Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Планирование производства»(Выбор комплекса задач автоматизации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
1.2 Характеристика существующих бизнес – процессов
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3 Характеристика результатной информации
2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5 Характеристика базы данных
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7 Описание программных модулей
- Количество пользователей, работающих одновременно:
- однопользовательские ОС;
- многопользовательские ОС.
- Число процессов, выполняемых одновременно под управлением ОС:
- однозадачные;
- многозадачные.
- Количество поддерживаемых процессоров:
- однопроцессорные;
- многопроцессорные.
- Разрядность кода ОС:
- 32-разрядные;
- 64-разрядные.
- Тип интерфейса:
- командные;
- графические.
- Тип доступа пользователя к ЭВМ:
- ОС с пакетной обработкой;
- ОС с разделением времени;
- ОС реального времени [4].
Проанализируем достоинства и недостатки операционных систем семейства Linux и Windows.
Операционные системы Linux распространяются бесплатно, их можно адаптировать под широкий спектр задач и любое оборудование, они обладают гибкостью настройки. Операционные системы Linux стабильны в работе, надежны и защищены. Недостатками системы является отсутствие поддержки некоторого оборудования, использование специализированного ПО и необходимость дополнительных навыков для настройки системы [5].
Операционные системы семейства Windows имеют большую распространенность среди пользователей, простой интерфейс, поддержку широкого спектра оборудования и ПО. Недостатками системы являются необходимость использования дополнительных средств защиты от вредоносного ПО и требовательность к ресурсам.
Использование операционной системы Linux имеет свои преимущества, однако ввиду большей распространенности Windowsсреди пользователей, поддержки оборудования и ПО, была выбрана системаWindows 10.
Рассмотрим классификацию СУБД.
- Степень универсальности:
- СУБД общего назначения;
- СУБД универсального назначения.
- Тип модели данных:
- иерархические;
- сетевые;
- реляционные;
- объектно-ориентированные;
- многомерные.
- Способ доступа к базе данных:
- файл-серверные;
- клиент-серверные;
- встраиваемые [9].
Выбранная СУБД должна отвечать следующим критериям:
- Поддержка реляционной модели данных.
- Обладание масштабируемостью и мобильностью.
- Содержать средства контроля использования памяти компьютера.
- Быть производительной и надежной.
Рассмотрим решения, представленные на рынке. Лидерами на рынке СУБД являются продукты IBM DB2, Oracle и Microsoft SQL Server. СУБД IBM DB2 является кросс-платформенной, обеспечивает стабильную работу базы данных. Недостатками системы являются высокая стоимость и низкая производительность. СУБД Microsoft SQL Server обладает большим пакетом инструментов, стабильностью работы и низкими затратами на администрирование. Недостаток системы заключается в том, что она работает только на платформе Windows. СУБД Oracle обладает высокой производительностью, легкостью интегрирования приложений и устойчивостью к большим потокам данных. Недостатком является высокая стоимость, необходимость приобретения мощного оборудования и персонала для поддержки СУБД. Таким образом для реализации базы данных наиболее подходит СУБД Microsoft SQL Server [1].
Для разработки программного модуля информационной системы будет использован язык программирования Java, поскольку существующая информационная система, автоматизирующая бизнес-процессы организации, написана на этом языке программирования. Разработка программного модуля будет осуществляться в среде программирования Eclipce, которая поддерживает язык программирования Java и обладает широким набором встроенных библиотек и инструментов для разработки программных продуктов [7].
2. Проектная часть
2.1 Информационная модель и её описание
Для разработки информационной модели необходимо осуществить моделирование нового варианта организации информационной системы предметной области, в которую входят:
- полный состав информации, которая необходима для решения комплекса задач;
- отражение этой информации на всех типах носителей;
- описание процесса преобразования информации, от получения первичной переменной и условно-постоянной информации, и заканчивая получением файлов с результатной информацией и выдачей ее пользователю;
- состав исходных первичных документов и распределение их по задачам;
- источники и способы получения первичной информации;
- состав файлов с первичной, условно-постоянной, промежуточной и результатной информацией;
- информационная потребность для каждой задачи комплекса;
- адресаты выдачи и получения результатной информации [3].
Информационная модель представлена на рисунке 4.
В проектируемой информационной системе существует ряд справочников: номенклатура, единица измерения и ресурс. Помимо этого, в базе данных ИС есть следующие таблицы: план производства, объем ресурса.
Редактирование перечисленных таблиц базы данных осуществляется с помощью форм ИС: форма загрузки документа, форма документа, форма редактирования справочников. Форма сохранения документа используется для выгрузки Плана производства из ИС, в результате работы с формой ни одна таблица базы данных не изменяется.
В результате работы с ИС создается документ «План производства», который используется специалистами планового отдела и отдела производства.
Рисунок 4. Информационная модель
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
В проектируемом программном модуле информационной системы входными документами являются: отчет о закупках, отчет о запасах сырья и готовой продукции и анализ динамики показателей прибыли. Поэтому характеристиками входных данных будут:
- Наименование ресурса;
- Количество ресурса.
- Наименование готовой продукции.
В проектируемом программном модуле существует три справочника: номенклатура, единица измерения и ресурс. Характеристика справочников представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика справочников
Характеристика |
Номенклатура |
Единица измерения |
Ресурс |
Ответственный за ведение |
Главный бухгалтер |
||
Объем справочника в записях |
100 000 |
30 |
100 000 |
Частота актуализации |
По мере необходимости |
||
Объем актуализации |
1-10 записей |
1 запись |
1-10 записей |
Реквизитный состав |
Код |
||
Наименование |
2.3 Характеристика результатной информации
Результатным документом, в котором содержатся расчетные данные является План производства. План производства не имеет унифицировано формы, в каждой организации может быть принята собственная форма плана производства. Пример Плана производства представлен на рисунке 5.
Рисунок 5. Пример плана производства
Результативная информация хранится в следующих таблицах базы данных:
- Номенклатура, содержит наименование готовой продукции.
- Ресурс, содержит необходимо количество ресурсов для производства готовой продукции.
- Единица измерения, содержит наименование единицы измерения.
- План производства, содержит данные о временном периоде.
Характеристика перечисленных таблиц представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика таблиц с результативной информацией
Наименование таблицы |
Наименование поля |
Номенклатура |
Наименование |
Ресурс |
Наименование |
Единица измерения |
Наименование |
План производства |
Месяц |
Год |
2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Для того, чтобы привести иерархию функций управления и обработки данных, которые будут автоматизированы с помощью проектируемой ИС, необходимо выделить и детализировать два подмножества функций:
- Функции, реализующие служебные функции.
- Функции, реализующих основные функции управления и обработки данных.
Выявление состава функций, их иерархии и выбора языка общения (например, главное меню ИС) позволит разработать структуру сценария диалога, который даст возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
Разработаем дерево функций системы, согласно приведенным рекомендациям. К основным функциям разрабатываемой системы относятся:
- Редактирование справочников.
- Ввод данных.
К служебным функциям разрабатываемой ИС относятся:
- Формирование документов.
Дерево функций представлено на рисунке 5 [7].
Рисунок 5. Дерево функций системы
Разработаем сценарий диалога информационной системы. Сценарий диалога представлен на рисунке 6.
Рисунок 6. Сценарий диалога
2.5 Характеристика базы данных
Проектируемая ИС будет хранить и обрабатывать данные в реляционной базе данных, которая представляет собой совокупность двумерных таблиц. База данных будет включать следующие таблицы:
- Номенклатура.
- Единица измерения.
- Ресурс.
- План производства.
- Объем ресурсов.
Для описания взаимосвязей между таблицами построим ER-модель. ER-модель представлена на рисунке 7.
Рисунок 7. ER-модель базы данных
Характеристика таблиц базы данных представлена в таблице 5.
Таблица 5
Характеристика базы данных
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Справочник «Номенклатура» |
||||
ID_номенклатуры |
ID_nom |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Наименование |
Name_nom |
Текст |
100 |
|
Количество |
Kol_nom |
Число |
6 |
|
Справочник «Единица измерения» |
||||
ID_единицы |
ID_ed |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Наименование |
Name_ed |
Текст |
100 |
|
Справочник «Ресурс» |
||||
ID_ресурса |
ID_res |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Наименование |
Name_res |
Текст |
100 |
|
Объем ресурсов |
||||
ID_записи |
ID_zap |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Количество |
Kol_zap |
Число |
6 |
|
План производства |
||||
ID_плана |
ID_plan |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Месяц |
Mes_plan |
Текст |
15 |
|
Год |
God_plan |
Число |
4 |
|
Количество |
Kol_plan |
Число |
7 |
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Структурная схема пакета программных модулей состоит из модулей следующих классов:
- Модули, выполняющие служебные функции.
- Управляющие модули, осуществляющие загрузку меню и передачу управления другому модулю.
- Модули, связанные с хранением, обработкой и выдачей информации [10].
Описание функций модулей позволяет структурировать файлы информационной системы, обеспечить надежность системы и удобство при сопровождении системы. Описание функций модулей представлено в таблице 6.