На основании данных отчетов управленческого учета формируется список ограничений для математической модели.
Затем сотрудник составляет математическую модель задачи в редакторе MS Excel. В процессе этого вводятся ограничения на ресурсы и строится целевая функция, направленная на максимизацию прибыли организации. Затем редактор MS Excel осуществляет расчет математической модели и выдает оптимальные значения объема производства по каждой позиции товарного ассортимента.
Рассчитанные данные необходимо сформировать в отчетную форму. План производства оформляется в таблицу и передается на подпись руководителю отдела.
Проанализировав бизнес-процессы предметной области можно отметить, что процесс сопровождается высокими временными затратами на анализ данных о ресурсах организации и расчет оптимального плана производства. Несмотря на то, что расчет оптимального плана производства автоматизирован с помощью табличного редактора MS Excel, для его осуществления необходимо составить экономико-математическую модель задачи. Для этого специалисту планового отдела необходимо вручную вводить ряд параметров. Чем крупнее производство в организации, тем больше параметров необходимо ввести. Для снижения временных затрат необходимо спроектировать информационную систему, в которой эти задачи будут автоматизированы.
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
Рассмотрим документооборот, возникающий в процессе решения задачи. В процессе документооборота ведутся расчеты, которые отражаются в отчетных документах. Все расчеты ведется на основе данных управленческого учета. Схема документооборота представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Схема документооборота
Рассмотрим количественные показатели формирования документооборота. Характеристика документооборота представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика формирования документооборота
Характеристика |
Отчет о закупках |
Отчет о запасах |
Анализ прибыли |
Математическая модель |
План производства |
Количество документов в год, шт. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество символов в документе, шт. |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
1 000 |
50 000 |
Частота возникновения в год |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Трудозатраты на обработку в год, ч/час |
288 |
288 |
288 |
320 |
160 |
На основании характеристики документооборота можно сделать вывод о трудоемкости расчетов процесса планирования производства. Допущение ошибок в расчетах негативно скажется на деятельности предприятия. Особенно это может сказаться на расхождении в количестве необходимых ресурсов.
Для оценки эффективности внедрения информационных технологий в деятельность организации, необходимо оценить объем трудозатрат после внедрения информационных технологий [2]. Характеристика трудозатрат на формирование документооборота после внедрения информационных технологий представлено в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика формирования документооборота после внедрения информационных технологий
Характеристика |
Отчет о закупках |
Отчет о запасах |
Анализ прибыли |
Математическая модель |
План производства |
Количество документов в год, шт. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество символов в документе, шт. |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
1 000 |
50 000 |
Частота возникновения в год |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Трудозатраты на обработку в год, ч/час |
128 |
128 |
128 |
160 |
80 |
Трудозатраты на формирование документооборота по базовому плану составили 1344 человеко-часов в год. Трудозатраты после внедрения информационной системы составили 624 человеко-часов. Снижение трудозатрат на формирование документооборота говорит в пользу автоматизации бизнес-процесса планирования производства.
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Входным документом бизнес-процесса будут данные управленческого учета, которые представляют собой отчетные формы. Для построения этих форм не требуется оригинальное проектирование, поскольку они будут представлены в том виде, в котором они представлены в бухгалтерской системе.
Выходным документом является план производства, который содержит данные о наименовании товарного ассортимента и их количестве необходимых для обеспечения производства. План производства не является унифицированным документом, соответственно необходимо оригинальное проектирование на основе документа, используемого в организации. Документ должен иметь возможность печати и сохранения в форматах: .doc, .docx, .xlsx, .xls для обеспечения удобства дальнейшей обработки.
В рассматриваемых документах используются следующие классификаторы:
- Номенклатура;
- Единицы измерения.
Информационная база должна быть организована в виде интегрированной базы данных с распределенной организацией для обеспечения совместной работы нескольких специалистов. Для организации базы данных будет использоваться реляционный подход, который минимизирует избыточность данных и обеспечивает простоту манипулирования ими.
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Операционная система является основой программного обеспечения ПК. Она представляет собой комплексы системных и служебных программных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с ПК. Операционные системы различаются способами реализации алгоритмов управления ресурсами ЭВМ, методами проектирования, аппаратными платформами и т.д [6].
Операционные системы классифицируют по следующим признакам: