Файл: Крещение Руси культурный миф и исторические реалии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, если князь примет христианскую веру. Владимир, преследуя изначально эту цель, дал свое согласие. Крещение Владимира, а впоследствии и брак, состоялись.
Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира). В течение немалого времени, преодолевая серьезное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства.
Множество домыслов окружает и процесс распространения христианства на Киевской Руси. Согласно легендам, после крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Киевляне с радостью спешили исполнить волю своего любимого князя, рассуждая при этом так: «Если бы новая вера не была лучшей, то князь и бояре не приняли бы ее». Необозримые толпы людей, старцы и юноши, матери с детьми явились на берег реки. Вскоре явился и сам князь, сопутствуемый собором священников. По данному знаку все эти массы народа вошли в реку: одни по шею, другие по перси, взрослые держали на руках младенцев, а священники, стоя на берегу, читали молитвы, совершая над ними великое Таинство.
Но каковы исторические реалии? Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. Люди, еще вчера подносившие дары идолам глубокочтимых божеств и просившие их о благоденствии, урожайном лете и семейном благополучии, уже сегодня со слезами на глазах могли наблюдать, как этих самых идолов рубят, жгут и низвергают в реку, безвозвратно перечеркивая многовековые традиции и верования предков. Такие резкие перемены и разрушение устоев не могли не встретить сопротивления.
Таким образом, христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечом”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленницы. В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к формированию так называемого «двоеверия», или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.
Крещение Руси сыграло бесспорно важную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. Власть князю теперь дарует сам Бог, потому она стала полностью неоспорима. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.
С Крещением Руси, как со знаменательнейшим событием в истории российского государства, связано множество легенд, имеющих как религиозный, так и фольклорный уклон. Несмотря на присущее легендам придание фантастической окраски реалиям, любой миф стоит принимать во внимание, так как истоки его берут начало в реальном историческом событии. Мысли летописцев, наших предков, взгляд на историю с абсолютно разных точек зрения позволяют обширнее оценить события тех лет, углубиться в них и найти ответы на многие вопросы.
Литература
Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира). В течение немалого времени, преодолевая серьезное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства.
Множество домыслов окружает и процесс распространения христианства на Киевской Руси. Согласно легендам, после крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Киевляне с радостью спешили исполнить волю своего любимого князя, рассуждая при этом так: «Если бы новая вера не была лучшей, то князь и бояре не приняли бы ее». Необозримые толпы людей, старцы и юноши, матери с детьми явились на берег реки. Вскоре явился и сам князь, сопутствуемый собором священников. По данному знаку все эти массы народа вошли в реку: одни по шею, другие по перси, взрослые держали на руках младенцев, а священники, стоя на берегу, читали молитвы, совершая над ними великое Таинство.
Но каковы исторические реалии? Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. Люди, еще вчера подносившие дары идолам глубокочтимых божеств и просившие их о благоденствии, урожайном лете и семейном благополучии, уже сегодня со слезами на глазах могли наблюдать, как этих самых идолов рубят, жгут и низвергают в реку, безвозвратно перечеркивая многовековые традиции и верования предков. Такие резкие перемены и разрушение устоев не могли не встретить сопротивления.
Таким образом, христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечом”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленницы. В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к формированию так называемого «двоеверия», или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.
Заключение
Крещение Руси сыграло бесспорно важную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. Власть князю теперь дарует сам Бог, потому она стала полностью неоспорима. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.
С Крещением Руси, как со знаменательнейшим событием в истории российского государства, связано множество легенд, имеющих как религиозный, так и фольклорный уклон. Несмотря на присущее легендам придание фантастической окраски реалиям, любой миф стоит принимать во внимание, так как истоки его берут начало в реальном историческом событии. Мысли летописцев, наших предков, взгляд на историю с абсолютно разных точек зрения позволяют обширнее оценить события тех лет, углубиться в них и найти ответы на многие вопросы.
Литература
-
Кириллица. Каким был князь Владимир до того, как принял крещение// https://dzen.ru/a/Wyeum1oaCACoVCWA -
Иерей Андрей Гавриленко. Что святые говорят о равноапостольном Владимире// https://pravlife.org/ru/content/chto-svyatye-govoryat-o-ravnoapostolnom-vladimire -
Архиепископ Аверкий (Таушев). Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу// https://pravoslavie.ru/2903.html -
Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.,1990. -
Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992. Гл.1.