Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.(Понятие и признаки субъектов предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гражданская правоспособность хозяйствующих субъектов может быть общей – дает возможность приобретать права и обязанности, связанные с любыми видами деятельности, кроме запрещенных[5].

Таким образом, субъекты предпринимательства обладают специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Сделки, совершенные в противоречие со специальной правоспособностью, - ничтожны.

С нашей точки зрения, именно территориально обособленные структурные подразделения организаций, не будучи субъектами предпринимательского права, могут быть признаны субъектами предпринимательской деятельности. Такой вывод следует из определенной обособленности их имущества, возможности наличия банковского счета, обособленного бухгалтерского и налогового учета, а главное – из возможности осуществления подразделением от имени организации предпринимательской деятельности (для филиала) или деятельности по представлению и защите интересов организации (для представительства).

Необособленные внутренние подразделения организации могут участвовать только во взаимоотношениях с другими подразделениями или юридическим лицом в целом. Их деятельность локализована внутрифирменными внутрипроизводственными отношениями, их организационное обособление внутри предприятия носит относительный характер и достигается путем утверждения организационной структуры и положений о структурных подразделениях организации, регламентов их взаимодействия. Имущественное обособление структурных подразделений организации отражается в бухгалтерском учете как движение товарно-материальных ценностей. Такими территориально не обособленными подразделениями являются цеха, производства, хозяйственные участки и другие подобные подразделения, которые, с нашей точки зрения, не осуществляют самостоятельной предпринимательской деятельности.

Поэтому в настоящем учебнике в качестве субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются только территориально обособленные подразделения (филиалы, представительства), которые участвуют не только во внутрихозяйственных отношениях, но и в отношениях с другими организациями, действуя от имени юридического лица. Правовое положение обособленных структурных подразделений определяется действующим законодательством и внутренними документами организации (положениями, регламентами).


Возможна систематизация субъектов предпринимательской деятельности по сфере (виду) деятельности. Особенно это целесообразно в случае, если особенности правового статуса лиц, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, столь существенны, что позволяют говорить о новых видах субъектов предпринимательской деятельности. Например, в российской правовой системе с 2014 г. возникли, по сути, два новых субъекта предпринимательской деятельности – специализированное финансовое общество (далее в настоящей главе – СФО) и специализированное общество проектного финансирования (далее в настоящей главе – СОПФ). Несмотря на то что указанные общества могут создаваться в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, особенности их организации и деятельности, предусмотренные Законом о рынке ценных бумаг, таковы, что позволяют ученым сделать вывод о том, что эти общества, по сути, находятся за пределом перечня коммерческих организаций, предусмотренного п. 2 ст. 50 ГК РФ.

Так, специализированные общества имеют целевую правоспособность, определенную в самом законе, при этом уставом общества могут быть предусмотрены дополнительные ограничения. Они могут быть созданы только путем учреждения, а прекращены только путем ликвидации, но не добровольной реорганизации. Уставный капитал специализированных обществ должен быть заполнен только деньгами и не может быть уменьшен.

Не являются субъектами предпринимательской деятельности, в частности, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, осуществляющие профессиональную деятельность хотя и не на безвозмездной основе, но все же не имеющие в качестве основной цели деятельности систематическое извлечение прибыли. К числу субъектов предпринимательской деятельности также не относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члены коллегиальных органов управления организаций, например, члены наблюдательных советов (советов директоров) хозяйственных обществ, государственных корпораций, поскольку они не осуществляют самостоятельную предпринимательскую деятельность, а реализуют посредством принятия актов компетенцию соответствующего органа юридического лица. Исходя из концепции органа юридического лица как его структурно обособленной части, органы юридического лица не являются его представителями и, соответственно, самостоятельными участниками правоотношений, они действуют от имени юридического лица, создавая для него права, обязанности и ответственность, олицетворяя юридическое лицо и осуществляя его волю. Такой подход основан на действующем законодательстве (п. 1 ст. 53 ГК РФ).


Разграничивая смежные понятия, используемые в законодательстве, важно понимать, для каких целей вводятся эти понятия, в какой сфере правоотношений они применяются. В основу формирования структуры положена следующая классификация субъектов предпринимательской деятельности:

  • по критерию организации предпринимательской деятельности можно выделить индивидуальных и коллективных предпринимателей;
  • по критерию наличия предпринимательской правосубъектности выделяют индивидуальных предпринимателей и юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательских правоотношений, которые могут иметь права, обязанности, самостоятельно нести ответственность, быть истцами и ответчиками в судах, и неправосубъектные образования (предпринимательские объединения, обособленные структурные подразделения организаций, не обладающие статусом юридического лица);
  • по основной цели деятельности выделяют юридические лица, преследующие получение прибыли в качестве основной цели (коммерческие организации) и не имеющие такой цели (некоммерческие организации);
  • по критерию вида деятельности можно выделить юридические лица, имеющие существенные особенности правового статуса, определяемые сферой деятельности, выражающейся в их специальной (целевой) правоспособности, например, банковские, страховые организации, организации в инвестиционной сфере, включая акционерные инвестиционные фонды, специализированные финансовые общества и специализированные общества проектного финансирования;
  • среди правосубъектных образований выделяют те, которые могут быть признаны субъектами малого и среднего предпринимательства, в силу чего осуществляемая ими предпринимательская деятельность имеет особое правовое регулирование, включая предоставление мер государственной поддержки.

Итак, деятельность государства, субъектов Федерации и органов местного самоуправления является реализацией возложенных на них публичных функций; государственные и муниципальные образования, являясь субъектами предпринимательского права и осуществляя регулирующее воздействие на предпринимательские отношения, непосредственно не занимаются предпринимательской деятельностью, т.е. не имеют цели систематического извлечения прибыли от выполнения возложенных на них функций. Данная позиция является преобладающей в современной научной доктрине. Ключевыми субъектами предпринимательского права являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что общество как субъект предпринимательской деятельности имеет место быть только в том случае, когда государство дает право на свободную предпринимательскую деятельность и не ущемляет полномочия участников бизнеса.


2.2 Основы процессов жизненного цикла субъектов предпринимательского права

Малый и средний бизнес является частью экономической системы России. По оценке Минэкономразвития РФ, 95% коммерческих организаций в РФ являются субъектами малого или среднего предпринимательства. Не удивительно, что его развитию уделяется большое внимание со стороны государства[6]. Создана постоянно действующая специальная Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

В 2015 году этой теме было посвящено отдельное заседание Государственного совета РФ. Реализуются масштабные программы финансовой поддержки, в рамках которых предприниматели имеют возможность получать гранты на начало собственного дела, микрозаймы, гарантии по кредиту или кредиты на льготных условиях. С 2005 года Минэкономразвития на ежегодной основе предоставляет регионам средства федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке малых и средних предприятий.

Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Создана правовая основа для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием. В субъектах РФ сформирована широкая сеть организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Предпринимаются усилия для снижения административной нагрузки на малый бизнес.
Несмотря на это, данные Росстата свидетельствуют об отрицательной динамике развития малого и среднего предпринимательства. Так, падение доли малых и средних предприятий в обороте предприятий в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 1,8% (с 34,2% в 2013 году до 32,4% в 2014 году). Объем инвестиций в основной капитал средних предприятий с 2008 года сократился более чем на 50%. Отмечается низкая инновационная активность малых и средних предприятий[7].

К сожалению, был реализован ряд государственных мер, противоречащих интересам малых и средних предприятий, например увеличение страховых платежей, отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах РФ, влекущие к сокращению количества таких объектов, и т.д.


Для преломления негативных тенденций в развитии малого и среднего бизнеса и в целях обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и роста среднего класса Минэкономразвития России разработало проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, который опубликован для обсуждения. Стратегия базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которые сложились к настоящему времени в России. Рассмотрим основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП).

Хозяйствующие субъекты для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства должны соответствовать условиям, определенным в статье 4 ФЗ – №209 «О малом и среднем предпринимательстве в РФ»: 1) иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества); 2) не превышать предельного значения средней численности работников; 3) иметь определенные финансовые показатели. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только второй и третий критерии.
Содержание первого критерия заключается в том, что для отнесения юридического лица к числу субъектов МСП необходимо, чтобы: а) суммарная доля участия России, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов в его уставном капитале (паевом фонде) не превышала 25%, б) суммарная доля участия иностранных юридических лиц либо принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не превышала 49% каждая[8].

Последнее ограничение не распространяется: а) на хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, б) на юридические лица, получившие статус участника проекта; в) на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. №1335 «Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».