Файл: 1. Изучение эмоциональных состояний человека 1 Виды и роль эмоций в жизни человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, вызывает желание помечтать, стремление к самоутверждению, символ защиты, затаенности.

Чисто красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность, стремление действовать и добиваться успеха.

Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.

Коричневый отражает стремление к комфорту, уюту.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная в начале работы, имеет место быть, так как явно прослеживается зависимость выбора цвета от стиля музыкальной композиции. Так, "тяжелые" музыкальные стили вызывают ассоциации с темными цветами, а легкие музыкальные композиции – со спокойными цветами. Однако, нельзя сказать, что данная зависимость является однозначной по отношению ко всем музыкальным жанрам. Так, из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).

На следующем этапе исследовалось отношение испытуемых к прослушанным музыкальным отрывкам методом опроса.

В результате проведения данного исследования было установлено, что отношение близкое у всех испытуемых, а именно рок-н-ролл (+2, +3), панк-рок (+1, +3), джаз (+1, +3).

Настроение от музыки по семибалльной системе распределилось следующим образом: рок-н-ролл (+1, +3), джаз (+1, +3).

Большинство участников взаимодействия в ходе устной рефлексии отметили, что вопросы, которые обсуждались на занятии и прозвучавшая музыка, заставили их о многом задуматься и не оставили равнодушными. Соответствующее изменение настроения в строну задумчивости (с 10 до 23 выборов) было получено после количественной обработки результатов методики "Тест-рисунок".

До и после прослушивания испытуемыми специальным образом подобранной программы, с помощью методики САН было определено, что их функциональные состояния изменились. Изменение состояния в целом произошло на 26 %; самочувствие улучшилось на 11,7 %; активность увеличилась на 21 %; настроение поднялось на 28,9 %.

По итогам тестирования зафиксировано изменение эмоциональных состояний испытуемых после прослушивания музыкальной программы в сторону улучшения настроения и общего самочувствия. Вместе с тем, эмоциональное состояние шестерых учащихся субъективно не изменилось, а ещё шесть участников тестирования отметили снижение своих эмоциональных показателей. В ходе беседы мы выяснили, что причинами тому стали усталость (учащиеся дважды решали задачи), неуспешность выполнения отдельных заданий, субъективные факторы (личные неприятности, болезнь).


Вывод: проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).

Таким образом, в ходе проведения эксперимента воздействие на испытуемых было однократным и недолговременным. Тем не менее, в результате исследования удалось получить подтверждение поставленной в начале работы гипотезе.

Заключение



Таким образом, в работе решены следующие задачи:

  • Рассмотрены виды и роль эмоций в жизни человека;

  • Охарактеризованы психологические теории эмоций;

  • Проведено практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние

По данной работе можно сделать следующие выводы.

Имеется научное подтверждение тому факту, что музыка имеет непосредственное воздействие на настроение и эмоции человека, способна их создавать и изменять.

Есть и обратная связь - любому человеку известно состояние, когда при определенном настроении возникает желание послушать определенную музыку. Неоспоримым фактом является и то, что музыка оказывает стимулирующее действие на физическом уровне.

Поэтому ее ключевыми характеристиками являются темп и ритм. Так, например, посредством ритма музыка может синхронизировать как физические, так и умственные рабочие процессы, способствовать высвобождению адреналина. Музыка - часть социальной культуры, она помогает формировать чувство единства, принадлежности к определенной социальной группе.

Еще одна отличительная особенность музыки - фоновость ее восприятия, не требующая осмысления и интерпретации.

Проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).

Список литературы



1.Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 1987.

  1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.

  2. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. / Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С. Мерлина). - Пермь, 1967, с.34 - 46.

  3. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М.: Педагогика, 1986.

  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 2, с.72-79.

  5. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984. - С. 49-50.

  6. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.

  7. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983, с. 68-85.

  8. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)

  9. Израд К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.

  10. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996.

  11. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

  12. Лучшие психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.- Петрозаводск,1992, с.62-67.

  13. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.

  14. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988, с.246-262.

  15. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.

  16. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Что такое эмоция: 10-39.)

  17. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН, 1961.

  18. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64— 72.)



Многообразие эмоциональных проявлений человека выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях, устойчивых чертах личности. Термин «эмоции» в широком смысле объединяет все эти понятия. Эмоциональные явления, внешнее выражение эмоций давно вызывают у психологов практический и научный интерес. Эмоциональные состояния представляют собой целый класс эмоциональных явлений и являются специальным предметом молодой отрасли психологической науки – психологии состояний, а также большой области психологического знания – психологии эмоций. Изучение эмоционального состояния как самостоятельного психологического феномена возможно на стыке психологии эмоций и психологии состояний. Эмоциональное состояние рассматривается также в инженерной психологии, психологии труда, возрастной психологии, клинической психологии, специальной психологии.

В психологическом словаре [1997] эмоции (от французского «emotion», от латинского «emovere» – волную, потрясаю) определяются как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что формой существования эмоций является актуально переживаемое состояние. В психологии эмоции традиционно делятся на чувства, аффекты, собственно эмоции и настроение. И всё же изучение эмоциональных состояний как отдельного целостного психологического явления начинается, на наш взгляд, с момента выделения психологии состояний в самостоятельную отрасль психологической науки. Психология состояний рассматривает различные классы психических состояний: деятельностные, мотивационные, волевые, в том числе и эмоциональные.

История изучения психических состояний как самостоятельного психологического феномена началась в 50 – 60 годы XX века. Основополагающие постулаты в области психологии состояний одним из первых выдвинул отечественный учёный Н. Д. Левитов [1964]. В своей монографии он достаточно полно сформулировал общие задачи изучения психических состояний, актуальные для психологической науки и в настоящее время. Они состоят в следующем:


1) Выделить психические состояния в самостоятельную психологическую категорию и установить связь этой категории с другими психическими явлениями.

2) Дать классификацию психических состояний.

3) Дать подробную феноменологическую характеристику психических состояний.

4) Изучить механизмы возникновения, развития и исчезновения психических состояний.

5) Исследовать особенности психических состояний при различных видах деятельности и при различных условиях внешней среды.

«В качестве отдельной задачи Н. Д. Левитов выделяет изучение психических состояний при грубых нарушениях психической деятельности. Общая цель этих исследований, очевидно, сводится к тому, чтобы разработать надёжную практическую систему управления психическим состоянием» [Немчин 1983: С.12].

В настоящее время, как показывает анализ литературных источников, большая часть задач, определённых Н. Д. Левитовым перед наукой, выполнена. В исследовательских трудах В. А. Ганзена [2004], Л. Г. Дикой [2002], Л. В. Куликова [1997], Т. А. Немчина [1983], А. О. Прохорова [1990, 1991, 1992, 1998, 2003, 2005, 2006], Ю. Е. Сосновиковой [1975], И. И. Чесноковой [2004] и др. отражены теоретические и методологические аспекты проблемы психических состояний: приводятся классификации и методы изучения состояний, определение понятия, функциональная структура феномена. Анализ библиографии, посвященной проблеме психических состояний, показывает фрагментарность и разноплановость исследований в данной области. Среди авторов отмечаются разные мнения относительно природы и регуляционных механизмов состояний. Психология состояний как отрасль психологической науки находится на стадии формирования, накопления эмпирических знаний и оформления теоретической базы. «Психология состояний – это отрасль, изучающая природу, механизмы, закономерности протекания психических, функциональных, эмоциональных состояний, осознаваемых или неосознаваемых личностью в процессе деятельности, общения и поведения» [Агавелян 2004: 159].

Эмоциональные состояния стали объектом внимания учёных ещё в древности. Алкмеон, Демокрит, Платон, Сократ упоминали в своих трудах о «состояниях души» человека, обусловленных влиянием внутренних и внешних факторов. Аристотель, относя психические состояния к особым состояниям души, подчеркивал их связь с «характеристиками телесного субстрата», «выделял их в самостоятельную психологическую категорию». Ученые позднего средневековья и эпохи Возрождения указывают на связь психических состояний с внутренними органами и внешними проявлениями (жестами, позой, мимикой, поведением). «Развитие идей о саморегуляции психической деятельности психических состояний привело в середине XIX века к тому, что И. М. Сеченов выдвинул принцип обратной связи в формировании и течении психических состояний, ставший впоследствии одним из важнейших принципов системной организации психической деятельности человека. Таким образом, И. М. Сеченов фактически открыл новый этап в эволюции учения о психических состояниях, который в дальнейшем привёл к возникновению подлинно научных исследований проблемы адаптации человека к изменяющимся условиям среды и противодействия организма вредным влияниям». Значительный вклад в изучение вопроса происхождения, возникновения, характеристики психических состояний внесли отечественные исследователи первой четверти XX века (В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге и др.) [цит. по: Немчин 1983. С8-11].