Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации (Теоретические аспекты формирования финансовой политики в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования финансовой политики в России
1.1 Понятие и сущность финансовой политики государства
1.2 Цели, задачи и структура финансовой политики государства
1.3 Особенности финансовой политики в России
2. Анализ современного состояния финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Оценка современного состояния финансовой политики России
2.2 Проблемы реализации финансовой политики в России
3. Направления совершенствования финансовой политики государства
2.2 Проблемы реализации финансовой политики в России
Актуальными проблемами финансовой политики России остаются проблемы по определению ее основополагающих моментов. Данные проблемы поднимаются на дискуссиях. Основным вопросом выступает степень социальной ориентации финансовой системы, а также доля государственного вмешательства в финансовые процессы частных и государственных финансовых институтов, их прозрачности и необходимости контроля их деятельности обществом. Отличительной чертой российской финансовой политики выступает недостаточно развитая частная финансовая деятельность, и при этом она нацелена в основном на краткосрочные операции, которым характерен высокий риск, только несущественная часть финансов направлена на решение социальных, медицинских и образовательных проблем.
Серьезной проблемой выступают теневые финансовые операции, которые нерационально распределяют ресурсы внутри самих финансовых институтов. Важнейшим шагом на пути социализации финансов будет осуществление легализации всех теневых расходов граждан на социальные нужды. Для этого требуется организовать контроль данных расходов со стороны общества.
Важно заметить, что для решения проблем в финансовой сфере эффективно будет использование программного способа, он позволит, в свою очередь, стимулировать долгосрочные процессы развития высоких технологий, образования, культуры.
Этот способ предоставит возможность накопления при помощи объединения в единой программе разных механизмов, в т.ч. позволит сформировать источники финансирования долгосрочных проектов. Такие виды получения денежных средств, как кредит, поступления от государства, льготы и инвестиционные проекты могут быть применены в виде таких источников, при этом они должны быть согласованы и способны удовлетворить участвующие стороны.
Примером данного поведения выступают скандинавские страны, Бразилия и Китай.
Важнейшей проблемой выступает и то, что какие бы не принимались меры для совершенствования российской финансовой системы, они не могут иметь ожидаемого эффекта пока не решены такие глобальные вопросы, как институциональная и социально-экономическая нестабильность.
Неспособность разрешить такие вопросы порождает регресс человеческого капитала и низкую степень доверия.
Рассмотрим основные проблемы бюджетной политики, как составляющей финансовой политики государства:
1.Очень длительное время принимаются решения об улучшении различных сфер деятельности.
2.Система прогнозирования результатов по многим решениям не всегда является эффективной.
3.Проблема частных инвестиций.
Также проблемами бюджетной системы в России являются следующие:
1.Расширение практики сокрытия доходов от системы налогообложения. Так, согласно статистическим данным из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в государственный бюджет не поступает каждый год от 30 до 50% налогов, что является нарушением налогового законодательства, а также приводит к взысканию сокрытой прибыли.
2.Нестабильность бюджетно-налогового законодательства. Сегодня функционирование налогового законодательства является недостаточно эффективным, а также нестабильным. В Налоговый кодекс РФ зачастую вносятся изменения, а это приводит к сложностям при расчете налогов у налогоплательщиков. Также все это приводит к затруднению применения норм законодательства на практике.
3. Дисбаланс функций бюджетно-налоговой системы.
4.Проблема неэффективного пополнения региональных и местных бюджетов за счет «своих» налоговых сборов.
Таким образом, как считают многие ученые-экономисты, проблемы реализации финансовой политики Российской Федерации требуется решать обсуждением возможных направлений ее трансформации. Очевидно, что для кардинальных изменений финансовой системы необходимо в т.ч. и увеличение государственного финансирования.
3. Направления совершенствования финансовой политики государства
Рассматривая направления совершенствования финансовой политики государства, стоит отметить, что для данных преобразований должны предприниматься следующие шаги (рис.11)[25]:
Рис.11. Направления совершенствования финансовой политики государства[26]
Основными направлениями совершенствования бюджетной политики, как составляющей финансовой политики государства, выступают следующие:
1. Повышение инвестиционной активности. Российское правительство разрабатывает план мероприятий, направленных на ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение до 25% их доли в валовом внутреннем продукте. При этом в части налоговой политики стимулирование инвестиций должно включать меры по следующим направлениям:
- системные меры: создание стабильных налоговых условий, стабильность и предсказуемость неналоговых или квази-налоговых платежей;
- стимулирующие налоговые и финансовые меры: так, к налоговым и финансовым мерам можно отнести создание определенных долгосрочных источников финансовых ресурсов благодаря созданию системы пенсионных накоплений на основе накопительного пенсионного плана и развития страхования жизни; к отраслевым мерам, в свою очередь, можно отнести развитие инфраструктуры, налог на дополнительный доход в нефтяной отрасли.
2. Осуществление справедливой конкурентной среды и сокращение теневого сектора экономики. В 2020 году продолжается реализация системы мер цифровизации налогового администрирования и интеграция всех источников информации в единое информационное пространство.
3.Обеспечение стратегической приоритизации расходов бюджета государства. При разработке государственных проектов федерального бюджета в приоритетном порядке предусматриваются ассигнования на реализацию национальных проектов в социально-экономической сфере.
Так, осуществление основных направлений бюджетно-налоговой политики в России сосредоточены не только на реализации фискальной цели, но и регулирующей. Т.е. государство заинтересовано не только в собираемости налоговых платежей, но и также в исполнении национальных проектов в социально-экономической сфере. Посредством поступлении налоговых платежей в основные статьи доходов государственного бюджета Российской Федерации возможно направление данных налоговых расходов на реализацию национальных проектов, что преимущественно способствует улучшению социально-экономической сферы в стране.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что финансовая политика Российской Федерации имеет ряд важных проблем, которые необходимо решить для ее более эффективной деятельности. Главной задачей на данный момент стоит преобразование теневого элемента в экономике во вложения в реальный сектор, сокращая до нуля коррупционные издержки и, преодолевая административные барьеры[27]. Проведение этих мероприятий приведет к доступности кредитов, что позволит увеличить долю долгосрочных кредитований и эффективности использования средств бюджета. В современных условиях решение данной проблемы не имеет значимого успеха, что означает острую необходимость в переменах для экономической политики страны. Финансово-кредитная система должна быть более прозрачна и несла ответственность за финансовый результат в реальном экономическом развитии. При выполнении данных условий развитие финансовой политики Российской Федерации будет двигаться более продуктивно.
Заключение
Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Проводя анализ подходов к понятию и сущности финансовой политики государства, можно дать ей следующее определение: «финансовая политика государства - это деятельность государства и предприятий, направленная на оптимальное использование финансов, предоставление соответствующих ресурсов для реализации государственной программы в области экономического и социального развития».
Рассмотрев особенности финансовой политики РФ на современном этапе развития, необходимо заметить, что стратегическая ее цель заключается в достижении уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Проводя анализ современного состояния финансовой политики РФ, стоит отметить, что в государственном бюджете РФ за последние два года наблюдается профицит бюджета. Профицитный бюджет способствует увеличению макроэкономической стабильности. Также наблюдается сокращение внешней задолженности России, что повышает репутацию Российской Федерации как надежного и добросовестного заемщика.
При всем этом расходы бюджета с каждым годом также равномерно растут по всем направлениям. Отметим, что распределение расходной части бюджета осуществляется равномерно и достаточно стабильно, особое внимание уделяется социальной политике и национальной экономике. Это также говорит о выделении и направлении денежных средств на развитие большинства отраслей и социально-экономических проектов государства.
Российская экономика немного стабилизировалась после падения курса рубля до критического показателя и введения экономических санкций европейскими государствами, хотя при всем этом ситуация все еще остается напряженной. Существенное влияние на экономику РФ оказывают события политического, экономического и культурного характера.
В процессе исследования были выявлены следующие проблемы реализации финансовой политики в России:
1.Недостаточно развитая частная финансовая деятельность, и при этом она нацелена в основном на краткосрочные операции, которым характерен высокий риск, только несущественная часть финансов направлена на решение социальных, медицинских и образовательных проблем.
2.Теневые финансовые операции, которые нерационально распределяют ресурсы внутри самих финансовых институтов.
3.Ставка рефинансирования и нормы резервирования, а также недостаточная социализация финансов, которая отражается в необходимости более открытой деятельности Центрального банка и коммерческих финансовых институтов.
4.Институциональная и социально-экономическая нестабильность.
Неспособность разрешить такие вопросы порождает регресс человеческого капитала и низкую степень доверия.
Для совершенствования финансовой политики РФ должны предприниматься следующие шаги:
1. Более жесткий контроль над финансовыми процессами, в большей степени над образованием задолженности государственных корпораций, над эмиссией финансовых инструментов.
2. Увеличение возможности контроля над коммерческими банками со стороны Центрального банка.
3. С целью финансирования долгосрочных инвестиционных проектов можно использовать средства резервного фонда.
4. Определить возможность создания государственного инвестиционного банка для осуществления долгосрочных проектов государственных программ.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основной задачей финансовой политики является преобразование теневого элемента в экономике во вложения в реальный сектор, сокращая до нуля коррупционные издержки и, преодолевая административные барьеры. Проведение этих мероприятий приведет к доступности кредитов, что позволит увеличить долю долгосрочных кредитований и эффективности использования средств бюджета. Финансово-кредитная система должна быть более прозрачна и несла ответственность за финансовый результат в реальном экономическом развитии. При выполнении данных условий развитие финансовой системы Российской Федерации будет двигаться более продуктивно
Список использованных источников
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.10.2020).
- Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
- Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России).
- Абрамова, М.А. Как придать импульс развитию российской экономики: приоритеты действий / М.А. Абрамова // Финансы: теория и практика. – 2018. – С.4–15.
- Белов, А.В. Финансы и кредит. Структура рыночной экономики: Курс лекций / А.В. Белов. - М.: Форум, 2018. - 224 c.
- Бердов, А.А. Принципы бюджетного процесса, их реализация в современных условиях / А.А. Бердов // Вектор экономики.- 2020.- №11.- С.83-91.
- Дроздова, К. С. Современная финансовая политика России: проблемы и перспективы / К. С. Дроздова // Молодой ученый. - 2016. - № 12 (92). - С. 413-415.
- Кулакова, А.А. Совершенствование налоговой политики в РФ / А.А. Кулакова // Вестник современных исследования.-2019.-№3.-С.34-39.
- Мартынова, Н.И. Проблемы и перспективные направления развития налоговой системы / Н.И. Мартынова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5.-С.117-121.
- Огурцов, А.Л. Финансовая политика России в условиях нестабильности / А.Л. Огурцов // Вектор экономики. – 2017.-№4.-С.33-39.
- Трошин, А.Н. Финансы и кредит: Учебник / А.Н. Трошин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 332 c.
- Чигарев, Г.Г. К вопросу о сущности, содержании и формировании финансовой политики / Г.Г. Чигарев // Вестник ВГУ. - -2019. -№ 2 -С. 77-84.
- Банк России: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Центральный банк Российской Федерации. – 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/currency_base/daily/ (дата обращения: 09.11.2020).
- Министерство Финансов РФ: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Минфин РФ. – 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g./