Файл: Глобализация и проблема обеспечения экономической и национальной безопасности.rtf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Криминализация экономики.
В последние годы резко ухудшилась криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.
Широкий размах получили преступления в сфере кредитно-банковских отношений, причем увеличились как преступления, направленные против банковских учреждений, так и правонарушения, совершаемые самими банками. Большая проблема связана с отмыванием денег, нажитых преступным путем: наркобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взятки для получения кредитов, коррупция и т.д. В криминальную орбиту втянуто более 40% предприятий и почти 70% коммерческих структур страны. Мафия контролирует свыше 40 тыс. хозяйствующих объектов, в числе которых немало государственных предприятий. Доля “теневого сектора" экономики оценивается в 20% ВВП, а в торговле, коммерческом посредничестве доходит до половины. 13
Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Необходима разработка продуманной концепции обеспечения экономической безопасности на основе зарубежного опыта и, особенно подчеркиваю, с учетом реальностей России и её экономики. Я считаю, что все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной и экономической независимости.
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России
Надо честно признать, что экономический курс был навязан извне. Ведь как показала практика, практически у всех крупных развивающихся стран, пользующихся советами и помощью МВФ и других международных организаций, созданных и выражающих интересы США и их союзников, развиться до уровня "большой семёрки" не удалось. Более того, внешняя задолженность таких стран как Мексика, Аргентина и Бразилия сегодня сопоставима с российской задолженностью. Хотя они гораздо дольше, чем Россия пытаются вытянуть свою экономику из долгов за счёт экспорта.
Значит, можно надеяться только на собственные силы. А скрытые резервы имеются, ведь по разным оценкам из страны утекло за последние годы только в денежной форме от 150 до 350 млрд. долларов.
Ниже перечислены некоторые меры, способствующие укреплению экономической безопасности.
-
Государство должно взять управление развитием экономики на себя, ведь США при проповедовании либерализации в других странах у себя дома проводит очень жёсткую политику по импортным тарифам, защите собственного рынка, поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. И именно государство своим госзаказом и рядом других мер вытянуло экономику США из депрессии 30-х годов и пытается то же самое сделать в настоящий момент. -
Важной задачей является восстановление связей со странами Варшавского договора и странами СНГ, необходимо вернуть рынки сбыта для российской экономики, желательно создание торговых союзов типа НАФТА. -
Необходимы жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу. -
Фондовый рынок, в своей сегодняшней форме сильно зависит от спекулятивной игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искажённой, ввести наконец, налоговые стимулы для инвестиций в ценные бумаги и начать создание "финансовой площадки "Россия"". Упор следует делать на развитие рынка корпоративных облигаций с большим сроком обращения. -
В ближайшее время ожидается спад мировой экономики, поэтому необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения. -
Следует повысить эффективность управления собственностью - и в частном, и в государственных секторах. Не приватизировать за копейки рентабельные государственные предприятия, как это происходит сейчас. А увольнять тех менеджеров, которые это советуют. -
Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы приватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами национализировать, а по эффективным предприятиям с прозрачной финансовой структурой урегулировать все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твёрдо уверены в том, что это их собственность и государство больше не предъявит претензий за старые правонарушения. -
Уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса, для постоянного мониторинга и контроля. -
Создавать налоговые льготы для предприятий, кооперирующихся в своей деятельности с предприятиями из других регионов. Причём делать это умнее, чем созданная льгота для малого бизнеса в виде отмены НДС для предприятий с квартальным оборотом меньше одного миллиона рублей. После этого другие предприятия просто отказались работать с льготниками, вследствие невозмещения государством НДС. -
Пересмотреть план рестуктуризации РАО "ЕЭС", в настоящем виде ведущий только к кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространства и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний. -
Всеми мерами увеличивать благосостояние населения, через повышение заработной платы бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних. -
Построение государственной политики в области взаимодействия с национальными ТНК, путём приобретения в них блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определённой инфраструктуры.
Заключение
Основной компонент экономической безопасности - это экономическое развитие государства. Мировой опыт показывает, что рост ВВП и низкая инфляция далеко не всегда являются характеристикой повышения благосостояния населения и увеличения конкурентоспособности национальной экономики.
Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.
Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успешное развитие экономики, выход её из кризиса зависят от совместных действий всего населения России, от каждого из нас.
Список литературы
Б. Кузык, Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели. "Российский экономический журнал" №3, 2000 г.
В. Сенчагов, О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. "Вопросы экономики" №1, 2004 г.
Л. Абалкин, Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. "Вопросы экономики" №12, 2001 г.
"Россия - АТР. Проблема валютного регулирования и экономическая безопасность", под ред. Рудько-Селиванова В.В., Владивосток "Дальнаука", 2000 г.
А. Галиев, Оборонная инициатива, "Эксперт" №40, 2000 г.
А. Хазбиев, Миль под колпаком. "Эксперт" №41, 2000 г.
А. Галиев, Авиапром располовинили, "Эксперт" №19, 2001 г.
Э.А. Грязнов, КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. Москва, ООО "Инфограф" 2000 г.
Н. Архангельская, Оборона безопасности, "Эксперт" №44, 2000 г.
"Экономическая безопасность", под ред. Академика В.К. Сенчагова, Москва ЗАО "Финстатинформ", 2003 г.
Инвестиционный рейтинг российских регионов. "Эксперт" №41, 2000 г.
Т. Заславская, Реальна ли демократическая переориентация нашей экономики. ЭКО, №7 2001 г.
13. Зверев А. Экономическая безопасность России. Экономика и жизнь, 1995, февраль (№8), с.16
14. Кудров В. Пора возвращаться к радикальной реформе. РЭЖ, 1995, №3
15. Мотина Ю. Японская стратегия разработки и рыночной экспансии новой продукции. РЭЖ, 2003, №9
16. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы экономической безопасности. Вопросы экономики, 2001, №1
17. Нижегородцев Р. “Технологическое будущее России: что впереди? МЭиМО, 2002, №1
18. Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности предупреждения. Вопросы экономики, 2001, №1
19. Пороховский А. Россия и современный мир. Вопросы экономики, 2000, №1
20. Резников Л. Ещё раз к итогам реформационного пятилетия. РЭЖ, 2003, №3
21. Рыбак О. Основные тенденции социально-экономического развития (январь-март). Экономист, 2001, №8
22. Селезнев А. Банковская система - ядро инфраструктуры финансового рынка. Экономист, 2000, №7
23. Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики, 2003, №1
24. Симановский С. “Утечка умов” и технологическая безопасность России. РЭЖ, 2002, №3
25. Синицина И., Чудакова Н. Социально-экономическая трансформация Польши. Общественные науки и современность, 2001, №2
26. Строев Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики. Вопросы экономики, 2002, №1.
1 Б. Кузык, Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели. "Российский экономический журнал" №3, 2000 г.
2 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, Москва, Кремль, 2004 г.
3 Афонцев С.А. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы // Pro et Contra. Том 7. - 2002. - № 2
4 Крюгер Э. Экономический рост и реформы в России // Вопросы экономики. - 2002. - № 6. - С. 4-9.
5 Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики, 2002, №12, с. 27-28
6 Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики, 2002, №12, с. 31
7 А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. Вопросы экономики, 2002, №12, с. 39
8 О Среднесрочной программе Правительства Российской Федерации на 1999-2005 годы: Аналитический материал. Специальный выпуск. Часть I / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 7 (52)
9 С. Симановский “Утечка умов” и технологическая безопасность России. Российский экономический журнал,2002, №8, с. 15
10 Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности предупреждения. Вопросы экономики, 2002, №10, с. 107
11 Статистическое обозрение (Госкомстат РФ), 2004, №12, с. 68
12 Дзарасов С., Пилиев С. Продовольственная безопасность России. Экономист, 2001, №8, с. 23
13 Бушкевич М. Это знакомое слово - безопасность. Деловой мир, 2001, 8 авг., с. 15